Interested Article - Последняя «Милая Болгария»

«После́дняя „Ми́лая Болга́рия“» — художественный фильм А. Федорченко в жанре психоаналитического детектива по мотивам автобиографической повести М. Зощенко « Перед восходом солнца ». Временной интервал — с 1900 года до середины XX века. Совместное производство кинокомпаний «29 февраля» и «САГа» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ . Премьера состоялась 24 апреля 2021 года на 43-м Московском международном кинофестивале .

Сюжет

«Милая Болгария» — так называется сорт яблок, который незадолго до своей гибели выводит отец Леонида Еца, селекционер. От загадочного пожара, погубившего весь сад, уцелело лишь одно яблоко, с которым в 1943 году Ец-младший приезжает в Алма-Ату, военную киностолицу СССР . Его селят в большую коммунальную квартиру, занятую такими же эвакуированными постояльцами, среди которых учёный-ботаник и кинорежиссёр из Москвы. Живущая по соседству Ольга, помогая Леониду устроиться, рассказывает о таинственном исчезновении прежнего обитателя комнаты Семёна Курочкина (один из псевдонимов Зощенко ). Её рассказ прерывает пара забравшихся в комнату дворовых мальчишек, надкусывающих привезённое Ецем яблоко. Леониду ничего не остаётся как вынуть из повреждённого плода семечки — последнюю надежду на продолжение семейного дела.

Желая согреться прохладной ночью, за печной дверцей он обнаруживает тетради, исписанные мелким почерком — оставленные Семёном Курочкиным дневники. Утром его будит Адалат, участковый, пришедший поставить нового жильца на учёт. Он с неприязнью узнаёт о цели Еца по спасению ценного лечебного сорта яблок и упрекает его в уклонении от фронта. Сталкиваясь в дверях с Ольгой, рассказывает о недвусмысленной связи Ольги с Курочкиным. Во дворе те же два мальчишки-хулиганы мажут «причинное место» гипсовой женской статуе дынной коркой, уходящий Адалат своим свистком прогоняет их.

Ольга помогает новому жильцу с обустройством, они вешают на прежнее место ковёр, — по её словам Курочкин боялся изображённых на нём тигров. Леонид в свою очередь помогает Ольге с вязанием циновок из камыша. Происходит знакомство с соседом — «оранжевым доктором», жалующимся на ущемление своей деятельности по разведению зелёной моркови. Леонид с Ольгой несут готовые камышовые циновки на киностудию, где Пьер использует их для изготовления декораций. Оказавшись в съёмочном павильоне, Леонид становится свидетелем монолога «Ивана Грозного» и настойчивых требований к артисту режиссёра .

Ольга показывает Леониду комнату режиссёра с киностудии, заставленную всевозможными диковинными статуэтками, с развешанными на стенах эротическими рисунками, пёстрыми масками и черепами. Она не исключает его причастности к судьбе Курочкина, намекая что днём он режиссёр, а по ночам — совсем другое. Намереваясь разгадать загадку исчезновения писателя, Леонид достаёт из печки все до последнего дневники Курочкина, на столе их образуется целая стопка. Он погружается в откровенные воспоминания автора — в его воображении возникают картинки из жизни Курочкина — первый поцелуй у церкви с Татой, первый опыт с проституткой, знакомство с сёстрами Катенькой и Наденькой. На другой день на киностудии Леонид помогает прикурить загримированной в гробу «мёртвой царице» , ночью он читает военные воспоминания Курочкина о Русской императорской армии, ужасах гражданской войны, газовой атаке. Шум из-за двери отвлекает его от чтения, так он оказывается в комнате режиссёра, где тот делится с ним собственными соображениями о причине своей и всеобщей безутешной тоски. Прямой вопрос гостя о судьбе Курочкина остаётся без ответа. На кухне поутру «оранжевый доктор» рассказывает Леониду о приступах Курочкина и как лечил их морковным соком. Залетевшая в комнату птица склёвывает несколько драгоценных яблочных семечек. Погружаясь в дневники, Леонид узнаёт о замужестве Наденьки, которую Курочкин любил и которая любила его. Курочкин отказывается от предложения мадмуазель Р. бежать от революции в Париж. Пытаясь найти своё место, он оказывается в компании с помещиками в Архангельске, работает в ямбургском штабе, где встречается с необычным визитёром — прокажённым. Выйдя после ранения из госпиталя, узнаёт об отъезде Наденьки с белыми, да не одной, а с ребёночком. Будучи агентом уголовного розыска, участвует в задержании бандита.

Тем временем на оставшиеся яблочные семечки покушаются муравьи. Леонид спрашивает у «оранжевого доктора» какое-либо снадобье от муравъёв, тщательно брызгает им вокруг блюдца, в котором теперь только три семечки. Наконец проклюнувшиеся семечки Леонид рассаживает по горшкам. Покупает на рынке для Ольги пуговицы, чем ещё больше досаждает Адалату. А сменивший десяток профессий Курочкин оказывается в редакции, куда приносит свои рассказы. Обедает с писателями в ресторане, наносит визит в новую редакцию. Выступает перед ранеными в госпитале, путешествует на пароходе к Беломорканалу. В комнате режиссёра происходит то ли реальная, то ли воображаемая мистерия — «мексиканский театр» . Ночью кто-то просунутым через окно железным когтём сталкивает горшок с яблоневым ростком, быстро вскочивший Ец успевает спасти второй. Адалат настойчиво зазывает занятую с циновками Ольгу зайти к нему в отделение, Леониду же советует плотно закрывать на ночь форточку, а не то грозит отправить на фронт. Участвуя в переписи населения, Курочкин встречается с Катенькой и её мужем. Курочкин тоже обзаводится женой, которая помогает ему с переписыванием рукописей, следит за гардеробом и готовит. Но когда жена упрекает его в недостаточном внимании к ней самой, возникает ссора. Детские воспоминания Курочкина возвращают его в дом собственных родителей, к отцу-художнику, рано охладевшему чувствами к матери, ещё более ранним — к страшным сказкам, читаемых ему на ночь нянькою. Внезапная смерть отца Курочкина в воображении Леонида трансформируется в пожар, на котором погиб его собственный отец.

Мальчишки-хулиганы заливают негашеную известь в ёмкость из под киноплёнки и подвешивают её к гипсовой статуе. От взрыва от статуи остаётся один постамент и куча осколков. Наряженный в платье английской королевы загримированный артист ведёт телефонный разговор с И. Г. Большаковым . Пришедший к Леониду Пьер делится своей теорией о причинах возникновения у людей психотравм. Леонид высаживает выращенный им яблоневый саженец в палисаднике под своим окном. У себя он застаёт пришедшую к нему попрощаться Ольгу, якобы вызванную на допрос по делу Курочкина. Проснувшись ночью, он видит тянущуюся к ним из окна руку с каким то острым педметом. Он выхватывает нож и наносит по руке упреждающий удар. Наутро здесь же в комнате в присутствии Ольги происходит разговор с Адалатом, который разоблачает её фантазии о допросе и сообщает о своих видах на неё. Разговор переходит к семье Еца, причинах смерти его покойного деда и наконец об отце, незадолго до смерти обвинённого во вредительстве и шпионаже в пользу Болгарии. Адалат говорит, что стране нужны новые люди — оптимисты с плохой памятью. Внезапно Леонид замечает, что правая ладонь Адалата сильно забинтована, но в это момент с улицы слышится шум — осёл ломает защитное заграждение яблоневого саженца. Выскочивший на улицу Леонид отгоняет осла, но уже поздно — в его руках остаётся поломанный саженец.

Обескураженный, вместе с саженцем он садится к разбитому пьедесталу.

В ролях

  • Илья Белов — Леонид Ец
  • Константин Итунин Семён Курочкин
  • Джавохир Закиров — Адалат, участковый
  • Алёна Артёмова — Ольга
  • Александр Блинов — Режиссёр
  • Сергей Фёдоров Морковный доктор
  • Антон Макушин — маляр Пьер
  • Мария Морозова — Надя
  • Катерина Карауш — Катя
  • Сергей Колесов отец Еца
  • Полина Савченко — мама Еца
  • Вера Вершинина — мама Семёна
  • Олег Ягодин папа Семёна

Также снимались

  • Александр Вахов — «Иван Грозный»
  • Василиса Борок — Тата
  • Полина Вотинова — именинница
  • Ольга Гилёва — «мёртвая царица», другой редактор
  • Николай Коляда командир полка
  • Игорь Кожевин — революционный матрос, «Королева Елизавета»
  • Ирина Плесняева — мадмуазель Р.
  • Роман Сенчин архангельский помещик
  • Любовь Ворожцова помещица
  • Анастасия Воронина — Вероника
  • Владимир Сапин — умирающий старик
  • Марина Гапченко — плакальщица
  • Денис Тураханов — прокажённый
  • Сергей Ярмолюк — Свидеров
  • Александр Замураев — бандит
  • Маргарита Токмакова — «маруха»
  • Елена Стражникова — Эльвира
  • Максим Тарасов — редактор
  • Артём Санин — секретарь редакций
  • Андрей Сидоров — Есенин
  • Антон Бутаков Маяковский
  • Александр Сысоев — Ремизов
  • Павел Рыков — Замятин
  • Александр Фукалов — главврач
  • Ярослава Пулинович медсестра
  • Евгений Чистяков — администратор на пароходе
  • Валентина Сизоненко — жена Семёна
  • Гюльнара Гимадутдинова — натурщица
  • Татьяна Савина — жена утопленника
  • Вера Цвиткис нянька
  • Артём Хабибулин — извозчик
  • Ринат Ташимов фотограф
  • Тамара Зимина тётя Лизет

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Алексей Федорченко , Лидия Канашова
  • Режиссёр-постановщик — Алексей Федорченко
  • Оператор-постановщик — Артём Анисимов (Полосатый)
  • Художник-постановщик — Алексей Максимов
  • Композитор — Андрей Карасёв
  • Звукорежиссёр — Тимофей Шестаков
  • Художники по костюмам: Лариса Механошина, Елена Камиловская
  • Художник по гриму — Полина Стаценко
  • Второй режиссёр — Сергей Константинов
  • Оператор и мастер по свету — Иван Соловьёв
  • Кастинг-директор — Ольга Гилёва
  • Режиссёр анимации — Мария Седяева
  • Режиссёр монтажа — Дарья Исмагулова
  • Продюсеры: Андрей Савельев, Артём Васильев, Дмитрий Воробьёв, Алексей Федорченко

История создания

Я думал об этом фильме двадцать лет. Потом сел и написал сценарий — очень необычный. В нём появилась ещё одна линия, кроме линии Зощенко, более кинематографичная. Ещё один герой, который помог мне объединить многочисленные эпизоды жизни Зощенко из его повести. Алексей Федорченко , апрель 2017

Давно задуманный режиссёром фильм изначально назывался «Ключи счастья», но рабочее название поменялось на «Последняя „Милая Болгария“» — в честь сорта яблок, который выращивает главный герой . Работа над сценарием продолжалась в 2016—2018 годах вдвоём с Лидией Канашовой .

Соавторы совместили не похожие на рассказы Зощенко новеллы из первой книги с научным исследованием из второй . При написании сценария были использованы фрагменты дневников Эйзенштейна и Прокофьева , схожих по душевному состоянию с дневниками Зощенко, а также документальные записи, которые велись во время съёмок « Ивана Грозного » . Придуманная история постепенно обрастала всё новыми героями, один персонаж появлялся вслед за другим, втаскивая в сюжет следующего . За малым исключением практически все персонажи фильма сыграны екатеринбуржцами .

Производство

Натурные съёмки проходили летом 2017 года на стадионе «Уральский трубник» в Первоуральске , где был воссоздан казахский рынок Алма-Аты . В массовых сценах приняло участие около 60 уральских казахов, специально приехавших из Кургана , Шадринска , Камышлова и Екатеринбурга .
В Екатеринбурге — в Уральском саду лечебных культур им. Л. И. Вигорова ( Уральский лесотехнический университет ) , в квартале довоенных бараков неподалеку от УрФУ .

Бо́льшая часть съёмочного периода прошла в павильоне ГТРК «Урал» площадью 500 квадратных метров в Екатеринбурге , почти все декорации были построены из камыша .

Основные съёмки были завершены к маю 2018 года , а во время пост-продакшна в ноябре 2018 года картина была показана на специальной секции 28-го фестиваля Восточно-Европейского кино в Котбусе (Германия) для ознакомления с необычными проектами отборщиков, а также кинопроизводителей-инвесторов .

В июне 2019 года на « Кинотавре » в Сочи в рамках деловой программы Work-in-progress рабочий материал фильма был показан представителям международных кинофестивалей и прокатных компаний .

Закончить картину планировалось осенью 2019 года, а выпуск в прокат — в 2020 году . Выход картины был из самых ожидаемых событий года в профессиональном киносообществе .

На 43-м ММКФ

Слева-направо: Валентина Сизоненко, Илья Белов, Константин Итунин и другие участники киногруппы

Убеждён, что Федорченко, будучи выдающимся драматургом, а не только режиссёром, придумал ход, который нас всех не разочарует.

Антон Долин , январь 2019

Из-за финансовых трудностей работа над фильмом затянулась, — слишком «рукодельным и дорогим» оказался постпродакшн картины — компьютерная графика, озвучание, запись музыки . Большая часть действия строится на приёме с полиэкраном, когда изображение состоит из нескольких частей. Из сопоставления одновременно проецируемых фрагментов возникает контрапункт, порой экраны спорят друг с другом .

Каждый экран — это самостоятельное изображение, отдельные дубли. Иногда действие в главном экране отличается от добавочных экранов. Хотелось показать, что человек не фотографически воспроизводит/восстанавливает в памяти информацию. Каждый раз другое представление о событии. История — всё-таки субъективное восприятие прошлого, поэтому может быть разной. Алексей Федорченко , Москва, 2021

Фильм был отобран в основную конкурсную программу 43-го Московского международного кинофестиваля , хотя работы по сведению звука на конец марта 2021 года ещё не были окончены . Завершить картину удалось буквально за два дня до премьеры .

В мае 2021 года фильм приглашён на фестиваль «Виват кино Россия!» в Санкт-Петербург .

Награды и призы

  • 2019 — ещё не вышедшей картине был присуждён приз «Самый яркий союз литературы и кино» на Фестивале экранизаций «Читка», прошедшем в Москве 20—23 июня 2019 года. Ценный приз получил продюсер Андрей Савельев .
  • 2021 — приз «Серебряный Георгий» 43-го Московского международного кинофестиваля за лучшую режиссёрскую работу .
  • 2021 — Премия Гильдии киноведов и кинокритиков СК РФ в номинации «Новая волна» (лучший сценарий) — Лидия Канашова, Алексей Федорченко .
  • 2022 — Премия « Белый слон » за лучшую работу художника — Алексей Максимов .

Критика

…то, что делает Алексей Федорченко с литературным материалом, можно назвать чем угодно, но не экранизацией (и это гораздо ярче «стандартного подхода»). Карнавал, фарс, театр кабуки, раёк — и всё это вместе с детективом, в котором молодой агроном расследует исчезновение или убийство популярного писателя, а главный подозреваемый ни много ни мало Сергей Эйзенштейн.

Игорь Савельев , «Манеж — MIFF Daily» № 2 2021

Несмотря на обилие гротескного юмора (вроде уморительно смешного Сергея Эйзенштейна, пляшущего в деревянных тапках, разукрашенных мексиканскими калаками), это довольно мрачное кино о том, что невозможно вывести породу идеального человека. И это действительно детектив — все подтексты, появляющиеся в фильме, режиссёр блистательно раскроет в конце. И тут же опровергнет — ведь в истории нет ничего однозначного, как и в человеческой жизни. Главное — искать зёрнышко правды во всём. Хотя бы яблочное.

Иван Афанасьев, «7Дней.ру» 26 апреля 2021

Практически любое событие здесь — взгляд с нескольких точек зрения, восприятие разных участников событий. То, как это было на самом деле, то, как это могло бы быть, то, как хотелось бы. Удивительно, как Федорченко и вся его команда (это действительно образцовый пример командной игры, когда одинаково важны и оператор, и режиссёр монтажа, и ассистент ассистента второго помощника декоратора) соединяют детали быта с полётом фантазии, лёгкость — с дотошностью, простоту — с многослойностью. Оставляя фильм, при всей сложности формы, цельным, единым, не распадающимся на фрагменты, части и кусочки.

Катя Нечитайло, «Ваш досуг» 29 апреля 2021

Комментарии

  1. В годы Великой Отечественной войны в Алма-Ату были эвакуированы « Мосфильм » и « Ленфильм », образовав Центральную объединённую киностудию , где работали С. Эйзенштейн, М. Ромм, братья Васильевы, Л. Трауберг и другие .
  2. В фильме дословно воспроизведён бывший в реальности диалог между Н. Черкасовым и С. Эйзенштейном во время съёмок « Ивана Грозного » .
  3. Случай, также бывший в перерыве съёмок « Ивана Грозного » с исполнительницей роли царицы Л. Целиковской .
  4. Фарс, в котором весь причудливый антураж комнаты в технике мультипликации обыгрывает фрейдистские мотивы, перемешанные с советской атрибутикой, по словам Федорченко предполагалось упомянуть и Сталина, но в окончательный монтаж эти кадры не попали .
  5. Именно в Алма-Ате М. Ромм , возглавлявший Главное управление по производству художественных фильмов, делал пробы на роль Елизаветы I для третьей серии « Ивана Грозного » .
  6. Фамилии снявшихся и названия ролей приведены по титрам фильма в порядке появления на экране.
  7. На вопрос-предположение, озвученное на пресс-конференции 43-го Московского международного кинофестиваля , что Федорченко не снимает звёзд из экономии, режиссёр парировал: «Я снимаю звёзд, просто вы их не знаете» .
  8. Получая награду, А. Федорченко произнёс: «Неправильно, наверное, что я получаю приз, а моя огромная команда – нет. Награду заслужили и оператор, и монтажёр — мы очень тщательно занимались киноязыком. Я очень рад, если вы заметили новые словечки и слоги. Мы старательно их выписывали» .

Примечания

  1. Тарасова Ольга. . РИА Новый День (11 августа 2016). Дата обращения: 17 февраля 2022. 16 июля 2019 года.
  2. . Московский международный кинофестиваль (апрель 2021). Дата обращения: 25 апреля 2021. 24 апреля 2021 года.
  3. Малюкова Лариса. // Новая газета. — 2021. — 23 апреля. — ISSN . 24 апреля 2021 года.
  4. , с. 19.
  5. Хохрякова Светлана. // Московский комсомолец : газета. — 2021. — 24 апреля. — ISSN . 25 апреля 2021 года.
  6. на YouTube , начиная с 0:42
  7. Григорьева Наталия. // Независимая газета. — 2021. — 25 апреля. — ISSN . 1 мая 2021 года.
  8. Сычёв Сергей. . Фильм Про (28 апреля 2017). Дата обращения: 17 февраля 2022. 3 июня 2021 года.
  9. . Кинокомпания «29 февраля» . Дата обращения: 17 февраля 2022. 15 мая 2021 года.
  10. . Московский международный кинофестиваль (24 апреля 2021). Дата обращения: 28 апреля 2021. 28 апреля 2021 года.
  11. Иванова Александра. . Профисинема (11 июня 2019). Дата обращения: 17 февраля 2022. 30 апреля 2021 года.
  12. , с. 21.
  13. Кабанов Пётр. // Областная газета. — 2017. — 25 августа. 13 июля 2019 года.
  14. Жилина Оксана. // Областная газета. — 2017. — 30 августа. 13 июля 2019 года.
  15. . Первоуральск Он-Лайн (23 августа 2017). Дата обращения: 17 февраля 2022. 15 июля 2019 года.
  16. Подкорытова Марина. . Новостной портал Екатеринбурга (14 сентября 2017). Дата обращения: 17 февраля 2022. 15 июля 2019 года.
  17. . Дата обращения: 16 июля 2019. 16 июля 2019 года.
  18. Хазинурова Алёна. . Новости Екатеринбурга (16 января 2018). Дата обращения: 17 февраля 2022. 16 июля 2019 года.
  19. Смирнов Никита. . Журнал «Сеанс» (7 июня 2018). Дата обращения: 17 февраля 2022. 21 июля 2019 года.
  20. . Last Dear Bulgaria (англ.) . Connecting Cottbus . Дата обращения: 16 июля 2019. Архивировано из 17 июля 2019 года.
  21. . Последняя Милая Болгария . Кинотавр (2019). Дата обращения: 17 февраля 2022. 16 июля 2019 года.
  22. . Дата обращения: 16 июля 2019. 12 июня 2019 года.
  23. Латышева Марина. . Последняя милая Болгария . ПрофиСинема (9 января 2019). Дата обращения: 17 февраля 2022. 30 апреля 2021 года.
  24. Пугачёв Павел, Мальцев Павел, Степанов Василий. . Журнал «Сеанс» (15 февраля 2019). Дата обращения: 17 февраля 2022. 16 июля 2019 года.
  25. Шумаков Андрей. . JANA журнал (10 января 2019). Дата обращения: 17 февраля 2022. 16 июля 2019 года.
  26. Аксенова Александра. . Информационное агентство «Европейско-азиатские новости» (22 мая 2020). Дата обращения: 25 апреля 2021. 28 апреля 2021 года.
  27. . ПрофиСинема (20 мая 2020). Дата обращения: 28 апреля 2021. 28 апреля 2021 года.
  28. . Московский международный кинофестиваль . Дата обращения: 24 марта 2021.
  29. Аксёнова Александра. . Информационное агентство «Европейско-Азиатские новости» (24 марта 2021). Дата обращения: 24 марта 2021. 14 апреля 2021 года.
  30. Латышева Марина. . ПрофиСинема (26 апреля 2021). Дата обращения: 28 апреля 2021. 28 апреля 2021 года.
  31. Альперина Сусанна. // Российская газета. — 2019. — 24 июня. — ISSN . 1 июня 2020 года.
  32. . Московский международный кинофестиваль (29 апреля 2021). Дата обращения: 30 апреля 2021. 29 апреля 2021 года.
  33. . КиноРепортёр (29 апреля 2021). Дата обращения: 1 мая 2021. 1 мая 2021 года.
  34. . ПрофиСинема . Дата обращения: 27 декабря 2021. 27 декабря 2021 года.
  35. Никитин Никита. . Кинопрокат в России онлайн (6 февраля 2022). Дата обращения: 10 февраля 2022. 8 февраля 2022 года.
  36. Савельев Игорь. // Манеж — MIFF Daily : газета. — 2021. — Апрель ( № 2 (154) ). — С. 3 . 28 апреля 2021 года.
  37. Афанасьев Иван. // 7Дней.ру : интернет-портал. — 2021. — 26 апреля. — С. 3 . 28 апреля 2021 года.
  38. Нечитайло Катя. // Ваш досуг : информационное агентство. — 2021. — 29 апреля. — С. 3 . 1 мая 2021 года.

Литература

  • Немченко Лилия. // Культура Урала : журнал. — 2021. — Сентябрь ( № 7 (93) ). — С. 18—21 .

Ссылки

  • . Госфильмофонд РФ (2018). Дата обращения: 26 апреля 2021. 26 апреля 2021 года.
  • Трофименков Михаил. // Коммерсантъ Weekend : журнал. — 2021. — Апрель ( № 12 ). — С. 20 .
  • Загвоздкина Катя. // КиноРепортёр : журнал. — 2021. — 28 апреля.
  • Малашенков Илья. // Завтра. Блоги и сообщества : интернет-издание. — 2021. — 7 мая.
  • Кабанов Пётр. // Областная газета. — 2021. — 23 июня ( № 110 ).
  • Селезнёв Максим. // Искусство кино : журнал. — 2021. — 23 июня ( № 9/10 ). — ISSN .
Источник —

Same as Последняя «Милая Болгария»