Interested Article - Непобедимые

«Непобедимые» — первый в истории полнометражный художественный фильм о Великой Отечественной войне , кинематографисты « Ленфильма » начали полудокументальные съёмки осенью 1941 года в блокадном Ленинграде , а окончили снимать и смонтировали фильм уже в эвакуации .

О несгибаемой силе духа рабочих Ленинградского завода имени С. М. Кирова в период блокады Ленинграда. Несмотря на ежедневные бомбежки, невероятный холод и отсутствие пищи, инженер Родионов упорно трудится над выпуском нового танка.

Сюжет

Осень 1941 года. Вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады , линия фронта подходит к Колпино. Настя Ковалёва — молодой инженер Ижорского завода — с толпой беженцев уходит в Ленинград, но в заплечном мешке уносит не любимые платья, а свои чертежи — она идёт на Кировский завод , к когда-то предлагавшему ей работать вместе инженеру-конструктору Родионову. В трудные дни блокады, в невероятный холод и голод, когда линия фронта проходит уже вдоль забора завода, она будет скромно трудиться в конструкторском бюро. Особого подвига Настя не совершит — будет работать, сколько хватит сил, будет ждать с фронта близких, будет верить в победу… но только с её незаметной помощью Родионов сможет наладить выпуск нового танка.

В ролях

Актёр Роль
Борис Бабочкин Николай Петрович Родионов Николай Петрович Родионов инженер-конструктор Кировского завода
Тамара Макарова Настя Ковалёва Настя Ковалёва инженер с Ижорского завода
Александр Хвыля Дмитрий Пронин Дмитрий Пронин батальонный комиссар
Николай Черкасов-Сергеев Родионов-отец Родионов-отец
Пётр Алейников Гриша Гриша шофёр, танкист
Борис Блинов Гриша Бондарец Гриша Бондарец военмор
Николай Дубинский Власов Власов
Н. Митрушенко Серёжка мальчик Серёжка
Эмма Макарова (племянница Тамары Макаровой) Аннушка девочка Аннушка
Василий Зайчиков секретарь парткома
Григорий Кириллов Красношеев Красношеев
эпизод
профессор
Валентина Телегина дружинница

В полудокументальных съемках: рабочие завода, военнослужащие и ополченцы, жители Ленинграда.

Техника и оружие в фильме не просто настоящие — а действующие: зенитный пулемет ДШК снимали, когда он нес боевую службу, ожидая налета самолетов Люфтваффе, кинематографистам запретили передвигать его с боевой позиции, а бронепоезд с башнями от танка Т-34 снимали в ускоренном режиме — поезд уходил на фронт.

Особый интерес представляет кадр с танком КВ-1 — кинооператоры подстерегли его при выезде из цеха завода имени Кирова. Предположительно, это танк с заводским номером 5131 из 2-го танкового батальона 124-ой танковой бригады — в бою 8 октября 1941 года он был подбит и эвакуирован на завод, и уже 12 октября отремонтированный танк вышел из ворот завода прямо на фронт.

История

По словам режиссёра, идея фильма зародилась 13 июля 1941 года. Авторы сценария писали о том, что видели вокруг себя. Сценарий был окончен осенью — когда кольцо блокады уже замкнулось, сценарий вначале назывался «Ленинградская осень». Сергей Герасимов в воспоминаниях писал, что в отличие от других фильмов, где для создания сценария нужно вдохновение («настроить себя на надлежащий лад»), в этом случае обстановка создания сценария была иного психологического свойства:

Мы были участниками, а не свидетелями, наблюдающими события через форточку. Все, что происходило «там», происходило «тут», а не «там». Мы еще спорили о том, как можно подать материал, как завязать интригу и так далее, но чаще всего мы и это отбрасывали. Отбрасывали — и просто шли, исходя из событий своего собственного дня. Мы бывали постоянно на Кировском заводе. Вся история личных отношений — все это рождалось из того, с чем все мы встречались. Люди знали, что есть одна жизнь — это война, другой жизни никакой быть не может. Так мы и повели своих героев. Мы как бы искали и находили в своих сценарных строках ответы на мучающие нас вопросы. Это касалось непосредственного бытия, сегодняшних обстоятельств жизни… каждая строка становилась для нас самопознанием: что мы-то по поводу всего окружающего думаем и чувствуем? Отсюда родился целый ряд сцен.

режиссёр фильма Сергей Герасимов

18 октября директор «Ленфильма» издал приказ — приступить к постановке полнометражной кинокартины «Героическая оборона Ленинграда», затем уже прокатное название стало «Непобедимые».

Съёмки велись в Ленинграде, пока это позволяли условия, от случая к случаю, между бомбёжками, а позже и под артобстрелом, между работой членов съемочной группы по дежурству и тушению фашистских «зажигалок», но с эвакуацией в декабре студии «Ленфильм» в Алма-Ату работа была продолжена уже там — на киностудии ЦОКС.

Особое внимание авторы уделяли тому, чтобы картина не стала «просто как новый очередной плакат», и была реалистичной, поэтому в фильм не стали снимать сцены боевых действий:

Но в работе нам стало понятно: всякого рода бутафорский пафос этой картине не показан совершенно. Сейчас наши домодельные «фугасы», вся пиротехника вызывают у меня чувство отвращения. Не потому, что я такой уж убежденный пацифист и не перевариваю войны на экране, но потому, что реальная война, по сути говоря, не может быть изобразима пиротехническими баталиями. Истинный героизм, та сила духа, которую мы наблюдали в осажденном Ленинграде, не могли быть, по нашему мнению, переданы эффектами пиротехники.

режиссёр фильма Сергей Герасимов

Смонтирован фильм был уже в Алма-Ате осенью 1942 года, там прошла премьера, и так совпало, что в Ленинграде он был показан в январские дни триумфа города .

Особенность изображения блокадного Ленинграда

В «Непобедимых» специально оговаривалось, что фильм повествует о первых месяцах блокады, а зрители воспринимали нашу картину как фильм о блокаде вообще. И, конечно, при таких обстоятельствах показанная в фильме жизнь ленинградцев выглядела облегченной, приукрашенной, даже фальшивой.

Фильм подвергался критике за слабое изображение тяжести блокады и отсутствие сцен сражений. Однако такое изображение объяснимо — ленинградские кадры фильма были сняты осенью 1941 года — до блокадной зимы 1941—1942 года, до голода — и о том, что предстояло пережить ленинградцам, авторы фильма даже не предполагали. Но и то, что они видели — хотя изначально и планировали, не стали включать в фильм: например, в сентябре 1941 года, дежуря на крыше Дома кино на Невском 72, видели попадание бомбы в соседнее здание — больницу на Фонтанке.

В иных обстоятельствах, быть может, мы и не поскупились бы на подобные подробности для картины, и кто-нибудь назвал бы их сильными кадрами, яркими деталями и образами. В блокадном Ленинграде нам это не подходило, не это составляло для нас суть произведения, не это, а что-то совсем другое, даже прямо противоположное. Вот мне пришлось видеть, скажем, как грузовик зимой по Невскому проспекту, который представлял собой как бы деревенскую улицу, до второго этажа буквально занесенную снегом — так вот по этому пробитому в снегу тоннелю мчался грузовик, на нем лежали трупы, собранные на улицах города. Мерзлые трупы были уложены в кузов просто как дрова. И в этом не было цинизма, тогда в том ничего особенного не было. И, как распорки к дровам, два таких трупа были поставлены по краям, вертикально. Быстро неслась машина, и от кабины развевалась девичья коса — там высокая девушка была поставлена, она как бы сдерживала штабелем уложенные трупы. Это образ, который может, как кошмар, повторяться в течение всей последующей жизни, во сне это можно видеть, и вздрагивать и вскрикивать… Мы всего этого еще не видели, когда снимали «Непобедимых»,- работа шла до наступления морозов, но у нас и в замысле был другой аспект реального Ленинграда. Мы не хотели людей пугать, мы должны были всей своей работой (так мы понимали) дать что- то живое живым. Трагические лики ленинградской блокады были у всех перед глазами, и нам даже не хотелось особенно это акцентировать, нам хотелось показать другое, что тоже было рядом…

режиссёр фильма Сергей Герасимов

Режиссёр пояснил, что фильм снимался для зрителей, которые сами воюют, живут в блокаду, и знают о блокаде и войне всё и без фильма — и отметил разное отношение к картине в тылу и на фронте: ещё в эвакуации в Алма-Ате фильм при просмотре критиковался за отсутствие батальных сцен и излишний показ чувств в любовной линии, однако, в Ленинграде критика была прямо противоположная: « „А вам не кажется, дорогие, что вы тут что-то очень набаталили?“ и поставили в упрёк, что всё очень похоже, и страсти людские схожи, но под конец пальба, она не очень-то „по жизни“ похожа ».

Центральная идея фильма, по словам режиссёра, — дать представление о том, что такое была блокада Ленинграда:

Самым удивительным было все-таки иное — невероятная сдержанность народа. Да, невероятная. То есть где-то там, в домах, грызли подушки, рыдали и бились на полу женщины, потерявшие детей и мужа. Но на улице я никогда не видел ничего подобного. Враги наши и такой факт могли зачесть нам в вину: что-де можно ждать от этой нечувствительной, совершенно инертной массы народа. Ведь они-де недочеловеки … Есть в фильме сцена, образное решение которой мне кажется очень верным. Это прямое изображение гнева, который иной раз поражал людей, в особенности женщин, потерявших своих близких. Я видел женщину, которая вот так, как позднее мы показали это в фильме, кричала гневно и страшно. Мы как раз были на Кировском заводе в это время. Там ополченцы уходили на передний край, им предстояло пройти примерно километр, чтобы вступить непосредственно в сражение. Женщина кричала им: « Бейте их, гадов! Бейте, уничтожайте их, сволочей! » — у нее были белые губы. Я никогда не забуду этот образ, образ самой действительности. Мы это включили в картину как прямое образное отражение, дающее представление о том, что такое была ленинградская блокада.

режиссёр фильма Сергей Герасимов

Значение в отечественном кинематографе

Фильм — первый художественный полнометражный фильм о Великой Отечественной войне, и, несмотря на недостатки, которые, учитывая условия съёмок, «объяснимы и, наверное, закономерны», как «первооткрыватель» темы оказал влияние на зарождения жанра , положив начало традиции отечественных фильмов о войне следовать

прочной духовной традицией, унаследованной от искусства времени грозовых лет. Утвержденное и освященное тогда нравственное кредо — «лишь бы правде не во вред» ( А. Твардовский ) стало заветным и в кинематографе. Начиная с «Непобедимых» и « Подводной лодки Т-9 » дала о себе знать родовая примета в самом совмещении художественного и документального, когда последнее являлось как бы мерилом истинности и правды первого.

журнал « Нева », орган Союза писателей СССР , 1984 год

Однако историк кино Г. Д. Кремлев указывал, что фильм делит звание первого фильма о войне с фильмом « Секретарь райкома » Ивана Пырьева, премьера которого официально прошла на два месяца раньше, и при этом указывал, что фильм «Секретарь райкома» более художественно завершённый .

Критика

Критикой неоднократно отмечалось, что фильм ценен не сюжетом, и не документальными кадрами, а психологически точным и правдивым изображением блокады, событий, и характеров людей:

Вступительная надпись поясняла: «В картине отражены мысли и чувства ленинградцев в осенние месяцы 1941 г.» Война и производство властно продиктовали все сюжетные связи. Постановщики усложнили их, выбрав психологическую цель: они решили показать, как штатские становятся военными. Художников волновал слом в сознании человека, переход из одной эмоциональной среды в другую. Очень немногие задавались в те годы подобной целью.

киновед, кинокритик и историк кино Марк Ефимович Зак , 2004 год

Фильм оказался ближе более спокойному и аналитичному восприятию наших современников. Тогда критики заметили, что именно этим фильмом открывались многие темы, активно разрабатывавшиеся в послевоенных фильмах о войне, хотя бы тема, заявленная образом Родионова: война наносит трудноизлечимые травмы не только телам, но и душам людей.

киновед , журнал « Киноведческие записки », 2005 год

Причиной «полууспеха» фильма киновед В. А. Кузнецова видела в том, что фильм вышел на экраны, когда блокада была уже прорвана, и зрители хотели видеть фильм о стойком и мужественном преодолении ленинградцами суровых зимних месяцев блокады, но по своему сюжету « „Непобедимые“ всё-таки остались „Ленинградской осенью“ » .

Как документ времени киновед Ю. М. Хаютин ставил фильм выше получившего Сталинскую премию фильма « Она защищает Родину » 1943 года: «более последовательным в своем документализме был фильм „Непобедимые“. Снимавшийся в осажденном Ленинграде, большей частью на натуре, он воссоздал образ города, вступившего в борьбу» .

Отмечено, что исполнение главной роли Борисом Бабочкиным — известному по фильму « Чапаев » — было естественно, и актёр смог создать «образ Родионова — сильного, мужественного человека, талантливого инженера, разработавшего конструкцию нового мощного танка, раскрывал непоколебимую стойкость советских людей» , значение его игры было приравнено к роли танков:

В поведении Б. Бабочкина — Родионова была одна особенность: он вынужден был повышать голос, чтобы пробиться к собеседнику сквозь усталость, а иногда и страх. Эта актерская краска значила в фильме столько же, сколько хроникальные съемки выхода танков из заводских ворот.

киновед, кинокритик и историк кино Марк Ефимович Зак , 2004 год

Примечания

  1. И. Г. Большаков — Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны — Госкиноиздат, 1948—147 с. — стр. 55
  2. Лев Александрович Парфёнов — Сергей Герасимов — М.: Искусство, 1975—278 с. — стр.
  3. Илья Щеголев - от 7 марта 2019 на Wayback Machine // Российская газета, 2 мая 2014
  4. Аркадий Кольцатый — Снимаются «Непобедимые» // Журнал « Советский экран », 1967
  5. цитируется по: Федор Раззаков — Чтобы люди помнили
  6. Л Ягункова — Сергей Герасимов и Тамара Макарова: к 100-летию со дня рожнения Сергея Аполлинариевича Герасимова — М.: Эксмо, 2006—285 с. — стр. 128
  7. от 17 апреля 2021 на Wayback Machine , ЖЖ «Книга про КВ», 17 января 2015
  8. Сергей Аполлинариевич Герасимов — Воспитание кинорежиссера — М.: Искусство, 1978—430 с.
  9. Геннадий Соболев — Ленинград в борьбе за выживание в блокаде. Книга вторая: июнь 1942 — январь 1943
  10. Герман Дмитриевич Кремлев — Михаил Калатозов — М.: Искусство, 1964—241 с. — стр. 93
  11. Петр Багров , — от 17 марта 2019 на Wayback Machine // «Киноведческие записки», № 72, 2005
  12. Марк Ефимович Зак - Кино как искусство, или, Настоящее кино - Материк, 2004 — 438 с.
  13. Юрий Миронович Ханютин — Предупреждение из прошлого — М.: Искусство, 1968—283 с. — стр. 68
  14. В театре и кино — Всероссийское театральное общество «Искусство», 1968—388 с. — стр. 368

Источники

  • Аркадий Кольцатый — Снимаются «Непобедимые» // Журнал « Советский экран », 1967
  • № 1742. Непобедимые // Советские художественные фильмы: Звуковые фильмы, 1930—1957 / Всесоюзный государственный фонд кинофильмов, Москва — М.: Искусство, 1961 — стр. 304
Источник —

Same as Непобедимые