Абросимов, Александр Викторович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Ви́кторович Ку́тиков (род. 13 апреля 1952 , Москва ) — советский и российский музыкант , композитор , вокалист , музыкальный продюсер . Заслуженный артист Российской Федерации ( 1999 ). Выступал и выступает в составе нескольких музыкальных коллективов. Наиболее известен как бас-гитарист , вокалист и композитор рок-группы « Машина времени », в состав которой входил в 1971—1974 годах и с 1979 года по настоящее время.
В 1974—1979 годах играл в группе « Високосное лето » .
Владелец, основатель и президент звукозаписывающей фирмы « » (основана в 1987).
Александр Кутиков родился в русско-еврейской семье 13 апреля 1952 года в Малом Пионерском переулке , на Патриарших прудах , в самом центре Москвы.
Отец — Виктор Николаевич Петухов (09.12.1923—19.01.1995) , футболист куйбышевских «Крыльев Советов» — рано ушёл из семьи.
Мать — Софья Наумовна Кутикова (род. 20.02.1924), пела и танцевала в цыганском ансамбле.
Старшая сестра Наталья .
Детство Александра Кутикова прошло в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах.
До 7 лет я жил в отдельной 4-комнатной квартире на Патриарших прудах. Дедушка Наум Михайлович Кутиков был очень большим административным работником. Просто после того, как дедушка с бабушкой расстались, эта квартира была разменяна. Все разъехались по маленьким комнатам. Моя бабушка осталась жить по соседству с тем помещением, которое прежде являлось нашей роскошной квартирой. Мы с мамой и сестрой переехали сначала в Большой Козихинский переулок , потом на Малую Бронную . Но это уже были комнаты в коммуналках . После того, как у меня были няньки, пайки , попасть в коммуналку, где ещё 11 соседей — это шок, конечно.
— М. Марголис. «Затяжной поворот»
В доме у Кутиковых бывали известные люди: Марк Бернес , Пётр Але́йников , и известные спортсмены, среди них Всеволод Михайлович Бобров . Учился в музыкальной школе. Играл на разных духовых инструментах — и на трубе , и на альте , и на тенор-саксофоне , исполнял классическую музыку . Был горнистом в пионерском лагере , побеждал на конкурсах. В четырнадцать лет начал играть на гитаре. В юности занимался боксом (боксировал в лёгком весе на первенстве Москвы среди юношей и получил «бронзу» ), хоккеем и футболом. Был секретарём комсомольской организации школы, но в 16 лет написал заявление о выходе из ВЛКСМ . Из-за этого не поступил ни в один институт.
Учился в музыкальной школе по классу трубы и успешно её окончил.
Учился в (МРМТ) на факультете радиолокации, бросил, окончил школу рабочей молодёжи № 97.
Когда я поступил в военно-механический техникум (испр.: Московский радиомеханический техникум) Министерства Обороны (испр.: Министерства оборонной промышленности), предполагалось, что я надену мундир или стану специалистом по приёмке изделий в области радиолокации на каком-нибудь солидном отечественном предприятии. Но в силу моей юношеской бесшабашности я забросил этот техникум очень быстро. Так как понимал, что перспектива стать военным или человеком, приближённым к оборонному ведомству, меня абсолютно не привлекает. Я интересовался музыкой, игрой в рок-группе, «Битлз». И пошёл работать в радиокомитет звукооператором.
Почему в 1971-м я оказался в «Машине», одному Богу известно. Думаю, основным побудительным мотивом было то, что ребята собрались хорошие. Все были битломанами. Но первые песни, которые я пытался спеть сам, до «Машины», были не «битловскими», а группы « Creedence ». Вообще, я. помимо « Битлз », любил Джо Кокера , « Дорз », « Кинкс », « Прокл Харум ».
— Марголис. «Затяжной поворот»
— Я поступал на журфак . Но когда были экзамены, я поехал играть на юг с «Машиной». Это была первая поездка. Но всё-таки сделал несколько репортажей, работая в радиокомитете звукооператором, ездил в командировки. Был момент, когда у меня проснулся интерес к журналистике. Но это больше связано с влиянием личностей тех журналистов, с которыми я общался.
—
В 1969 г. работал радиорегулировщиком; с 1970 г. — звукооператором и звукорежиссёром в Гостелерадио .
Ещё в 1970 году в цехе трансляций и внестудийной записи ГДРЗ был самым молодым звукооператором. И в 18 лет выезжал на трансляции и записи концертов с участием звёзд. Мне доверяли записывать Карела Готта , ВИА «Поющие гитары» , Хелену Вондрачкову и других известных исполнителей.
—
В возрасте 19 лет познакомился с 17-летним Андреем Макаревичем , учившимся на первом курсе МАРХИ. По собственному признанию: «Мы сразу обнаружили, что у нас масса общих музыкальных пристрастий, в том числе и Битлы. <…> Меня всегда привлекали люди, которые обладают более высоким интеллектом, кругозором, уровнем образованности, чем у меня. <…> Андрюша был как раз из тех людей. Например, блестяще разбирался в литературе, в частности в поэзии. Когда я пообщался немного с Андрюшей, понял, сколько он всего читал, сколько великолепных стихов знает наизусть и сколько я всего упустил, катаясь в детстве на коньках и бегая по дворам» .
В 1971 году Сергей Кавагоэ пригласил Кутикова в «Машину времени» вместо ушедшего в армию басиста Игоря Мазаева. Как вспоминал Макаревич, Кутиков «внёс в команду дух мажорного безоблачного рок-н-ролла». Под его влиянием репертуар группы пополнился радостными песенками «Продавец счастья», «Солдат», и т. д. В это же время Кутиков сделал всё, чтобы состоялся первый концерт «Машины Времени» на сцене ДК «Энергетик» — колыбели московского рока. [ источник не указан 843 дня ]
В 1974-м Кутиков покинул группу после конфликта с Кавагоэ, некоторое время играл в группе « Високосное лето », затем вернулся, но в 1975 снова ушёл — он был приглашён в ВИА при Тульской филармонии. Свою роль в решении об уходе из «Машины» сыграл и тот факт, что в этот период Кутиков официально нигде не работал и ему угрожало привлечение к суду за тунеядство . Проработав 8 месяцев на профессиональной сцене и, по собственным словам, многому там научившись, уволился. [ источник не указан 843 дня ] С 1976 по 1979 год — бас-гитарист и вокалист группы «Високосное лето». В 1979 году, когда из-за трений между Александром Ситковецким и Крисом Кельми «Високосное лето» оказалось на грани распада, Кутиков вместе с барабанщиком «Високосного лета» Валерием Ефремовым ушёл к Макаревичу, который в это время остался один после ссоры с Кавагоэ и последовавшего за этим развала «Машины времени».
Уходя из "Високосного лета", Кутиков уговорил последовать его примеру барабанщика Валерия Ефремова и клавишника Петра Подгородецкого , тем самым помог Макаревичу возродить «Машину времени». С 1979 года вместе с Макаревичем и Ефремовым является её бессменным участником. В группе является автором музыки, вокалистом, бас-гитаристом и иногда гитаристом. Сочинил музыку песен « Поворот », «Скачки» (обе — совместно с Петром Подгородецким), «За тех, кто в море» (совместно с Андреем Макаревичем), «В добрый час», «Музыка под снегом», «Ночь», «Спускаясь к великой реке», «Он играет на похоронах и танцах» и других.
Работал звукорежиссёром на Гостелерадио , регулировщиком радиоаппаратуры. Осуществил запись первых альбомов групп Воскресение , Лицей , Браво , Високосный Год и Секрет . До сих пор осуществляет запись и сведение для студийных альбомов группы «Машина времени». Ученик Виктора Бабушкина . Руководит звукозаписывающей компанией . Продюсер музыкальных альбомов «Машины времени» и проекта « Старые песни о главном ».
В 1987 году записал свои первые сольные песни «Дай помечтать» и «Кто со мной?» на стихи Маргариты Пушкиной .
В 1990 году выпустил сольную грампластинку « Танцы на крыше », которая была переиздана на CD в 1996 году . Альбом был записан в сотрудничестве с гитаристом Дмитрием Четверговым и Андреем Державиным (будущим клавишником «Машины времени»). Он состоял из песен на стихи Карена Кавалеряна . Сам Кутиков объяснил выход сольной пластинки тем, что у него накопилось много музыкального материала, а Макаревич, очень серьёзно подходящий к своей творческой деятельности, не сможет быстро написать тексты новых песен. При переиздании на CD в 1996 году к блоку песен на стихи Кавалеряна были добавлены не вошедшие на виниловый диск песни на стихи Маргариты Пушкиной «Кто со мной» и «Дай помечтать», а также кавер песни «Пьесы и роли» на стихи Александра Зайцева из репертуара «Машины времени» (альбом «В круге света»).
С 1991 г. президент компании «Синтез Рекордз».
С декабря 2003 Кутиков возобновил сольную деятельность, на этот раз совместно с группой « Нюанс », на концертах которой исполняет песни из своего сольного альбома и репертуара «Машины времени». С группой «Нюанс» он выступил на фестивале «Феникс» в Грозном . В интервью Кутиков говорит о выходе нового сольного альбома. Альбом « Демоны любви » вышел в 2009 году. Представление новой программы состоялось во МХАТе в феврале 2009 г.
Весной 2016 года вышел третий сольный альбом Александра Кутикова — «Бесконечномгновенно».
Первая жена — Людмила Георгиевна Кутикова (род. 4 мая 1955),
дочь - Валерия (род. 15 сентября 1976).
Вторая жена — Екатерина Борисовна Успенская — солистка танцевального ансамбля «Сувенир».
Третья жена (с 1983 года) — Екатерина Игоревна Бганцева (род. 4 августа 1961) — художник, ландшафтный дизайнер, дочь кинооператора Игоря Николаевича Бганцева (16 августа 1932 — 15 октября 2017) , Заслуженного деятеля искусств РСФСР (31.12.1976), оператора Центральной студии документальных фильмов, снимал сюжеты в киножурнале «Новости дня» и Регины Александровны Бганцевой, кандидата искусствоведения, главного редактора киностудии «Центрнаучфильм» .
дочь - Екатерина (род. 26 мая 1989), юрист, увлекается музыкой и фотографией, — окончила юридический факультет Международного Университета в Москве и две магистратуры в Испании, оформила обложку альбома « Демоны любви » .
Александр Кутиков вместе с Александром Зайцевым и Андреем Макаревичем написали музыку для нескольких мультипликационных фильмов из сериала Обезьянки :
Главная тема «В каждом маленьком ребёнке…» написана именно Кутиковым на стихи Григория Остера .
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1976 | док | «Шесть писем о бите» | камео |
1981 | ф | «Душа» | камео |
1985 | ф | « Начни сначала » | камео / вокальное озвучивание персонажа М. Светина |
1989 | ф | « Стеклянный лабиринт » | камео |
1989 | док | «Рок и фортуна» | камео |
2011 | ф | «Без Маски». Фильм-концерт | камео |