Церковь Троицы Живоначальной в Полях
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковь Святой Троицы Живоначальной ( Троицкая, Свято-Троицкая ) — приходской православный храм в селе Бёхово Заокского района Тульской области . Относится к Белёвской епархии Русской православной церкви . Является памятником архитектуры , входит в Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Поленова .
О постройке первой деревянной церкви в Бёхове упоминаний не сохранились. Первые документальные упоминания о второй деревянной церкви в Бёхове видны из храмозданной грамоты (от 9 сентября 1798 года), когда на бёховском кладбище была построена вторая деревянная церковь, вместо сгоревшей в 1798 году первой деревянной церкви. Храм был повреждён ударом молнии в 1845 году, в том же году был отремонтирован и покрыт железом, вместо бывшей тесовой крыши. Приход села Бёхова в 1870—1879 годах присоединён к Знаменскому приходу села Страхово , а в 1888—1893 годах — к Покровскому приходу села Волковичей . Впоследствии приход выделен как самостоятельный и имел отдельный причт из священника и псаломщика . На содержание храма поступали 1 ⁄ 2 процента с капитала в 150 рублей, а другая половина уходила в пользу причта, который пользовался, кроме того, пособием от казны в размере 392 рубля в год и церковной землёю, в количестве 33,5 десятин , из них 3,5 десятины усадебная земля.
К началу XX века церковь обветшала, и по просьбе местных прихожан было решено старую разобрать и выстроить новую. Новая церковь из кирпича возведена в 1904—1906 годах неподалёку от сельского кладбища по проекту и на средства Василия Поленова и позже обнесена каменной оградой. Освящена церковь в 1907 году. Эта церковь изображена на картине Поленова « Золотая осень ».
Храм был закрыт в 1934 году, колокола сняты и разбиты, церковное имущество разграблено, каменную церковную ограду разобрали на фундамент корпусов пионерского лагеря.
Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) немецкие войска обстреливали из миномётов и орудий позиции советских войск в Бёхове. Осколки посекли кровлю и стены храма, но большого урона не принесли.
После войны сын художника и директор музея-заповедника Дмитрий Поленов продолжительное время доказывал чиновникам, что храм — это часть музея и должен быть ему передан. Взят под охрану, как памятник архитектуры в 1965 году, после чего был сделан технический проект реставрационных работ , которые продолжались в 1972—1985 годах. В результате реставрации церковь восстановлена полностью со всеми ранее утраченными архитектурными и строительными деталями.
В здании с 5 октября 1985 года размещался выставочный зал музея-заповедника. На первой выставке экспонировались работы Василия Поленова, его сестры Елены , Константина Коровина, Исаака Левитана , Марии Якунчиковой .
По просьбе прихожан в Тульскую епархию храм возвращён верующим в 1989 году и освящён. В 1990 году начались богослужения . Престольным праздником является день Святой Троицы . Неподалёку от церкви находится могила Василия Поленова и его жены Натальи (1858—1931), урождённой Якунчиковой.
Храм представлял собой сочетание романской и древнерусской архитектуры . Образцом плана и фасада церкви послужили псковско-новгородские храмы XII—XIV веков: церковь Лазаря и Спаса-Нередицы в сочетании с архитектурными элементами деревянного зодчества . Форма куполов заимствована у новгородского Софийского собора . Интерьер церкви во многом напоминает внутренний вид иерусалимского храма царицы Елены , построенного в VI веке.
С востока храм окружает полукруглая, слегка вытянутая апсида . Она немного выбивается из общей стилистики здания, поскольку покрыта медными пластинами.
Круглый барабан центрального купола поддерживают четыре столба с капителями в форме закрытого цветка лотоса ; в барабане прорезаны четыре окна, вписанные в простые полукружья карнизов.
За притвором расположена небольшая трапезная , которая имеет единственный придел . Основным элементом придела, помимо иконостаса , являются четыре массивные колонны из белого мрамора, поддерживающие световой барабан. Капители колонн сделаны по рисунку средней колонны северных двойных ворот иерусалимской стены . Известно, что капитель правой колонны у клироса резал лично Василий Поленов, дабы продемонстрировать строителям, каким он хочет видеть эти элементы декора.
Клиросы находятся между колоннами и стеной и ограждены деревянными решётками.
Столпообразная шатровая колокольня расположена сбоку от главного здания. Прототипом её послужила колокольня храма Воскресения Христова в Тарусе . На верхний ярус к звоннице ведёт открытая лестница. На первом этаже находится ризница , где хранится церковная утварь . С северной стороны — два окна, объединённые полукруглым карнизом. Оконные проёмы декорированы широкими лопатками и каменными наличниками.
В оформлении интерьера церкви принимали участие Илья Репин , Елена Поленова, Александр Головин , Мария Якунчикова, Егише Татевосян .
Икон в храме много, но среди них выделяются две, выполненные Владимиром Денщиковым в технике макраме из узелков тонкой льняной нити, это образ святой великомученицы Натальи и икона Покрова Пресвятой Богородицы .
К церкви приписана часовня в честь Казанской иконы Божией Матери .
Святой источник расположен недалеко от церкви Живоначальной Троицы, севернее села Бёхово, в лесу, на склоне над Окой . У источника трижды было явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Предание так повествует об этих событиях:
Ранним солнечным утром богомольные крестьяне шли на службу, как вдруг в старый дуб у дороги ударила молния, прогремел гром — и над верхними ветвями дерева образовалось свечение. Один из крестьян залез на дуб и обнаружил там Казанскую икону. Богомольцы отнесли её в храм и отдали священнику. Однако на следующее утро икона опять оказалась в ветвях того же дуба. Крестьяне снова возвратили её в храм, и когда на третий день иконы вновь не оказалось в церкви, священник и прихожане пошли крестным ходом к месту её появления. На глазах у всех икона, висевшая в воздухе, растворилась, а из-под корней дуба забил источник…
Сейчас на этом месте деревянная часовня простой архитектуры, поставленная над святым источником, сооружена в середине 2000-х годов, восстановлена после пожара в конце 2000-х годов, обустроена купель .
Год службы | Фамилия, имя, отчество | Примечания |
---|---|---|
1990 по н.в | Матвеев Валентин Алексеевич | Родился (26.01.1947), священник , художник , реставратор , учёба в московском художественном училище М. И. Калинина на живописном отделении (1962—1967), которое закончил с отличием, служба в армии (1967—1969), работал в Тульском отделении художественного фонда РСФСР (1969—1976), оформлял Крестовую церковь в епархии (1976), писал иконы и портреты архиереев . Рукоположён во диакона Всехсвятского кафедрального собора Тулы (1989), клирик Всехсвятского кафедрального собора Тулы (до 1990), настоятель Свято-Троицкого храма в с. Бехово Заокского района (с 1990), Богородицерождественского храма в с. Велегож Заокского района (1991). Благочинный Тульской епархии по Заокскому району (2001—2002). Закончил обучение в Тульской Духовной семинарии (2017), с присуждением квалификации «Специалист в области Православного Богословия>>. Награды: набедренник и камилавка при рукоположении (1989), наперсный крест (1990), протоиерейство (2002), медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» без мечей (2005), палица (2007), патриаршая грамота (2011), крест с украшениями (2012), присвоено звание << Почётный гражданин Заокского района» (2015). |