Игра в кальмара
- 1 year ago
- 0
- 0
«Плюмбум, или Опасная игра» — советская мелодрама 1986 года режиссёра Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе . Снят Третьим творческим объединением киностудии « Мосфильм ». В широкий прокат картина вышла 19 января 1987 года . Телевизионная премьера фильма состоялась 17 декабря 1988 года по Первой программе ЦТ .
В сентябре 1987 года фильм удостоился золотой медали сената итальянского парламента на 44-м Венецианском кинофестивале . В мае 1988 года был назван «одним из лучших фильмом 1987 года» читателями журнала « Советский экран » . По данным журнала «Плюмбум, или Опасная игра» стал одним из лидеров по кассовым сборам среди советских полнометражных фильмов, выпущенных в первом квартале 1987 года: за 12 месяцев проката фильм посмотрело 17,6 миллионов зрителей . 17 декабря 1988 года был номинирован на премию «Ника» за лучший игровой фильм и за лучшую сценарную работу .
По словам режиссёра, этим фильмом они хотели показать, что игра с властью над людьми является опасной для общества: нельзя к власти подпускать человека безнравственного и духовно неразвитого. Герой картины не чувствует своей боли, следовательно, и боли других, а, входя во вкус опасной игры и упиваясь властью, к концу фильма он превращается в «нравственного уродца» и «духовного инвалида», вызывающего жалость. Финальная сцена показывает, что в такого рода опасных играх всегда гибнут невинные жертвы…
Зимним вечером члены добровольного отряда по охране общественного порядка вторгаются на дачу, где находится компания воров и картёжников. Войти в доверие преступников и разоблачить их удалось пятнадцатилетнему молодому человеку Руслану Чутко́ по прозвищу «Плюмбум» ( лат. plumbum — свинец ). Вскоре после этого Плюмбум помог поймать в ресторане «Якорь» их сообщника, рецидивиста по кличке «Ткач». Паренёк желает вступить в оперотряд, где его не воспринимают всерьёз из-за юного возраста. Дома Руслан обыкновенный сын, который вместе с родителями поёт песни Булата Окуджавы . Его одноклассница Соня, влюблённая в него, знает, что парень ведёт двойную жизнь .
Подружившись с одним проходимцем, подрабатывающим на вокзале носильщиком, Плюмбум внедрился в банду бродяг «Невидимки», после чего передал их месторасположение начальнику опергруппы Роману Ивановичу («Седой»). С помощью шантажа Руслан вытягивает у бармена информацию о банде фарцовщиков , торгующих майками собственного производства. Бармен также сообщил о появлении на вещевом рынке в Каменске магнитофона-кассетника, который у Руслана украл уличный грабитель, когда он сидел на скамейке.
Однажды вместе с сотрудником опергруппы Василием Лопатовым он выследил банду контрабандистов, привозящих на овощебазу ящики с гнилыми фруктами. Чтобы войти в контакт, Плюмбум бросается под машину с преступниками, благодаря чему попадает к ним в дом. Возлюбленная одного из членов банды, девушка Мария, проявляет к нему сочувствие, и при откровенном разговоре выдаёт информацию о том, что её суженый разорвал отношения с бандой и вместе с ценными бумагами уехал в Симферополь . Чтобы оградить любимого от преследований, Мария вынуждена выполнять всяческие прихоти Плюмбума и даже позволяет близость . Руслан просит манекенщицу Марию передать ему бумаги, после чего он оставит их в покое, а сам в это время докладывает обо всём сотрудникам опергруппы .
В очередном рейде по поимке рыбаков− браконьеров Руслан задержал своего отца и без всякого смущения составил протокол о задержании. Во время погони Плюмбум произносит рифмованные глаголы второго спряжения : «Гнать, держать, вертеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть и зависеть и терпеть, да ещё дышать, смотреть». Провожая Марию с её ребёнком на поезд, Плюмбум приходит к выводу, что её возлюбленного посадили в тюрьму. От начальника опергруппы он узнаёт о том, что всю банду задержали благодаря его информации. С помощью Сони Плюмбум находит своего давнего врага — грабителя, который когда-то отнял у него магнитофон-кассетник. Обидчик пытается убежать по крышам, а Плюмбум его преследует. Соня бросается за ними и срывается с крыши…
Актёр | Роль |
---|---|
Антон Андросов | Руслан Чутко (Плюмбум) |
Соня Орехова | |
Елена Яковлева | Анна Каменкова ) | Мария (озвучивает
Зоя Петровна Чутко (урожд. Костина) | |
Александр Феклистов | Роман Иванович (Седой) |
Владимир Стеклов | Василий Лопатов |
Александр Пашутин | Виктор Сергеевич Чутко |
Алексей Зайцев | Алексей Жарков ) | Коля−Олег (озвучивает
Ткачиха | |
Сергей Серов | Панов |
Геннадий Фролов | Банан |
Вячеслав Баранов | хулиган |
Владимир Стержаков | бармен |
Тарик жених Марии | |
Александр Жарков | Ткач |
водитель « Волги » | |
Алексей Гуськов | школьный учитель |
Никита Прозоровский | дружинник (озвучивает Алексей Иващенко ) |
Александр Вилков | член банды |
Пётр Зайченко | дружинник |
По словам режиссёра Вадима Абдрашитова , замысел фильма возник благодаря статье в « Московском комсомольце » о молодом человеке пятнадцати лет, который был дружинником и злоупотреблял властью. После прочтения статьи Абдрашитов долго говорил на эту тему со сценаристом Александром Миндадзе , после чего началась работа над сценарием. Главного героя стали искать через объявления, размещённые в газетах, на радио и телевидении .
Актёра на главную роль выбирали из шести тысяч кандидатов. Девятиклассник из Москвы Антон Андросов был в числе первых, его взяли на заметку, но продолжили поиски, а позже вернулись к нему . Натурные съёмки велись в Минске : эпизод на железнодорожном вокзале, где Плюмбум встречает отца, а затем гонится за бездомным .
Фильм снимался в Калинине (ныне — Тверь ), Минске и Москве . Часть съёмок в Минске проводилась после аварии на Чернобыльской АЭС .
Сценарий «Плюмбум» был напечатан в пятом номере журнала « Искусство кино » в 1986 году .
В 1987 году в февральском номере журнала «Советский экран» кинокритик Алла Гербер назвала Плюмбума «героем, преисполненным ненависти к тем, кто, по его словам, „разворовал всю страну“», который дал себе клятву «бороться с этой нечистью», в результате чего «предлагает свои услуги старшим дружинникам» . Другой критик Сергей Шумаков заметил, что Плюмбум постоянно говорит, что ему 40 лет для того, чтобы выстроить «смысловой мостик к старшим персонажам картины», которых объединяет двоемыслие (разрыв между словами и поступками), и попытаться любыми способами воссоединить слово и дело, играя в опасную игру .
В 1987 году в февральском номере журнала « Спутник кинозрителя » кинокритик Мирон Черненко подчеркнул, что подзаголовок фильма «Опасная игра» говорит о том, «сколь опасна безответственная и безнравственная игра в справедливость». По мнению критика, авторы фильма выстраивают драматургию своей ленты из вопросов, которые они задают самим себе, героям картины, зрителям и самой жизни .
В 1987 году в мартовском номере журнала « Искусство кино » кинокритик Лев Аннинский заметил, что фильм объясняет нам изъяны воспитания: Руслан вырос таким опасно-невменяемым, потому что «семья не дала ему настоящей душевности». Парень играет в опасную игру, за которую расплачивается влюблённая в него одноклассница .