Interested Article - Лютеранская церковь Святой Марии (Санкт-Петербург)

Лютеранская церковь святой Марии — утраченная евангелическо-лютеранская кирха немецко-русского прихода, располагавшаяся на в Санкт-Петербурге на углу Кронверкской и Сытнинской улиц. Построенная в 1872—1874 годах по проекту Виктора Шрётера и Иеронима Китнера , в 1935 году она была закрыта и передана под детский клуб. Разобрана на дрова в годы Второй Мировой войны.

В 2014 году на пустыре на месте церкви при археологических изысканиях были обнаружены части фундамента и некрополя, а также останки 255 человек, предположительно, работавших на строительстве Петербурга при Петре I . Археологи считают, что многие захоронения на участке остались не раскрытыми. С 2012 года земля принадлежит коммерческой компании, которая планировала построить на месте бывшей кирхи жилищно-деловой комплекс. Участок долгое время пустовал, в 2021 году горожане разбили на нём общественный сад, высадив многолетние травы и кустарники, однако уже спустя несколько месяцев все насаждения скосили местные коммунальные службы .

История

Приход был создан в 1866 году для проживавших на Петроградской стороне лютеран, община которых насчитывала около 3500 человек. Первый проект церкви на 200—300 человек был создан по заказу фабриканта Андрея Карловича Кумберга. Письмо в городскую думу с просьбой выделить место для строительства также подписали князь Барклай де Толли-Веймарн, пастор Альберт Карлович Мазинг, полковник Р. Риттер, статский советник Э. П. фон Буш, директор Петропавловского училища Графф. На строительство через пожертвования был собран капитал в 25 тысяч рублей, среди дарителей были графиня Стенбок-Фермор , Великий Князь Владимир Александрович , фабриканты Штанге, Николаи, Керем, Шрадер, Бальнер и другие. Проект церкви создали архитекторы Виктор Шрётер и Иероним Китнер , не взявшие платы за работу. Строительство шло с 1872 по 1874 год .

Чтобы поднять расположенный в низине участок, на месте будущей церкви создали насыпь в два с половиной аршина, на которой установили фундамент из бутовой плиты . Методика строительства была очень схожа с фахверковой системой, в этом же стиле были декорированы фасады. Интерьер украшали штукатурные тяги, лепные капители на столбах, орнамент над окнами, главным декоративным элементом стало расписное алтарное окно, выполненное в мастерской Владимира Сверчкова и подаренное церкви князем де Толли. Отапливалась церковь пневматическими печами системы Креля. Венчала кирху остроконечная колокольня высотой 32 метра .

Общие затраты на строительство составили 34.630 рублей . При приходе работали сиротский приют, богадельня для вдов, училище третьего разряда. Только в этом лютеранском приходе собрания проводились как на немецком , так и русском языке .

В выпуске журнале «Зодчий» за март 1872 года сохранились чертежи и подробное описание церковной школы: двухэтажное деревянное здание под острой крышей вмещало парадный зал, 4 кабинета на 50 учеников и служебные помещения, в нём было проведено водяное отопление и установлена канализация .

В 1912 году церковь отремонтировали, после 1917 года её передали адвентистам , а в 1935-м — детскому клубу. Во время блокады Ленинграда храм разобрали на дрова .

Пасторы, служившие в приходе

Современность

Внешние изображения
строителей Петербурга, обнаруженное археологами в 2014 году на участке бывшей

Пустырь на месте церкви стал предметом серии градостроительных скандалов между петербуржцами, частной компанией и властями города. В 2012 году за 150 млн рублей город продал участок компании «Унисто Петросталь», которая планировала построить на нём многофункциональный деловой и жилой комплекс . В 2014-м, после сноса располагавшихся на нём построек были проведены археологические изыскания, при которых были обнаружены фундамент лютеранской церкви и некрополь с останками 255 человек. Согласно проведённому РАН исследованию, в некрополе захоронены приехавшие при Петре I строители Петербурга, работавшие в городе в момент его основания. Останки были перезахоронены на Новом Колпинском кладбище . Предположительно, значительная часть некрополя на тот момент не была раскрыта . С 2014 года местные жители пытались добиться от КГИОП внесения этого участка в список объектов культурного наследия, однако получили отказ. В 2015 году администрация присвоила пустырю статус территории зелёных насаждений, где запрещено строительство, после чего собственник подал в суд и после серии разбирательств смог добиться отмены этого решения. В марте 2019 года «Унисто Петростали» разрешили застройку , однако к тому моменту компания обанкротилась и её имущество было передано банку «Санкт-Петербург» .

В апреле 2019 года мэр города Александр Беглов поручил благоустроить зелёную зону на месте бывшей церкви, однако реализован этот проект не был. В мае 2021 года горожане разбили на пустыре общественный сад, высадив в нём многолетние травы и кустарники . Уже в сентябре 2021-го все растения были скошены: администрация Петроградского района объяснила это тем, что на портале «Наш Город» была оставлена анонимная жалоба на «сорняки в человеческий рост», после чего власти направили собственнику участка требование привести участок в порядок .

Инициативу создания общественного сада поддержали организации ВООПИиК, «Петроградская диаспора», «Открытая лаборатория Город», «Ассамблея», петербургская лютеранская община. В 2021-м было подготовлено обращение в администрацию Петербурга с просьбой выкупить землю в городскую собственность, после чего на ней будет возможно создание постоянной зелёной зоны. Активисты разработали проект ландшафтного дизайна, который при минимальной интервенции дал бы горожанам общественное пространство для отдыха, отразив и его историческую ценность .

К концу 2022 года власти Петербурга должны разработать и утвердить новый Генеральный план развития города. Если участок бывшей церкви и кладбища получит статус зоны общественно-деловой застройки, на нём будет разрешено капитальное строительство, что приведёт к полной утрате этих памятников. С просьбой не допустить разрушения некрополя и фундамента церкви горожане обратились к главе Следственного Комитета РФ Александру Бастрыкину . По состоянию на конец января 2023 года сведения о результатах проверки СК обнародованы не были. Защитники общественного сада начали сбор подписей за его сохранение .

Примечания

  1. , с. 77—78.
  2. , с. 77.
  3. . Federal City. Дата обращения: 23 ноября 2022. 23 ноября 2022 года.
  4. . 78 канал (14 ноября 2022). Дата обращения: 23 ноября 2022.
  5. Вейденбаум А. . «Зодчий», 1872 г.. Дата обращения: 23 ноября 2022. 23 ноября 2022 года.
  6. .
  7. Морозова, К. . «Собака» (9 марта 2021). Дата обращения: 16 февраля 2023. 16 февраля 2023 года.
  8. . «Фонтанка» (23 апреля 2015). Дата обращения: 23 ноября 2022. 23 ноября 2022 года.
  9. . 78 канал (1 августа 2019). Дата обращения: 23 ноября 2022.
  10. . Заксобрание Петербурга (14 ноября 2022). Дата обращения: 23 ноября 2022. 23 ноября 2022 года.
  11. Чикнаева, В. . «Бумага» (22 ноября 2022). Дата обращения: 23 ноября 2022. 23 ноября 2022 года.
  12. . «Фонтанка» (6 февраля 2014). Дата обращения: 23 ноября 2022. 23 ноября 2022 года.
  13. . «Бумага» (31 мая 2021). Дата обращения: 23 ноября 2022. 23 ноября 2022 года.
  14. . «Бумага» (4 сентября 2021). Дата обращения: 23 ноября 2022. 23 ноября 2022 года.
  15. . «Бумага» (24 января 2023). Дата обращения: 24 января 2023. 24 января 2023 года.

Литература

  • Шрётер, Виктор; Китнер, Иероним (1875). . «Зодчий» . 6 : 77—78.
  • Глезеров, Сергей (2013-12-17). . «Мир Петербурга» .
  • Князева Е. Е., Соколова Г. Ф. Лютеранские церкви и приходы России XVIII—XX вв. — Санкт-Петербург: Литера, 2001. — ISBN 5-89319-048-3 .
  • Деревнина Е. А., Князева Е. Е., Соловьёва Г. Ф. Лютеранские церкви и приходы на северо-западе России XVIII—XX вв. Исторический справочник. — СПб. : Аврора , 2021. — 352 с. — (Источник). — 1000 экз. ISBN 978-5-7300-1043-7 .
Источник —

Same as Лютеранская церковь Святой Марии (Санкт-Петербург)