Interested Article - Кожушаная, Надежда Павловна

Наде́жда Па́вловна Кожуша́ная ( 15 марта 1952 , Свердловск 15 января 1997 , Москва ) — советский и российский кинодраматург, писатель, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (посмертно).

Биография и творчество

Детство

Надежда Кожушаная (Ямшанова) родилась в Свердловске ( Екатеринбург ). Отец — Ямшанов Павел Иванович (главный инженер лаборатории завода Уралмаш ), мать — Ямшанова (Семенова) Глафира Михайловна (преподаватель металлургического техникума). Когда Ямшановой было восемь лет, её родители разошлись. В школе Ямшанова училась только на отлично. Училась в музыкальной школе, обладала абсолютным музыкальным слухом . Она играла в школьном театре, аккомпанировала на вечерах и концертах. Собирала друзей и занималась с двоечниками по отстающим дисциплинам. Отец обладал тонким художественным вкусом. Его коллекция альбомов по искусству и библиотека художественной литературы формировали вкус Ямшановой и воображение. Отец сочинял стихи и сказки, которые зачитывал Ямшановой и её друзьям. Мать писала сценарии вечеров для техникума. Ямшанова с раннего детства тоже писала. Драматичную историю своего первого публичного выступления в качестве драматурга — читки первой пьесы перед классом и учительницей — она изложила позднее в рассказе «Пустяк».

Университет

После школы в 1968 году Ямшанова поступила в Уральский государственный университет на филологический факультет. К этому времени она закончила музыкальную школу, свободно играла на фортепиано , гитаре , аккордеоне , могла определить на слух любую ноту инструмента в оркестре, играть с ходу любую мелодию.

На протяжении обучения в университете играла в студенческом театре как актриса и аккомпаниатор . Обнаружился также пародийный талант. Играла в театре Свердловского архитектурного института , где познакомилась с Владимиром Хотиненко . Продолжала писать литературные произведения, задаваясь вопросом о новых формах в литературе. Писала музыку, на третьем курсе ощутила потребность стать композитором . Мать не позволила Ямшановой бросить университет, чтобы поступать в консерваторию , мотивировав это необходимостью закончить сначала один ВУЗ.

Над дипломом Ямшанова работала в усадьбе Мураново , в качестве практики проводила экскурсии , посвященные творчеству Тютчева . По окончании университета готовилась поступать в аспирантуру. Полагалось отработать два года в сельской школе по распределению , Ямшанова поехала в деревню Кунары Свердловской области , отработала один учебный год (1974—1975), преподавала русский язык, литературу, пение.

В 1975 году вышла замуж за Бориса Кожушаного, который увёз её из деревни на год раньше, вопреки правилам распределения, в Москву, где он учился в МАрхИ .

Москва, ВКСР

В Москве Кожушаная работала табельщицей в строительном управлении (писала об этом юмористические рассказы). Увлекалась театром, писала пьесы. Среди друзей семьи Кожушаных были актёры, режиссёры, в том числе труппа зарождающегося Театра на Юго-Западе , близким другом был руководитель театра Валерий Белякович . Пьесы и другие произведения, написанные в этот период, Кожушаная зачитывала в компании театралов вслух. Почти все, написанное в этот период, утеряно. Известен текст мини-пьесы «Сумасшедшая Рахильда», вариант пьесы «Антигона». 1 декабря 1980 года в семье родилась дочь Екатерина.

В этот период подруга детства Кожушаной, Оксана Черкасова училась в Москве на Высших курсах сценаристов и режиссёров и подсказала ей идею осваивать киноязык, стать кинодраматургом . При поступлении на ВКСР был конкурс несколько десятков человек на место, Кожушаная поступила, по её словам «единственная с улицы» , с рассказом «Раз в неделю по субботам», где прототипом главного героя является её отец. После собеседования Валентин Черных сформулировал своё нежелание принимать Кожушаную на курсы таким образом: «Это человек такого же склада, как Шпаликов , Высоцкий , Даль . При том, что она женщина, эмоционально ей будет ещё тяжелее, чем им» . Семён Лунгин заявил: «Запишите эту девочку на меня» .

Кожушаная обучалась в мастерской С. Лунгина по специальности «Сценарист фильмов для детей», написала три полнометражных сценария: «Забор», «Самый первый счастливый день» (дипломная работа), сценарий « Последняя игра в куклы », написанный в тот период, был поставлен в 2010 году. Писала работы по заказам студентов-режиссёров. В процессе обучения были поставлены короткометражные картины по сценариям Кожушаной: «Мостик», «Прогулки по городу», « Нам не дано предугадать… ». После окончания курсов, фильмы: «Торо!», «Бузкаши».

В 1988—1989 годах читала лекции «Работа с драматургом» на Высших курсах сценаристов и режиссёров .

Творчество

По мнению киноведа Нины Цыркун , Кожушаная была «самой одарённой сценаристкой эпохи перемен» . В 1987 году был снят фильм « Зеркало для героя » — «о том, что в прошлое нельзя плевать, что нельзя судить отцов, что времена не выбирают, что у каждого времени своя правда, и это святое». В 1991 году вышел фильм « Нога » — «лучший фильм об Афганистане , может быть, о войне вообще». В вышедшей в 1992 году « Прорве » Надежда Кожушаная «анализирует роковое обаяние силы и бессознательный коллективный мазохизм нации».

Женщина, никогда не бывавшая на войне, не переживавшая тридцать седьмого года и не испытывавшая мук невостребованности, которые гложут мужчину среднего возраста, откуда-то всё это знала, и именно по её сценариям были поставлены три лучших фильма пятилетия, в которых о нас сказано, в сущности, всё.

киновед Нина Цыркун

В середине 1990 годов Кожушаная много работала, но из-за трудностей в российском кинематографе её полнометражные сценарии не были поставлены. Вышли мультипликационные фильмы « Дело прошлое », « Племянник кукушки », « Нюркина баня », короткометражные фильмы «Террорист», «Ой, Бог ты мой!», «Неживой зверь». В этот период были написаны полнометражные сценарии: для режиссёра Ольги Наруцкой «Бессонница» (две серии), «Хромой князь». Для Ивана Дыховичного сценарий по ранним рассказам Набокова и сценарий- антиутопия «Прощай, Москва!». По заказу из Италии — развернутый синопсис «В ночь под коммунизм». Кожушаная написала «Женщину номер два», которую через несколько лет планировал ставить Михаил Кононов . Для Александра Соловьева были написаны сценарии «Беби-Йога» и «Простое число». Были написаны и другие заявки и эссе .

В течение жизни Кожушаная отрабатывала свой собственный стиль текста, всегда проверяя его на слушателях, текст должен был звучать и воздействовать. Киноведы, актёры, режиссёры, друзья и соседи по квартире должны были немедленно по её требованию прочесть написанное .

Ирина Шилова , киновед, из интервью :

Я прочла кусок пьесы «Пенальти» при ней (терпеть не могу читать при авторе). Когда к героине-космонавту в пустыню приезжает её отец. Сейчас пошлость скажу — но я заплакала. И увидела торжество в Надиных глазах: «Победила».

Статьи и эссе Надежды Кожушаной были опубликованы в разных изданиях, сценарии печатались в журнале « Искусство кино » в разделе «Избранная проза». Кирилл Разлогов считает, что «сценарии Надежды Кожушаной это самостоятельная литература, это чтение, которое доставляет удовольствие безотносительно к тому, были они поставлены или не были поставлены», и что «они заслуживают внимательного, в том числе литературоведческого изучения» .

В 1996 году в работе параллельно находились два мультипликационных фильма « Бабушка » и « Розовая кукла », материал сборки Кожушаная видела, но окончательные версии не успела. Призы за драматургию этих фильмов были присвоены ей после смерти.

Скончалась 15 января 1997 года от пневмонии . Похоронена на Троекуровском кладбище .

Филолог и музыкант по образованию, драматург по призванию, она прожила всего 44 года, но ещё при жизни сумела заслужить титул «Самой одарённой сценаристки эпохи перемен» .

Семья

Отец — Павел Иванович Ямшанов, главный инженер лаборатории завода Уралмаш . Был творческой личностью с художественным вкусом, знакомил дочь с хорошей музыкой и литературой. Также писал стихи и сказки, которые читал вслух.

Мать — Глафира Михайловна Ямшанова (Семенова), преподаватель металлургического техникума.

Муж — Борис Кожушаный, архитектор.

  • Дочь — Екатерина Борисовна (род. 1 декабря 1980), архитектор и киносценарист.

Фильмография и библиография

Сценарист

Актриса

Н. Кожушаная, из интервью :

Впервые я снялась в «Тамаре Александровне». Сыграла там уборщицу в госпитале. В «Ноге» уже медсестру. Профессиональный рост налицо. В том фильме не было финала. Ольга Наруцкая предложила — попробуй. В «Ноге» же режиссёр спросил, как прочесть сцену, я показала. Между прочим, себе на экране я ужасно не нравлюсь. Нет у меня актёрского комплекса.

Радиоспектакль

  • «Бэби-Йога», Надежда Кожушаная читает свой киносценарий, реж. спектакля А. Золотухин , Екатеринбург, 1993 г., назван лучшей передачей года .

Нереализованные сценарии и заявки

«Антигона», пьеса; «Сумасшедшая Рахильда», мини-пьеса; «Самый первый счастливый день», полнометражный, детский, 1984 г.; «Три ёлки», заявка, 1984 г.; «Воскресный день», полнометражный, детский, 1984 г.; «Забор», полнометражный, детский, 1985 г.; «Уральская кадриль», заявка, анимационный, 1985 г.; «Диалог», заявка, 1986 г.; «Ясновидящая», по повести Э. Мандалян , заявка, 1986 г.; «В голубой нашей юности», заявка и либретто, 1988 г.; «Женщина номер два», полнометражный, игровой, 1989 г.; «Одна из многих в цирке шапито», заявка, 1990 г.; «Гость снов», заявка, 1990 г.; «Исчезающий», синопсис, 1990 г.; «Мистификация», по мотивам романа Н. Нарокова «Мнимые величины», синопсис, 1991 г.; «Никогда не возвращайся», синопсис, 1992 г.; «Прощай, Москва!», полнометражный, игровой, 1992 г.; «Бэби-Йога», полнометражный, игровой, 1992 г.; «Простое число», полнометражный, игровой, 1992 г.; «В ночь под коммунизм», заявка, 1992 г.; «Хромой князь», по повести А. Толстого « Хромой барин », полнометражный, игровой, 1993 г.; "Из окна красного дома. Матильда Хонькина, хорошая мать. Московский гость. Московский зоопарк. Нежно об «Альфе», заявки на короткометражные худож.-публицистич. фильмы о Москве, 1993 г.; «Портрет», по мотивам повести Н. Гоголя , заявка, 1994 г.; «Прощай, Одесса!», полнометражный, игровой, 1995 г.; «Про Ваню», короткометражный, игровой, 1996 г.; «Телеграф ты мой», синопсис, 1996 г.; «Личность», проект док. фильма о Б. Ельцине , 1996 г., «Пенальти», синопсис, 1996 г.

Повести, рассказы и эссе

«Сентиментальный водевиль», повесть, 1976 г.; «Раз в неделю по субботам», рассказ, 1982 г.; «Пустяк», рассказ, 1982 г.; Эссе: «Про Ванечку», «Про врачей», «Рекомендация оператору Любченко», «Я — пас», «Гимн. Актёрам. Ненаучный», «Про Сашу» (Кайдановского), «Про смерть и несколько вопросов», «Про Чечню», «Про курение», «Мастер» (о Семёне Лунгине).

Книги

  • Собрание сочинений «Зеркало для героя» в двух томах. Том первый «Самый первый счастливый день», том второй «Простое число», Центр культуры и просвещения «СЕАНС», Санкт-Петербург, 2017 г.
  • Книга киносценариев «Прорва» , вступление Ю. Норштейна , Энциклопедическая серия «Библиотека кинодраматурга», Издательство «СЕАНС», «Амфора», Санкт-Петербург, 2007 г.
  • Книга киносценариев «Кино — работа ручная» , предисловие в виде интервью — рассказов о Надежде Кожушаной. Издательство «СОВА», Москва, 2006 г.

Публикации

  • Сценарий короткометражного фильма «Про войну», журнал «Киносценарии», 1986 г., № 3
  • Сценарий полнометражного фильма «Воскресный день», журнал «Киносценарии», 1986 г., № 4
  • Сценарий полнометражного фильма «Женщина номер два», журнал «Киносценарии», 1991 г, № 5. Назван «Лучшей публикацией номера» ; фрагментарно в газете «Экран и сцена», 1991 г., № 33 (85).
  • Статья об Иване Охлобыстине «Про Ванечку», журнал «Экран», 1992 г., № 4
  • Повесть «Сентиментальный водевиль», газета «Культура», г. Самара, 1993 г., № 34-40. Названа «Лучшей публикацией года» .
  • Киноповесть «Бессонница», журнал «Фантакрим Мега», г. Минск, 1993 г., № 4. Названа «Лучшей публикацией года» .
  • Статья «Я — пас» о фильме «Нога» и войне в Афганистане, журнал «Искусство кино», 1993 г., № 10. Названа «Лучшей публикацией номера» .
  • Сценарий — стихотворение «Простое число», журнал «Искусство кино» в разделе «избранная проза», 1993 г., № 10
  • Сценарий фильма «Прорва», журнал «Киносценарии», 1995 г., № 1
  • Эссе «Гимн. Актёрам. Ненаучный» , журнал «Экран», 1995 г., № 1
  • Сценарии анимационных фильмов «Розовая кукла» и «Про бабушку», журнал «Киносценарии», 1996 г., № 3
  • Текст «Про Сашу», об Александре Кайдановском , журнал «Киносценарии», 1996 г., № 1; книга «Александр Кайдановский. В воспоминаниях и фотографиях», составитель Е. Цымбал , изд. дом «Искусство», Москва, 2002 г.
  • Подборка текстов о Москве: «Прощай, Москва!», «Никогда не возвращайся», «Московский зоопарк», «Московский гость», «Где чистые и честные китайцы», журнал «Кинограф», 2003, № 13

Фильмы и телепередачи о Надежде Кожушаной

  • Телепередача О. Кучкиной «Соло. Время Ч», фильм-интервью, IV канал 1996 г.
  • «Перпендикулярное кино», телефильм студии К2, реж. И. Васильева, РТР, 1997 г.
  • «Надя Кожушаная», тел. док. фильм в цикла «Острова», канал « Культура », реж. М. Любакова, 2001 г.

Награды и номинации

Галерея

Примечания

  1. (англ.) — 1990.
  2. Лия Гинцель , «Кино — работа ручная, считает кинодраматург Надежда Кожушаная» // газета г. Екатеринбург, 02.06.1992
  3. «Перпендикулярное кино», телефильм студии К2, реж. И. Васильева, РТР, 1997 г.
  4. . Дата обращения: 23 апреля 2020. 11 июня 2020 года.
  5. Нина Цыркун от 17 марта 2015 на Wayback Machine // Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. Т. 2. СПб, 2001.
  6. «Надя Кожушаная», тел. док. фильм в цикла «Острова», канал « Культура », реж. М. Любакова, 2001 г.
  7. от 17 марта 2017 на Wayback Machine // Телеканал «Культура», 15 марта 2012
  8. Надежда Кожушаная: от 21 октября 2013 на Wayback Machine

Ссылки

  • Аркус Л ; Гореликов А.: . Киноведческая база «Чапаев» . Проект «Чапаев» журнала « Сеанс ». Дата обращения: 2 мая 2020.
  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Кожушаная, Надежда Павловна