Interested Article - Украинское поэтическое кино

Украинское поэтическое кино — художественное течение, возникшее в советском кино в середине 1960-х годов с выходом картины « Тени забытых предков » Сергея Параджанова .

Это течение оставило ряд новаторских фильмов и спровоцировало новое наступление советской идеологической машины на украинское кино , национальное сознание и нетрадиционный художественный поиск .

История

На возникновение поэтического кино и вообще на развитие киноискусства повлияла некоторая либерализация в период хрущёвской оттепели . Поэтическое кино ярче всего появилось в двух национальных кинематографах: грузинском и украинском. Истоки поэтического кино берут из украинского фольклора и раннего творчества Александра Довженко . Особенностью поэтического кино является притчевое начало, тяга к метафоричности и иносказательности в осмыслении действительности.

Течение возникло после выхода в 1964 году картины Сергея Параджанова « Тени забытых предков » .

Расцвет украинского поэтического кино в Украине пришелся на 1960—70-е годы . Авторство термина «украинское поэтическое кино» приписывают Янушу Газди ( польск. Janusz Gazda ), который впервые использовал его в 1970 году .

Многие фильмы украинского поэтического кино в результате идеологической цензуры были запрещены к показу в СССР. Впервые они были показаны только в конце 1980-х — начале 1990-х годов .

Характеристика

Гуцулы в Карпатах. Довоенная фотография.

В противоположность каноническому советскому реалистическому кинематографу украинское поэтическое кино выводило на первый план визуальную выразительность, сюрреалистические и этнографические мотивы . В фильмах широко представлено этнографическое и ландшафтное окружение западной Украины . Во многих фильмах одну из главных ролей играет Иван Миколайчук . Кинокритик Виталий Юрченко считает, что школу украинского поэтического кино олицетворяют Карпаты и Миколайчук. Действие в фильмах происходит на гуцульщине , а действующими лицами являются гуцулы .

Представители

Самыми влиятельными режиссерами этого течения стали Сергей Параджанов , Юрий Ильенко , Леонид Осыка , Николай Мащенко и Борис Ивченко .

К фильмам украинского поэтического кино относят более десятка полнометражных художественных фильмов периода украинского кинематографа 1960-70-х годов, среди которых « Тени забытых предков » (1964) Сергея Параджанова; « » (1965), « Вечер накануне Ивана Купала » (1968) и « Белая птица с чёрной отметиной » (1971) Юрия Ильенко; « Каменный крест » (1968) и « Захар Беркут » (1971) Леонид Осыки; « Аннычка » (1969) и « Пропавшая грамота » (1972) Бориса Ивченко; « Совесть » (1968) Владимира Денисенко ; « Комиссары » (1968) Николая Мащенко .

Влияние

Важное место в поэтическом кино занимали метафоризм, аллегоричность и множество символов. Помимо поклонников жанра появились и его противники. Одним из первых с критикой направления выступил киновед и редактор Госкино СССР Михаил Блейман . Тем не менее, поэтическое кино внесло большой вклад в культуру и повлияло на дальнейшее развитие киноискусства Украины. В 1980-х годах появляется ещё один жанр поэтического кино — «городская проза». Как и поэтическое кино, городская проза поднимала философские вопросы и переосмысливала их. Особенностью поэтического кино была жанровая раскрепощённость, поэтому впоследствии из этого жанра вышла традиционная экранизация.

Существенные элементы украинского поэтического кино появились также в ленте Ивана Миколайчука « Вавилон XX » (1979) и артхаусном фильме « Лебединое озеро. Зона » (1989) Юрия Ильенко.

Примечания

  1. Брюховецька, Ольга. Поетичний матеріалізм. «Тіні забутих предків» : [ укр. ] : [ 20 января 2019 ] // Кіно-театр : часопис. — 2013. — № 6.
  2. Українське поетичне кіно // Український словник-довідник екранних медіа : [ укр. ] / Рутковський О. К. ; ІМФЕ ім. М. Т. Рильського НАН України . — 2007. — 304 с. — ISBN 978-966-02-4557-0 .
  3. Пащенко, Анастасія. Українське поетичне кіно як зразок національного кінематографа : [ укр. ] : [ 20 января 2019 ] // Кіно-театр : часопис. — 2012. — № 2.
  4. (укр.) . Довженко центр (2015). 20 января 2019 года.
  5. Леся Кульчинская. . Громадське (10 февраля 2021). Дата обращения: 23 февраля 2022. 22 февраля 2022 года.
  6. Кандинська, Віра. Вічний карнавал : [ укр. ] : [ 25 марта 2019 ] // Український журнал . — 2007. — № 12. — С. 38—39.
  7. Левицька, Йоанна. Повернення до коріння. Українське поетичне кіно : [ укр. ] / Переклад з польської: Любов Горбенко. — Київ : Редакція журналу «Кіно-Театр», Видавництво «Задруга», 2011. — 124 с. — ISBN 978-966-432-088-4 .
  8. Gazda, Janusz. Ukrainska szkola kina poeyckiego : [ польск. ] // Ekran. — 1970. — Vol. 9.
  9. . Прорив до вічного : [ укр. ] : [ 20 января 2019 ] // Кіно-театр : часопис. — 2008. — № 5.
  10. Брюховецкая, Лариса. Поетична хвиля українського кіно : [ укр. ] . — Київ : Мистецтво, 1989. — 172 с. — ISBN 5-7715-0210-3 .
  11. Брюховецкая, Лариса. : [ укр. ] : [ 21 января 2019 ]. — Київ : «АртЕк», Редакція журналу «Кіно-Театр», 2001. — 468 с. — ISBN 966-505-068-0 .
  12. Блейман, Михаил. Архаисты или новаторы? // О кино – свидетельство. — М. , 1973. — 590 с.

Литература

Источник —

Same as Украинское поэтическое кино