Cup of Russia
- 1 year ago
- 0
- 0
Агван-Балдан ( монг. Занагийн Агваанбалдан ; 1797—1864) — крупнейший представитель монгольской философской мысли XIX века .
Родился осенью 1797 года в хошуне Хардал-жанжин-бейсе Сэцэн-ханского аймака во Внешней Монголии (ныне сомон Галшар аймака Хэнтий ) в семье небогатого скотовода Заны и его жены Сэвжид. С ранних лет отличался сообразительностью, буддийское образование начал с 6 лет; обучился мадхьямике и парчину в Гандантэгченлине в Их-Хурэ , путешествовал по Тибету , Китаю, Кукунору и Внутренней Монголии , чтобы углубить свои знания. В 1831 году в Лхасе защитил титул линсрай- . Согласно описанию его ученика Жигмэддоржа:
Когда он защищался на степень габджу, то, несмотря на то, что, чтобы почтить, поучиться у него и проверить его, набралось участвовать множество мудрецов, он на протяжении многих суток тягался в знании с этими именитыми знатоками, и поскольку его аргументы были неопровержимы, эти многочисленные знатоки, прибывшие из далёких дацанов, прославляли его и хвалили. Он был скор на ответ, бодр и свеж телом, а оттенки его голоса удивительны; был величествен и проницателен. Тем самым он тронул сердца и простаков, и мудрецов, и гул их одобрения был подобен звучанию музыки.
—
В 1836—1847 годах Агван-Балдан выполнял обязанности цорджи Их-Хурэ, курируя все вопросы, связанные с буддийским знанием и образованием, и стал известен как Балдан-цорджи, Тунгалаг-цорджи. Его перу принадлежит 96 крупных и малых сочинений, написанных на тибетском языке и составленных в 6 томов; на сегодняшний день сохранилось более 30 из них в 4 томах. Многие его короткие комментарии вошли в учебники по философии, использовавшиеся при монгольских и тибетских буддийских монастырских училищах.