Бермудо II
- 1 year ago
- 0
- 0
« Блуда и МУДО » — роман российского писателя Алексея Иванова , впервые опубликованный в 2007 году.
Действие романа происходит в вымышленном российском городке Ковязине, где в рамках оптимизации культурной сферы местный Дом пионеров превратился в МУДО («муниципальное учреждение дополнительного образования»). Для того, чтобы спасти учреждение от очередной реорганизации, его сотрудник, художник Борис Моржов, начинает, подобно Чичикову, собирать документы на «мёртвых душ» . Мир Ковязина фантасмагоричен: город окружён «блудным» ландшафтом; имеет, несмотря на провинциальное название, амбиции мегаполиса; жители лишены комплексов и гордятся тем, что у них «есть всё». Главного героя — плута и авантюриста Моржова — литературоведы сравнивают с Виктором Служкиным из романа « Географ глобус пропил »; разница между ними в том, что персонаж «Блуды…» живёт в другое время и в другом пространстве. В Моржове соединены несочетаемые качества — он вульгарен и поэтичен, циничен и бескорыстен одновременно: «Жить приходилось в сатире, а душе хотелось эпоса» .
Книга вызвала разноречивую реакцию литературного сообщества — от полного неприятия («Вряд ли я бы стала по доброй воле читать книгу с таким названием», Василина Орлова ) до определений «мощный труд», «шедевр», «лучший роман Иванова» ( Захар Прилепин ) . Критики называли роман сатирическим, брутальным , порнографическим; одна из посвящённых «Блуде…» статей была озаглавлена «Порно и задорно» . Столь же много вариантов возникло при расшифровке слов, включённых в название книги: «блуду» трактовали как неприятность, заблуждение, скитания, распутство, разврат ; аббревиатура МУДО на языке чиновников означает «Муниципальное учреждение дополнительного образования», а с точки зрения героев наполнена иным смыслом: «МУДО — оно и есть МУДО» .
Гоголевские мотивы, на которые обратили внимание критики, обнаруживаются как на уровне сюжета (в «Блуде…» присутствует явная отсылка к « Мёртвым душам »), так и «в смысловом контексте» романа — Иванов создал обзорную картину российской действительности, показав пёстрый и многослойный мир глубинки, в котором главенствует « пиксельное » мышление (лозунг, сочинённый Моржовым для ковязинцев, звучал так: «Наше будущее — это демократия плюс пикселизация всей страны!») . Сам автор, включив в роман новое слово «начичить», утверждал, что придумал его специально, чтобы усилить сходство с Гоголем: «Мой роман — это гараж, в котором стоит „ мерс “. Гоголь — ключ от гаража. Но не от „мерса“. Кто схватит этот ключ и убежит, радуясь, тот никуда на романе не уедет»" .
Историк и литературный критик С. С. Беляков отмечал в 2010 году, что роман «Блуда и МУДО» имел «неожиданный неуспех», который заставил Иванова на время «замолчать» .