Interested Article - Фёдоров, Сергей Анатольевич

Серге́й Анато́льевич Фёдоров (род. 12 июля 1966 , Сладково ) — российский актёр театра и кино. Заслуженный артист Российской Федерации (2008).

Биография

Семья, в которой родился Сергей, жила в административном центре Сладковского района — селе Никулино , откуда была родом Екатерина Филипповна — мать Сергея, заведующая местным клубом. Анатолий Степанович — отец, родом из соседней деревни Катайск ( Никулинское сельское поселение ), работал в совхозе бригадиром трактористов. В семье ещё росли брат и две сестры. Сергей с раннего детства участвовал в художественной самодеятельности. С 1973 по 1983 год обучался в никулинской средней школе. В 1984 году был призван в армию, в ВВС . После учебки в Латвии оказался в воинской части в Тернопольской области , где служил механиком самолётных двигателей .

По возвращении из армии осенью 1986 года поступил на рабфак Уральского государственного университета имени А. М. Горького в Свердловске и летом 1987 года стал студентом исторического факультета Уральского университета. Среди однокурсников был , в тот год не прошедший в театральный , — вдвоём с ним стали посещать свердловские театры, студенческие спектакли. За компанию в 1989 году Сергей отправился в набиравший труппу недавно созданный « Театрон » и, пройдя прослушивание у , стал его артистом. Занятость в театре и неудовлетворённость преподаванием истории на факультете (шли годы перестройки ) побудили перейти на заочную форму обучения. Окончательный разрыв с университетом произошёл на третьем курсе .

В 1992 году вместе с Г. Лифановым и ещё несколькими артистами «Театрона» поехали в Москву, в ГИТИС , набор на кафедру актёрского мастерства проводил Владимир Андреев . Мастером курса стала профессор И. И. Судакова, представительница театральной династии, среди педагогов были О. Д. Якушкина, Б. В. Хвостов. Учёба в мастерской привила уважение к «классическому» театру. Весь институт тогда обсуждал постановку Петра Фоменко «Волки и овцы» и с этого началось увлечение Сергея Мастерской Фоменко . Однако, завершив обучение в 1997 году, вернулся в Екатеринбург .

В 2003 году на постановке пьесы К. Костенко «Клаустрофобия» в «Театроне» произошла встреча с режиссёром спектакля Николаем Колядой . Это послужило началом многолетнего сотрудничества. В новый спектакль «Птица Феникс» (2004) на собственной площадке « Коляда-театра » на главную роль Коляда выбрал Фёдорова. Год продолжалась жизнь на два театра и только в 2005 году Сергей окончательно перешёл к Н. Коляде, где стал одним из ключевых актёров, которому по плечу роли широчайшего диапазона, включая «гротескные, на грани карикатуры» .

Он и сейчас, будучи одним из «столпов» труппы Коляды, чей театр славится авангардными поисками новых форм, остаётся ярко выраженным характерным артистом с сильным комическим уклоном. Фёдоров умеет главное — пройти по тонкому лезвию между гротеском и реализмом — и не срезаться, важнейшее качество для артиста в системе Николая Владимировича.
Искромётный дар гротеска вкупе с высокопрофессиональной техникой сообщает всем ролям Фёдорова поразительную глубину, даёт то пространство свободы, где смех побеждает смерть, где со смертью в очередной раз можно сыграть в дурака.

Елена Соловьёва, «Культура Урала» № 6 2014

Коллега по театру Олег Ягодин определил его положение в труппе как «батя» .

Вместе с театром участвовал во многих фестивалях как в стране: «Новая драма» , «Реальный театр» , « Золотая маска » , так и за рубежом: Passages в Нанси (2009) и Метце (2013) , на Шекспировских фестивалях в Гданьске (2011), Бухаресте (2012) , Дьюле (2018) и других. Входил в жюри Международного театрального фестиваля современной драматургии «Коляда-Plays» (Екатеринбург) , а также Всероссийского фестиваля «Юность» .

С 2011 года С. Фёдоров принимает участие в работе Центра Современной Драматургии , где кроме спектаклей участвует в актёрских читках , в том числе выездных . В 2013 году был приглашён в спектакль «Сатори» на новой сцене Свердловской музкомедии (режиссёр А. Вахов) .

В рамках III Уральской индустриальной биеннале в 2015 году вместе с другими артистами «Коляда-театра» принимал участие в променад-спектакле «Пролом» (драматург В. Шергин), игравшегося в цехах типографии « Уральский рабочий » , а в 2016 году в Уф ГЦСИ — в променад-спектакле «Школа» (драматурги: С. Карабаева, В. Шергин) .
В октябре 2017 года сыграл на открытии московского «Театр Новых пьес» Н. Коляды («Старая зайчиха») . В 2019 вышел на сцену Камерного театра в главной роли в «Гробовщике» А. Пушкина (реж. Н. Коляда) .

Первой заметной работой Сергея в кино стала роль алкоголика Васи Жмуркина в комедийно-детективном сериале 2007—2008 годов «Дело было в Гавриловке» . Ныне у актёра опыт сотрудничества с Сергеем Лозницей и Алексеем Федорченко .

Сергей Фёдоров живёт и работает в Екатеринбурге. Женат на драматурге , воспитывает сына .

Театральные работы

Малый драматический театр «Театрон»
  • «Точка зрения» В. Шукшина — Дед
  • «Лиса и виноград» Г. Фигейредо — Ксанф
  • «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда — Гамлет
  • «Что случилось в зоопарке» Э. Олби — Питер
  • «Клаустрофобия» К. Костенко — Гарин
  • «Карлсон вернулся» А. Линдгрен/Н. Коляда — Карлсон

« Коляда-театр »
  • «Мадам Роза» Н. Коляды — доктор Кац, Юсеф Кадир, мьсе Хамиль
  • «Птица Феникс» Н. Коляды — Иннокентий Козлов
  • «Ревизор» Н. Гоголя — Городничий/судья
  • «Нежность» Н. Коляды — Он
  • «Амиго» Н. Коляды — Григорий Иванович
  • «Землемер» Н. Коляды — Соловей (Иван)
  • «Старая зайчиха» Н. Коляды — Он
  • «Тутанхамон» Н. Коляды — Тигран
  • «Букет» Н. Коляды — Фёкла
  • «Гамлет» У. Шекспира — Первый актёр
  • «Курица» Н. Коляды — Фёдор Ильич Галактионов
  • «Женитьба» Н. Гоголя — Анучкин, отставной пехотный офицер
  • «Король Лир» У. Шекспира — Герцог Корнуэльский (Корнуолл)
  • «Безымянная звезда» М. Себастиана — Начальник вокзала
  • «Фронтовичка» А. Батуриной — Марк Анатольевич
  • «Группа ликования» Н. Коляды — Борис Кочубей
  • «Трамвай „Желание“» Т. Уильямса — Индеец, Врач
  • «Вишнёвый сад» А. Чехова — Гаев
  • «Два плюс два» Н. Коляды — Толик
  • «Борис Годунов» А. Пушкина — Воротынский, Пристав 1, Стольник 1, Щелкалов
  • «Баба Шанель» Н. Коляды — Капитолина Петровна
  • «Маскарад» М. Лермонтова — Казарин
  • «Концлагеристы» В. Шергина — Федот
  • «Слуга двух господ» К. Гольдони — Бригелла
  • «Нюня» Н. Коляды — Первый старик
  • «Играем Мольера» Ж.-Б. Мольера/Н. Коляды — Оронт
  • «Мёртвые души» Н. Гоголя — Собакевич
  • «Кошка на раскалённой крыше» Т. Уильямса — Большой Папа
  • «Ричард III» У. Шекспира — Король Эдуард
  • «Маленькие трагедии» А. Пушкина — Председатель, Барон
  • «Старосветская любовь» Н. Гоголя/Н. Коляды — Афанасий Иванович Товстогуб
  • «Фальшивый купон» Л. Толстого/Е. Бронниковой, Н. Коляды — Смоковников Фёдор Михайлович
  • «Дыроватый камень» Н. Коляды — Игорь Петрович
  • «Двенадцать стульев» И. Ильфа, Е. Петрова — Отец Фёдор
  • «Мата Хари – Любовь» Н. Коляды — Николаев
  • «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» Н. Гоголя/Н. Коляды — Степан Петрович Курочка
  • «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского — Сиплый
  • «Калигула» Н. Коляды — Клавдий
  • «Нефритка» С. Ермолина — Таксист
  • «Иван Васильевич» В. Шергина — Бунша-Корецкий / Иоанн Грозный
  • «Анна Каренина» по роману Л. Толстого, инсценировка Н. Коляды — Князь Щербацкий

Центр современной драматургии
  • «Партия» В. Зуева — случайный друг (эскиз спектакля)
  • «Чайка» А. Чехова — Сорин
  • «В этом городе жил и работал…» по пьесе К. Костенко «Техническая неисправность» — Андреевич

Свердловский театр музыкальной комедии
  • «Сатори» К. Костенко — Николаенко
Камерный театр
  • «Гробовщик» А. Пушкина — Прохоров Андриан

Фильмография

Награды и звания

Отзывы

«Гамлет»

«Гамлет», 2014
«Гамлет», с А. Ваховым, 2014

Премьер (Сергей Фёдоров) читает знаменитый монолог о Гекубе с таким мощным рёвом и завываниями, что не только стены трясутся и зритель трепещет, но и сам герой, как в падучей, долго не может отойти от великой силы своего искусства.
…и вся сцена опять оборачивается пародией на пафосный мёртвый театр.

Галина Брандт, « Петербургский театральный журнал »,
июнь 2007

Четыре года непрестанного совершенствования актёрского мастерства у Коляды в одноимённом театре дали о себе знать. Утром Фёдоров играл бойкого Карлсона, а вечером разнузданного дембеля в «Нежности». Утром Карабас-Барабас, а вечером — Анучкин в «Женитьбе». Хозяин харчевни в «Золотом ключике», а потом — Городничий в «Ревизоре». С трудом отпросившись у Николая Коляды, бежал на съёмочную площадку «Дела…».

« Комсомольская правда », 17 января 2008

«Ревизор»

…в самом финале Городничему (Сергей Фёдоров) будет слышаться звон, с которым уезжает из города Хлестаков, звон, с которым рассеивается, как дым, надежда на новую жизнь. Однако далеко не сразу можно увидеть в спектакле человеческую драму, подлинные слезы Городничего, разглядеть за балаганной маской лицо живого человека.
Кульминация обостряет образ Городничего как героя страдающего. И последние сцены с ним совсем не похожи на предыдущие, не только общим настроением, но даже манерой исполнения. От иронии и китча у Сергея Фёдорова не остаётся и следа – на свет проглядывают человеческие чувства.

Алла Шуленина, «Экран и сцена», сентябрь 2012

«Мёртвые души»

«Мёртвые души», с М. Чопчияном
2014
«Мёртвые души», с М. Чопчияном
2014

Собакевич — грустная нота, он Ельцин при костюме, в исполнении, само собой, Сергея Фёдорова. Универсальный Фёдоров в «Гамлете» играет старого лицедея труппы бродячего театра. Он даёт там такую возгонку оголтелого, бешеного наигрыша, что это переворачивается и становится правильным архетипом. Фёдоров — лучший, без сомнения, пародист БээНа . Такой Борис Николаевич нам незнаком — торгующийся до посинения, но продающий свой мёртвый народец задарма гопнику Чичикову.

Дмитрий Лисин, « Свободная Пресса », январь 2014

Собакевич — оживший мертвец. Сергей Фёдоров играет ожившего Ельцина. Причем играет принципиально не пародийно, а вот так, словно бы ожил Борис. Живой Ельцин. С морализмом и презрительным прищуром. С криминальными ухватами, с партийным прошлым. Губернатор-парторг.

Павел Руднев , январь 2014

«Кошка на раскалённой крыше»

Большой Па Фёдорова даже не пытается хвататься за воспоминания, он растерян и обращается в прошлое лишь потому, что не может найти других слов, его охватывает сильный страх, он не знает, чего ему ждать. Смерть наступает задолго до реального умирания, он забирается в кокон, из которого ему уже не суждено вырваться.

Илья Губин, « Петербургский театральный журнал », октябрь 2015

«В этом городе жил и работал…»

«В этом городе жил и работал…»,
2017
«В этом городе жил и работал…»,
с О. Ягодиным , 2017

Сергей Фёдоров мастерски лепит мелкого беса – то нервно почёсываясь, то вскидываясь или ёжась, лихорадочно перемётываясь с места на место, жарко шипя и бормоча. Он оказывается младшим в адской иерархии, встречающей героя на входе в преисподнюю.
Сергей Фёдоров играет не только суетливого неврастеника Андреевича, но и его жену – вальяжно-томную даму, мороча Блика мерцающими отражениями – женщина ли перед ним или всё же переодетый мужчина?

Наталья Шаинян, «Театрал», июнь 2015

Примечания

  1. . ВКонтакте . Дата обращения: 7 января 2023.
  2. Соловьёва Елена. // Культура Урала : журнал. — 2014. — Июнь ( № 6 ).
  3. . Дата обращения: 20 мая 2019. 12 мая 2019 года.
  4. Сафуанов Ильдар. // Современная драматургия : журнал. — 2012. — № 2 . — С. 169 . — ISSN . 8 января 2023 года.
  5. . Дата обращения: 20 мая 2019. 12 мая 2019 года.
  6. . Дата обращения: 9 августа 2019. 22 января 2022 года.
  7. Дата обращения: 9 августа 2019. 9 августа 2019 года.
  8. . Дата обращения: 9 августа 2019. 5 сентября 2016 года.
  9. . Дата обращения: 9 августа 2019. 15 апреля 2019 года.
  10. . Дата обращения: 9 августа 2019. 8 марта 2018 года.
  11. . Дата обращения: 9 августа 2019. 8 марта 2018 года.
  12. . Дата обращения: 9 августа 2019. 13 июня 2021 года.
  13. . Дата обращения: 9 августа 2019. 9 августа 2019 года.
  14. . Дата обращения: 20 мая 2019. 18 мая 2019 года.
  15. . Дата обращения: 20 мая 2019. 18 мая 2019 года.
  16. . Дата обращения: 20 мая 2019. 26 марта 2012 года.
  17. . Дата обращения: 20 мая 2019. 18 мая 2019 года.
  18. . Дата обращения: 8 августа 2019. 8 августа 2019 года.
  19. . Дата обращения: 20 мая 2019. 29 января 2019 года.
  20. . Дата обращения: 20 мая 2019. 12 мая 2019 года.
  21. . Дата обращения: 20 мая 2019. 13 мая 2019 года.
  22. . Дата обращения: 20 мая 2019. 6 сентября 2017 года.
  23. Валерий Кичин . // Российская газета . — 2017. — 19 октябрь ( № 238 (7404) ). — ISSN . 18 мая 2019 года.
  24. . Дата обращения: 8 августа 2019. 8 августа 2019 года.
  25. . Дата обращения: 20 мая 2019. 13 мая 2019 года.
  26. . Дата обращения: 20 мая 2019. 16 мая 2019 года.
  27. . Дата обращения: 20 мая 2019. 17 мая 2019 года.
  28. . Дата обращения: 8 августа 2019. 8 августа 2019 года.
  29. . Дата обращения: 20 мая 2019. 26 июня 2018 года.
  30. . Дата обращения: 20 мая 2019. 14 октября 2018 года.
  31. . Дата обращения: 20 мая 2019. 18 мая 2019 года.
  32. Брандт Галина. // Петербургский театральный журнал . — 2007. — Июнь ( № 3 (49) ). — ISSN . 13 мая 2019 года.
  33. // Комсомольская правда : газета. — 2008. — 17 январь. — ISSN . 9 августа 2019 года.
  34. Шуленина Алла. // Экран и сцена : газета. — 2012. — 14 сентябрь ( № 17 ). 28 октября 2021 года.
  35. Лисин Дмитрий. // Свободная Пресса . — 2014. — 25 январь. 12 мая 2019 года.
  36. . Дата обращения: 9 августа 2019. 9 августа 2019 года.
  37. Губин Илья. // Петербургский театральный журнал . — 2015. — Октябрь. — ISSN . 13 мая 2019 года.
  38. Шаинян Наталья. // Театрал : журнал. — Театральные Новые Известия, 2015. — 23 июнь. 8 августа 2019 года.

Ссылки

  • Чичканова Александра. // Театральная газета. Екатеринбург. — 2005. — № 6 .
Источник —

Same as Фёдоров, Сергей Анатольевич