Interested Article - Чанкья Ролпай Дордже

Чанкья Ролпай Дордже ( монг. Ролбийдорж ; 1717—1786) — главный учитель тибетского буддизма при дворе Цин , близкий соратник китайского императора Цяньлуна и важный посредник между императорским двором и Внутренней Азией ]. Он также руководил переводом тибетского буддийского канона на и маньчжурский языки , участвовал в составлении четырехъязычного набора (китайский, маньчжурский, монгольский и тибетский) и руководил переводом с китайского на маньчжурский, монгольский и тибетский языки всей Шурангама-сутры , завершенного в 1763 году; тибетский перевод в настоящее время сохраняется в дополнении к Ганджуру .

Биография

Рождение и раннее образование

Чанкья Ролпай Дордже родился в 10-й день четвертого (Хор) месяца года огненной птицы (1717 г.) в Увэй (ранее известном как Лянчжоу) недалеко от Ланьчжоу в Ганьсу . В раннем возрасте он был признан первым Джамьянгом Шэпой воплощением предыдущего Джанджи-хутухты из монастыря (佑宁 寺) в Амдо (ныне Цинхай ), одном из четырех величайших монастырей Гелугпа на севере. По его инициативе император Канси послал Качена Шерап Даргье в качестве своего представителя.

В 1723 году, вскоре после смерти Канси, когда новый правитель Юнчжэн (годы правления 1722—1735) устанавливал свою власть, монгольские племена вместе со своими тибетскими союзниками Амдо заявили о правопреемстве Гуши-хана , и при поддержке некоторых группировок внутри монастырей, восстали против Цин в районе Коконор. Юнчжэн настаивал на жестоких репрессиях, и в Амдо маньчжурская армия, разрушила деревни и монастыри, которые, как полагают, выступили на стороне повстанцев, в том числе и монастырь Гонлун в 1724 году :50, 321 . Однако император приказал не причинять вреда семилетнему воплощению Джанджи, а привезти его в Китай в качестве «гостя». При дворе императора Юнчжэна он вырос и получил образование, чтобы служить посредником между центром маньчжурской власти и буддистами Амдо, Тибета и Монголии . Среди монашеских учителей Ролпая Дордже были Чжаншу Качен Шерап Даргье; второй Тхукен Хутухта, Нгакванг Чоки Гьяцо и Аце Чодже Лозанг Чодзин .

Чанкья Ролпай Дордже и его учителя поняли, что для того, чтобы учения гелугпа процветали в Китае и Маньчжурии, они должны быть доступны на китайском, монгольском и маньчжурском языках, и поэтому он начал изучение этих языков. Одним из его сокурсников был принц Хунли, который стал его другом и, в конечном итоге, императором Цяньлуном (годы правления 1735—1796).

Он также интересовался китайским буддизмом и думал, что их основные философские взгляды очень похожи на философские взгляды школы Йогачары (тибетский: སེམས་ ཙམ་ པ). Он также, по-видимому, был тем, кто придумал, что , индийский основатель школы Умиротворения (тибетский: ཞི་ བྱེད །, Вайли : zhi byed) в Тибете, который предположительно также посетил Китай, и Бодхидхарма были одним и тем же человеком .

Изгнание 7-го Далай-ламы

Третий Джанджа-хутухта, Ролпай Дордже

В конце 1720-х годов провёл успешную кампанию по захвату Тибета, и Седьмой Далай-лама был изгнан, оставив Лхасу в конце 1728 года. Маньчжурские амбани в Лхасе, представители императора Юнчжэна, устроили приглашение на Панчен-ламы Лозанга Йеше отправился в Лхасу, что он неохотно сделал в октябре 1728 года. Полхане предоставил ему власть над большей частью Цанга и Нгари , вынудив его уступить восточную часть региона Лхасе.

В 1729 году, после того как Панчен-лама послал письмо и многочисленные подарки императору Юнчжэну, Ролпай Дордже получил разрешение от императора на восстановление своего монастыря Гёнлун Джампа Лин :341 .

Первый визит в Тибет

В 1732 году Панчен-лама обратился к императору с просьбой разрешить Седьмому Далай-ламе вернуться в Лхасу. Когда петиция была удовлетворена в 1734 году, Юнчжэн приказал Ролпаю Дордже сопровождать 7-го Далай-ламу в Лхасу. Эта поездка дала Ролпаю Дордже возможность учиться у Далай-ламы, а также делать подношения в главных монастырях Лхасы и дарить подарки от императора. В 1735 году Джанджа-хутухта и Далай-лама отправились в монастырь Ташилунпо в Шигадзе, чтобы выразить свое почтение Лобсангу Еше, 5-му Панчен-ламе (1663—1737), где Ролпай Дордже принял как свои первоначальные, так и последние монашеские обеты под наблюдением Панчен-ламы.

Когда Юнчжэн умер в 1736 году, Ролпай Дордже был вынужден отказаться от своих планов учиться у Панчен-ламы и вернулся в Пекин. И Панчен-лама, и Далай-лама преподнесли ему религиозные статуи и другие важные предметы в качестве прощальных даров.

Лама императора Цяньлуна

Статуя XVIII века Ролпая Дордже

В 1744 году император Цяньлун решил превратить дворец Юнхэгун в Пекине в монастырь Гелугпа, а также в Императорский дворец. Он стал резиденцией Джанджи и многих других важных тулку из Амдо и Монголии, а также центром Цин для управления делами тибетского буддизма и контроля над местными властями в Монголии, Амдо, Тибете и других областях, исповедовавших тибетский буддизм.

В 1744 году Цяньлун также указал Ролпаю Дордже, что он хочет получать частные религиозные уроки, и Ролпай Дордже сначала научил его комментариям о том, как найти прибежище в трёх драгоценностях, а также обучил его тибетской грамматике и чтению. Позже Цяньлун запросил учения о пути бодхисаттвы, и Рёльпе Дорже обучил его комментарию Ваджрадхары Кунчок Гьялцена к Постепенному Пути (Лам Рим) вместе с комментарием предыдущего Чангкья, Нгаванг Лосанг Чоден. «Изучая эти два текста, Цяньлун развил великую веру (gong ma thugs dad gting nas khrungs) и взял на себя обязательство практиковать ежедневно, которое он продолжал, несмотря на свой плотный график» .

В 1745 году, после того как Рёльпе Дорже завершил ретрит, император Цяньлун попросил его дать ему тантрические учения и посвящение (абхишека) его йидаму , . Как ученик и проситель абхишеки , император должен был собрать все необходимые материалы и оборудование. Ролпай Дордже даровал императору абхишеке пять божеств Чакрасамвару в соответствии с линией индийского сиддха, Гхантапы. Во время инициации Релпе Дорже как ваджрный мастер сел на трон, а император преклонил колени, чтобы получить посвящение в соответствии с предписаниями для учеников . Император поднес 100 унций золота с мандалой (символизирующей вселенную), чтобы получить посвящение. После инициации Цяньлун сказал Ролпаю Дордже: «Теперь ты не только мой лама, ты мой ваджрный учитель» .

В 1748 году Рёльпе Дорже совершил свою первую поездку обратно в Гонлун Джампа Лин, свой монастырь, который он оставил в детстве, и по его просьбе монастырю была вручена Императорская мемориальная доска, которая была установлена ​​над входом в главный зал собраний :341—348 .

Источники

  • Berger, Patricia. Empire of Emptiness: Buddhist Art and Political Authority in Qing China. — Honolulu : University of Hawai'i Press, 2003. — ISBN 0824825632 .
  • Bernard, Elisabeth. The Qianlong emperor and Tibetan Buddhism // . — Taylor & Francis e-Library, 2004. — P. –135. — ISBN 0-203-63093-9 .
  • Dung dkar blo bzang 'phrin las. Dung dkar tshig mdzod chen mo (v. 1). — Beijing : China Tibetology Publishing House, 2002. — P. 798–799. — ISBN 7800575403 .
  • Illich, Marina (2006). Selections from the life of a Tibetan Buddhist polymath: Chankya Rolpai Dorje ( lcang skya rol pa'i rdo rje ), 1717-1786 (Ph.D.). Columbia University. ISBN 9780542524219 .
  • Illich, Marina. Imperial Stooge or Emissary to the Dge lugs Throne? Rethinking the Biographies of Chankya Rolpé Dorjé. // . — Leiden : Brill, 2003. — P. –32. — ISBN 978-90-04-15351-6 .
  • Martin, Dan . Tibetological (2009). Дата обращения: 27 июля 2014.
  • Martin, Dan. Bonopo Canons and Jesuit Cannons: On sectarian factors involved in the Ch'ieh-lung-emperor's second goldstream expedition of 1771-1776 based primarily on some Tibetan sources. // The History of Tibet - V.II The Medieval Period: c.850-1895 The Development of Buddhist Paramountcy. — RoutledgeCurzon. — P. 633–647. — ISBN 0-415-30843-7 .
  • Smith, E. Gene. . — Somerville : Wisdom Publications, 2001. — P. –146. — ISBN 0-86171-179-3 .
  • Sullivan, Brenton (2013). (Ph.D.). University of Virginia.
  • Townsend, Dominique . (март 2010). Дата обращения: 16 июля 2014.
  • Tuttle, Gray. . — New York : Columbia University Press, 2005. — ISBN 978-0-231-13446-0 .
  • van Schaik, Sam. . — New Haven : Yale University Press, 2011. — P. . — ISBN 978-0300194104 .
  • Wang Xiangyun (2000). "The Qing Court's Tibet Connection: Lcang skya Rolpa'i rdo rje and the Qianlong Emperor". Harvard Journal of Asiatic Studies . Harvard-Yenching Institute. 60 (1 [June, 2000]): 125—163. doi : . ISSN . JSTOR .
  • . Rigpa Wiki . Rigpa. Дата обращения: 16 июля 2014.
  • . Tibetan Buddhist Resource Center . TBRC. Дата обращения: 16 июля 2014. .

Комментарии

  1. Во время правления императора Цяньлуна, император приказал перевести Шурангама-сутру на тибетский, маньчжурский и монгольский языки и объединить с китайским в сборник на четырех языках (乾隆皇帝在位时间,曾将其译成藏、满、蒙、汉文四体合璧本。) .
  2. "Всякий раз, когда возникала возможность сомнения [в правильности перевода] быстро исправлялся советом государственного учителя (или национального наставника) [8b] Лкан-ска Ху-тхог-ту (также известного как Третий Чангкья Хутухту Рёльпе Дорже) и [вопрос] решен"
    "Перевод сутры был начат в 1752 году и закончен в 1763 году" .
  3. Хотя фон Шталь-Гольштейн называет эту трипитаку "Нартангским Ганджуром ", в современном обиходе она известна как "Пекинский Ганджур". Ранние печатные издания «Пекинского Ганджура» были напечатаны киноварными чернилами. Более поздние оттиски и любые приложения должны были быть напечатаны черными чернилами.
    "Принц Фу-чжуань, главный редактор «Ганджура» издания 1700 года, сообщает, что при подготовке издания он действовал по приказу императора Канси , чтобы дополнить «Ганджур». Император Цяньлун почитал императора Кан-си как образец правителя и по возможности следовал примеру деда. .
  4. Имя Третьего Чангкья было Я-си-юэ-би-ронг-мэй, его также звали Руобидуодзи (Рёльпе Дорже). Он родился в первом месяце 1717 года (по западному календарю это должен быть февраль 1717 года) в Лянчжоу провинции Ганьсу (三世章嘉,名亚西月毕蓉梅,亦名若必多吉,生于康熙五十六年(1717)正月,甘肃凉州人。) .

Примечания

  1. Samuel, Geoffrey. . — Abingdon : Routledge, 2012. — P. . — ISBN 978-0-415-45664-7 .
  2. . Rigpa Wiki . Rigpa. Дата обращения: 16 июля 2014. 23 июля 2014 года.
  3. (кит.) . DOC88.COM 88 (март 2014). Дата обращения: 6 декабря 2017. 7 декабря 2017 года.
  4. von Staël–Holstein, Baron A. (April 1936). "The Emperor Ch'ien-Lung and the Larger Śūraṃgama Sūtra". Harvard Journal of Asiatic Studies . 1 (1): 145-146.
  5. Smith, E. Gene. 'The Life of Lcang skya Rol pa’i rdo rje' in Among Tibetan Texts Boston. — Somerville : Wisdom Publications, 2001. — P. 133—146. — ISBN 0-86171-179-3 . p. 135—137
  6. (кит.) . DOC88.COM 36 (март 2007). — «.» Дата обращения: 6 декабря 2017. 16 декабря 2017 года.
  7. Sullivan, Brenton (2013). (Ph.D.). University of Virginia. {{ cite thesis }} : Википедия:Обслуживание CS1 (url-status) ( ссылка )
  8. Kapstein, Matthew (июнь 2013). Дата обращения: 24 июля 2014. 20 июня 2021 года.
  9. Bernard, Elisabeth. The Qianlong emperor and Tibetan Buddhism // New Qing Imperial History: The making of Inner Asian empire at Qing Chengde. — Taylor & Francis e-Library, 2004. — P. 124—135. — ISBN 0-203-63093-9 . p. 124—126.
  10. A summary of Changkya’s and Qianlong’s relationship can also be found in Chayet, Temples de Jehol , pp.60-64
  11. See: Thu’u bkwan Chos kyi Nyi ma. lcang skya rol pa’i rdo rje rnam thar [=The Biography of Lcang skya Rol pa’i Rdo je]. Quoted in: Illich (2003) p. 5
Источник —

Same as Чанкья Ролпай Дордже