Берлин, Диана Иосифовна
- 1 year ago
- 0
- 0
« Но́вый Берли́н » — российский игровой фантазийный фильм Алексея Федорченко 2023 года — трагикомедийное мокьюментари в двух частях. Картина завершает псевдодокументальную трилогию режиссёра, куда относят « Первые на Луне » (2005) и « Большие змеи Улли-Кале » (2022).
Премьера состоялась на фестивале актуального российского кино «Маяк» в Геленджике 8 октября 2023 года.
Ведущая занятие в киномастерской в окружении десятка слушателей Марина Разбежкина утверждает: «Реальности не существует ни в игровом, ни в документальном кино. Реальность это вы». Чуть поодаль у клетки с пушным зверьком находится Виктор Шауфлер, тоже ученик мастерской. Разбежкина рассказывает Федорченко загадочную историю тёти Шауфлера — Берты, бесследно пропавшей в 1956 году в Колумбии.
Виктор Шауфлер, советский немец, часть семьи которого оказалась после войны в Латинской Америке, вместе с дочкой, тоже Бертой, отправляются в Колумбию на розыски своей тёти, исчезнувшей вместе с кораблем «Глория» — трагедии, известной там под названием «Тайна пятисот пропавших девственниц». Где бы ни находясь, они фиксируют происходящее на видеокамеру. Расположив камеру в спортивной сумке, Виктор готовит её к скрытой съёмке , но в первом же офисе его хитрость раскрывается. В городском архиве они находят корабельную книгу «Глории», листают старые газеты с заметками об отправке. Пытаясь собрать подробности о роковом рейсе трансатлантического корабля из порта Пуэрто-Боливар в Гамбург, они посещают самых разных, порой экзотических людей, очевидцев тех давних событий и их потомков. Бородатый весельчак, сын капитана «Глории», а теперь ловец тунца, рассказывает им байки о сгинувшем судне. В сувенирной лавке выкупают вещи недавно умершего помощника капитана Германа Функа, а среди них старинная деревянная записная книжка с именами, в том числе членов экипажа «Глории».
Они разгуливают по многолюдным улицам и небезопасным колумбийским закоулкам, местным муравейникам-коммунам с разноцветными хибарами, где живут троцкисты , бандиты, воры-уголовники. На открытой террасе одного из домов-квартир Берта встречает музицирующего Леопольдо, не зная испанского, а он русского, им удаётся установить контакт благодаря музыке, он играет на гитаре и поёт, она старательно ему подпевает. Молодых людей прерывает Виктор, им с Бертой пора двигаться дальше. Они добираются до агентства, рекрутировавшего девушек, которые хотели поехать на работу в Европу. С некоторыми из девушек, не попавших тогда на борт «Глории», а теперь живущих в разных странах дамами весьма почтенного возраста, Виктор беседует по видеосвязи. Вскоре обнаруживается и целый кубинский женский батальон, который вроде бы прислуживал в охране Фиделя Кастро .
Зацепившись за одну из версий, Виктору нужно срочно посетить Германию, они договариваются с Бертой, что она проведёт оставшиеся дни в гостинице, а он встретит её уже в Москве. Но в условленный день Берты не оказывается среди прилетевших, через службы авиакомпании выясняется что она не вылетала из Боготы . Ничего не знает о её местонахождении и Леопольдо.
Под Гродно в музее енотов Федорченко «случайно обнаруживает» старые почти выцветшие киноплёнки о немецкой базе в Антарктиде, снятые киностудией «Новая Швабия». На сохранившихся кадрах немцы душа в душу живут рядом с енотами, ставшими новым коллективным фюрером, а также эротическим символом, «генералом любви», — им они посвящают множество песен. Сами ретро-немцы живут в тесных каморках, на стенах которых тоже изображения енотов.
Едва ли не у каждого жителя катакомбного Четвертого рейха на лице белые пятна, похожие на витилиго , возможно, вследствие полного отсутствия солнца. Зигфрид-слухач прислушивается, не трещит ли лёд, нет ли новых трещин в промокших стенах — иногда случается сильная тряска и их частичное обрушение. Дети бегают по узким проходам, играя в прятки. Некий немец бахвалится неисчислимым количеством детей, оставленных им где-то на Восточном фронте под Полтавой, другой испытывает радость, находя себя похожим на Гитлера в молодости. Под « Полёт валькирий » художник пририсовывает себе усики и чёлку Гитлера. Ссорящаяся супружеская пара выясняет отношения, а соперничающие между собой женщины фотографируют друг друга. Беременная прибегает к гаданию на внутренностях огромной разделанной рыбы. В незамысловато устроенных передвижных душевых кабинках одновременно моются и мужчины и женщины. Похоронная процессия двигается вдоль узкого балкона. А рядом почти непрерывно разыгрываются аляповатые сюрные спектакли, в которых люди выглядят как марионетки.
На плёнку запечатлены сменявшие друг друга бургомистры. Выучившиеся уже здесь молодые кинооператоры, парень и девушка, оказываются свидетелями, как ночью на какое-то мгновение приоткрывается массивная железная дверь вовне, в Антарктиду. В итоге забытые ключи от двери оказываются в их руках.
Сценарий про существование тайного бункера Гитлера для полутора тысяч человек под толщей льда Антарктиды, якобы заложенного ещё в 1939 году , был задуман в 2006 году, работа началась в 2008 году совместно с Денисом Осокиным .
… это общеупотребимый базовый миф — База «211», убежище нацистов, сокрытое во льдах Земли Королевы Мод . Но когда эта тема поднималась, всё уходило, как правило, в фантастику: летающие тарелки, мамонты или всякие внеземные дела. Мне же было интересно показать людей, которые изживают из себя фашизм. Когда писался сценарий, это было необычно, а стало актуальным через 15 лет. из интервью А. Федорченко журналу «Синема Рутин», 8 ноября 2023
Выбор местом действия другой истории в Колумбии продиктован бегством многих нацистов после Второй мировой войны в Южную Америку . Латиноамериканская история писалась Федорченко вместе с театральным деятелем и сценаристом Олегом Лоевским по множеству фотографий, сделанных российской театральной делегацией в колумбийских городах в 2006 году в ходе подготовки спектакля по Маркесу .
При запуске в производство для «антарктической» части объявлялся предварительный кастинг говорящих на немецком языке актёров — женщин и мужчин . Рабочим названием проекта первоначально было «Енотовый город», а первая, детективная колумбийская часть называлась «Берта» . По итогам двух очных защит на питчингах Министерства культуры РФ в 2020 и 2021 годах в октябре 2021 года заявка кинокомпании «29 февраля» была включена в список получателей субсидии на производство .
Для организации экспедиции в Колумбию Олег Лоевский связывался со своим знакомым, бывшим ВГИКовцем, живущим там и ведущим киношколу. Через него начался поиск кинокомпании, могущей обеспечить приезд. Далее в течение полугода велась подготовка, выбирались места локаций, натурные объекты, по видеосвязи проводился кастинг. Министерство культуры РФ обращалось в консульство и департамент кинематографии, откуда было получено официальное разрешение на съёмки в Колумбии .
Сейчас настолько сильная история, что она диктует какие-то свои векторы. Иногда пересматриваю картину и думаю: «Как это мы могли 15 лет назад придумать?» С одной стороны, мне это нравится, с другой, страшно, конечно.
Поначалу предполагались также экспедиции во Францию и Германию .
К павильонным съёмкам творческая группа приступила осенью 2022 года в Екатеринбурге.
Из соображений экономии на съёмки в колубийские
Медельин
и
Картахену
выезжала усечённая киногруппа — режиссёр, продюсер, второй режиссёр, художник-постановщик, режиссёр монтажа, оба исполнителя главных ролей. Операторскую машину со всем необходимым набором, вспомогательный второй состав и переводчиков на месте обеспечил колумбийский продюсер. На каждый из городов отводилось по пять подготовительных и семь съёмочных дней
.
Уже по выходе фильм, как частично снятый в Свердловской области , получил региональную господдержку в виде рибейта 6,6 млн рублей .
В озвучании сцен на испанском и немецких языках принимали участие:
Исполнители ролей и участники съёмочной группы приведены по финальным титрам фильма.
Работы в фильме А. Федорченко-режиссёра и А. Максимова-художника включены в список номинаций премии « Белый слон » за 2023 год .
Участвовавшая в конкурсе I фестиваля актуального российского кино «Маяк» в Геленджике, картина была одной из самых обсуждаемых , став, по мнению Надежды Васильевой-Балабановой , сопоставимой с « Моной Лизой » в живописи . «Последовательность, поиск форм и смыслов вызывают уважение» — отреагировала телевизионный журналист Арина Бородина . Задаваясь вопросом почему жюри не отметило фильм Федорченко, обозреватель « Новой газеты » Лариса Малюкова подмечает, что всё кино режиссёра — «нековенциональное, его сложно судить форматными кинематографическими мерками» .
Оно кажется то слишком медленным, театральным, то мало нарративным. То перенасыщенным фактами, отсылками, образами. Оно, как каша из волшебного горшочка, выплескивается из наших сформированных опытом представлений и ожиданий.
А миф здесь шьётся из простого предположения «а вдруг?».— Лариса Малюкова , « Новая газета » 16 октября 2023
Рецензируя картину, Валерий Кичин находит общность мышления режиссёра с Дали , также собиравшего свой мир из элементов реальности. Чуть ли не каждая фраза фильма и обыденна, и необычайна, вызывает у зрителя «проницательную остолбенелость — состояние уникальное и драгоценное, которым в нашем сегодняшнем кино умеет управлять только Федорченко» .
Логическому толкованию ничто здесь не поддастся, как ни старайся. Такой мир воспринимаешь на уровне ощущений — он цепляет, что-то по-новому высвечивает, а события, сегодня летящие на нас лавиной, вдруг начинают перекликаться с уже готовым провидческим фильмом, обнаруживая в нём всё новые сцепки и откровения.
— Валерий Кичин , « Российская газета » № 244 2023
Кинокритик Сергей Кулешов увидел в картине куда более безумств, чем во всех киноэкспериментах сезона, отметив её место в фильмографии режиссёра как «логичное продолжение подвигов Федорченко на ниве чудно́й эклектики» :
Весьма реалистическая манера съёмки в первой половине противопоставлена художественной эквилибристике из наследия ацтеков и эстетики Третьего рейха, бункеров и жертвоприношений — во второй.
— Сергей Кулешов, « Искусство кино » № 1/2 2023
Говоря о второй части, обозреватель « Коммерсанта » Юлия Шагельман сетует, что «подробно обустраивая быт этого загадочного места, автор заигрывается и теряет зрительское внимание» и расшифровка к концу второго часа хронометража становится утомительным занятием . Программный директор кинотеатра «Художественный» Стас Тыркин напротив восхищается картинами тайной жизни в бункерах Антарктиды:
Характер юмора и умение строить клаустрофобски изысканные кукольные мини-вселенные заставляют предположить: если бы Уэс Андерсон родился в Екатеринбурге, он снимал бы кино так, как это делает Алексей Федорченко.
— Стас Тыркин , из анонса фестиваля ко дню рождения «Художественного»