Аксёнова, Ирина Степановна
- 1 year ago
- 0
- 0
« Колбаса́ Митрофа́на Аксёнова » — российский полнометражный библиографический фильм-расследование Алексея Федорченко 2023 года с приёмами документального, игрового и элементами анимационного кино, основанный на увлечении режиссёра коллекционированием старинных редких книг. История разворачивается в поиске следов российского математика и философа конца XIX — начала XX века Митрофана Семёновича Аксёнова , о котором практически ничего не известно.
Фильм снят при финансовой поддержке Министерства культуры РФ . Премьера состоялась в октябре 2023 года на Международном кинофестивале « Послание к человеку » (Санкт-Петербург).
Кинорежиссёр задаётся целью отыскать подробности биографии ныне забытого российского философа-любителя и переводчика Митрофана Аксёнова — его имя значится автором книги «Смерти нет», купленной им на международном аукционе. Страница М. Аксёнова в Википедии ещё более интригует: полнейшее отсутствие данных о дате, месте рождения и смерти, семье, только описание его трудов, главный из которых, изданный в 1896 году, на несколько лет предвосхитил теорию относительности Альберта Эйнштейна .
Начав поиски с
Российской государственой библиотеки
в Москве, в её картотеке он находит три издания Митрофана Аксёнова. Но попытка получить их на руки заканчивается неудачей — это похоже на мистику — книг в библиотеке больше нет.
Раздобыв по своим каналам книги Митрофанова и все изданные о нём исследования, режиссёр предпринимает серию расследований.
…вымысел воспринимается за чистую монету,
а правда кажется выдумкой.
Желая найти хоть какое-то изображение первооткрывателя, он обращается к философу–эзотерику Лиде Канашовой, они анализируют помещённые в одной из книг фотографии со спиритического сеанса, в котором участвовал Аксёнов, но однозначный ответ не находится. Пытаясь помочь, Канашова предлагает провести сеанс с духом Митрофана Аксёнова. За круглым столом при свечах проделывается магический ритуал, но от духа умершего приходит категоричный отказ — «Нет».
Вдвоём с Канашовой они приезжают в Калязин к , подготовившему в 2011 году переиздание главного труда Аксёнова «Трансцендентально-кинетическая теория времени» . Последний предполагает причины утраты библиотечных экземпляров и рассказывает об уникальной гипотезе Митрофана Аксенова, приоткрывающей панораму трансцендентальной вселенной. Для наглядности пояснения с ножом в руках прибегает к обычному батону полукопчёной колбасы.
Втроём они оказываются вблизи загородной усадьбы, где когда-то гостил и работал Аксёнов, но теперь на месте главного дома постройки дачников, и лишь огромные дубы могут помнить недавнее прошлое.
Зазвав достаточное количество арбатских прохожих в неподалёку расположенный Музей эротического искусства, Сергей Травин поясняет почему студентом считал Митрофана Аксёнова одним из литературных псевдонимов Анатолия Кони . Весьма стройная теория рассыпается, когда режиссёр демонстрирует издание Аксёнова с посвящением А. Кони.
Преподаватель Нижегородского государственного университета Алексей Исаков делится своим видением гипотезы Аксёнова. Случайность не позволяет режиссёру встретиться с Григорием Малыкиным, доктором физико-математических наук из Нижнего Новгорода, автором публикации о теории Аксёнова . Но он переадресовывает к Джаббару Мамедову, учёному из Бакинского государственного университета. Одна из встреч режиссёра проходит среди обитателей Екатеринбургского зоопарка, у вольера с трубкозубами .
Маленькое отступление в Картахену , где снималась новела «Тайна пятисот пропавших девственниц» из « Нового Берлина », — с видом на портовую гавань, колумбийский филолог сообщает режиссёру о найденной им переписке Аксёнова со Львом Толстым и опубликованном в 74 томе академического собрания сочинений писателя письме учёному.
Прибывшее из Филлипинской библиотеки издание 1903 года «Список воспитанников, окончивших курс в Первой Харьковской гимназии за столетний период ее существования» кажется поможет пролить свет на биографию её воспитанника Митрофана Аксёнова, — дальнейшие пути ведут в сам Харьков , небольшие украинские города Житомирской области , в Эстонию , где он некоторое время преподавал. Но планы остаются планами, по телевизору звучит выступление Президента Российской Федерации от 24 февраля 2022 года — «… мною принято решение о проведении специальной военной операции».
Молодой выпускник ННГУ Сергей Травин в одиночестве сидит на задворках музея.
Страсть к коллекционированию старинных редких книг привела Алексея Федорченко к созданию кино-библио-детектива с Митрофаном Аксёновым — главным героем , изначально под рабочим названием «Митрофан Аксёнов. Смерти нет». Пройдя несколько этапов , в конце октября 2021 года проект получил одобрение Экспертного совета Министерства культуры РФ .
Проект кинокомпании «29 февраля» об Аксёнове был включён Роскино для участия во Всемирном конгрессе продюсеров научно-популярного и документального кино, проходившего в ноябре — декабре 2021 года .
Я старался вернуть этого человека, чтобы он занял то место, которое достоин занимать.
Отталкиваясь от существующей с 2017 года статьи в русской Википедии, в процессе подготовительного периода киногруппа Федорченко разыскала людей в Арзамасе, Баку и Москве, увлечённых заданной темой и готовых поделиться собственными теориями на этот счёт . Велась исследовательская работа и с архивами украинских городов, где Митрофан Аксёнов жил .
В процессе созидания кроме традиционного киноинструментария режиссёр использовал возможности нейросети .
В «Колбасе Митрофана Аксёнова» я использую сразу две нейросети. Одна собрала мне персонажа, придумала его концепт. Вторая написала музыку. из интервью А. Федорченко Л. Малюковой , « Ведомости » 12 мая 2023
Съёмки проходили в Москве, Арзамасе, Клязьме, а также в Екатеринбургском зоопарке . Из-за вторжения России на Украину запланированная на апрель 2022 года большая экспедиция в Харьков , Житомир и Киев оказалась невозможной, — пришлось переделывать сценарий .
Картина была завершена весной 2023 года .
Обозреватель Republic Екатерина Барабаш считает что своим новым фильмом Федорченко «плеснул керосину в затухающий костер полуживого российского кино» .
…увлекательнейшее путешествие по миру, во времени, по извилистым дорожкам федорченковских фантазий. И все в смятении — а был ли «мальчик»? Митрофан Аксёнов — очередная выдумка блистательного режиссёра или реальный персонаж?
— Екатерина Барабаш, Republic 31 октября 2023
Анализируя принципиальную неформатность последних работ Федорченко, Антон Долин находит, что документальная «Колбаса Митрофана Аксёнова» неожиданно гармонично дополняет состоящую из двух частей фантасмагоричную конструкцию « Нового Берлина » :
Симметрия трёх сюжетов завораживает. Первая (правдоподобная, но выдуманная) и последняя (невероятная, но правдивая) истории рассказывают о поиске, который заканчивается неудачей.
Неосуществимость поставленных задач ничуть не смущает режиссёра. Он твёрдо знает, что сфера приложения подлинного искусства всегда — невидимое и невозможное.— Антон Долин , Meduza 26 октября 2023
«Новый жанр, в котором ещё никто не работал» — оценивает ленту обозреватель « Областной газеты » Андрей Кулик, — и «над Википедией Федорченко поиздевался по полной программе» .
Вот только жизнь постоянно подрезает крылья фантазёрам.
«Колбаса Митрофана Аксёнова» — картина парадоксальная: трагический финал даёт надежду.— Андрей Кулик, « Областная газета » 4 декабря 2023