Interested Article - Безопасность (фильм)

«Безопа́сность» ( «Спасение» , англ. Safe , также [Safe] ) — драма Тодда Хейнса об Америке 1980-х , аллегорическое высказывание на тему эпидемии СПИДа . Второй полнометражный фильм режиссёра, закрепивший за ним репутацию одного из самых глубоких и оригинальных американских постановщиков. В центре сюжета ленты оказывается странное заболевание домохозяйки Кэрол Уайт, ставшей жертвой «аллергии на XX век» . Эта работа — первая главная кинороль в карьере актрисы Джулианны Мур .

Сюжет

Кэрол Уайт, благополучная домохозяйка, живущая с мужем в долине Сан-Фернандо , начинает испытывать странное недомогание. Сперва она списывает его на стресс, но постепенно её самочувствие ухудшается. Врачи оказываются бессильны ей помочь, а в Кэрол растёт убеждение, что причина её недуга кроется в состоянии окружающей среды, и что она страдает от «аллергии к двадцатому веку». Героиня ищет спасение в нью-эйджевском лагере, но тщетно. В финале фильма на экране лишь бледная тень прежней Кэрол .

В ролях

Премьера и прокат

Премьера «Безопасности» состоялась в январе 1995 года в рамках кинофестиваля « Сандэнс », в мае фильм был включён в неофициальную программу « Двухнедельник режиссёров » Каннского кинофестиваля . На американские экраны «Безопасность» вышла 23 июня 1995 года и заработала около 500 тысяч долларов. Дистрибуцией занималась компания Sony Pictures Classics, артхаусное подразделение студии Sony Pictures Entertainment . По мнению продюсера , скромный финансовый результат объясняется изменениями на кинорынке США, который стал ориентироваться на извлечение быстрой прибыли, и фильму Хейнса, рассчитанному на долгий прокат, «чтобы его обсуждали на вечеринках, и одни зрители тянули за собой других», банально «не хватило времени» .

Критика

Киновед Роб Эдельман указывает, что «Безопасность» Хейнса — подчёркнуто немейнстримное кино: режиссёр не дарит своей героине хэппи-энда и не даёт зрителям «лёгких ответов», проясняющих её состояние, которое служит метафорой «суровой реальности СПИДа ». Тодд Хейнс пугает публику, но при этом, пишет Эдельман, обходится без «упырей и потоков крови», «политизирует» сюжет, но избегает явных политических аллюзий . Запоминающаяся зловещая образность фильма рождается, среди прочего, из необычной манеры съёмок, считает культуролог Тимотеус Вермёлен. Хейнс использует неожиданные проезды камеры, фиксирующие «расползающееся перегруженное пространство», а также долгие статичные планы экстерьеров и интерьеров, на фоне которых героиня выглядит «потерянной и отчуждённой». Актёрская игра намеренно безлична, на экране преобладают бледные пастельные тона. Всё это способствует тому, заключает Вермёлен, что «Безопасность» воспринимается как «чувственный опыт», как атмосферное, а не хроникальное кино .

Необычность режиссёрской подачи узнаваемых персонажей и мест отмечает и киновед Джонатан Розенбаум , однако, продолжает он, Хейнс, действуя методом остранения , чересчур увлекается, так что итоговое послание киноленты, похоже, ускользает не только от её зрителей, но и от её автора. Пытаясь расшифровать посыл «Безопасности», Розенбаум отметает буквальное прочтение. Проблематика фильма, уверен критик, лежит не в медицинской плоскости, болезнь тут служит не предметом рассмотрения, а лишь драматургической основой. Подлинный предмет «Безопасности», пишет Розенбаум, есть «ненависть Хейнса к тому, что он демонстрирует на протяжении большей части фильма». Режиссёр атакует привилегированный потребительский класс, к которому принадлежат герои его картины. Розенбаум, в частности, ссылается на интервью, где Тодд Хейнс заявляет, что «Безопасность» «стоит на стороне болезни, а не лекарства», поскольку «именно болезнь открывает Кэрол глаза», заставляя отказаться от прежней жизни .

Награды и номинации

Фильм принял участие в нескольких международных киносмотрах и претендовал на ряд наград, присуждаемых по итогам года. «Безопасность», в частности, принесла Тодду Хейнсу приз American Independent Award на Международном кинофестивале в Сиэтле (1995) , специальное упоминание жюри ФИПРЕССИ на Роттердамском кинофестивале (1996) и номинации на премию « Независимый дух » в режиссёрской и сценарной категориях. Лента также выдвигалась на «Независимых дух» в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая актриса» (Джулианна Мур), а Хейнс стал финалистом номинации «Лучший режиссёр» по версии Национального общества кинокритиков США . В 1999 году на основании голосования критиков, организованного газетой The Village Voice , «Безопасность» была объявлена лучшей лентой 1990-х .

Примечания

  1. (англ.) — 1999.
  2. . « Сеанс », № 53/54 (март 2013). Дата обращения: 11 апреля 2015. 11 апреля 2015 года.
  3. Timotheus J. V. Vermeulen. [Safe] // / Edited by John Berra. — Intellect Books, 2010. — P. 285–286. — 328 p. — (Directory of World Cinema). — ISBN 978-1-84150-368-4 .
  4. Scott Tobias. (англ.) . The Dissolve (18 декабря 2014). Дата обращения: 11 апреля 2015. 21 января 2021 года.
  5. Rob Edelman. Haynes, Todd // International Dictionary of Films and Filmmakers / Editors: Tom Pendergast, Sara Pendergast. — 4th ed. — St. James Press, 2000. — Vol. 2. Directors. — P. 425–427. — 1329 p. — ISBN 1-55862-477-5 .
  6. Richard Pallardy. (англ.) . Encyclopædia Britannica (26 февраля 2015). Дата обращения: 11 апреля 2015. 26 апреля 2015 года.
  7. (англ.) . Variety (1 мая 1995). Дата обращения: 11 апреля 2015. 18 апреля 2015 года.
  8. (англ.) . Box Office Mojo . Дата обращения: 11 апреля 2015. 27 сентября 2018 года.
  9. Jonathan Rosenbaum. . — University of California Press, 1997. — P. –212. — 360 p. — ISBN 978-0-520-20615-1 .
  10. (англ.) . International Film Festival Rotterdam. Дата обращения: 11 апреля 2015. Архивировано из 28 декабря 2014 года.
  11. (англ.) . NYTimes.com. Дата обращения: 11 апреля 2015. 20 апреля 2015 года.
  12. J. Hoberman. (англ.) . Village Voice (31 декабря 2002). Дата обращения: 11 апреля 2015. 12 апреля 2015 года.
Источник —

Same as Безопасность (фильм)