Избранница Луны
- 1 year ago
- 0
- 0
«Фавориты луны» ( фр. Les favoris de la lune ) — художественный фильм режиссёра Отара Иоселиани . Снятый в 1984 году , стал первой полнометражной кинокартиной Иоселиани после переезда во Францию. Фильм развивал основные мотивы первой работы режиссёра за рубежом — полудокументальной короткометражки «Семь пьес для чёрно-белого кино» . В «Фаворитах луны» отмечается влияние позднего Буньюэля , в частности, фильма « Призрак свободы » .
Название отсылает к взятой в качестве эпиграфа фразе из первой части шекспировской хроники « Генрих IV ». Фальстаф , обращаясь к принцу Генриху , будущему королю Англии , говорит:
Так вот, милый друг, когда ты станешь королём, смотри не позволяй, чтобы нас, ночную гвардию, обзывали дневными грабителями. Пусть нас зовут лесничими Дианы , рыцарями мрака, любимцами Луны и пускай говорят, что у нас высокая покровительница, потому что нами управляет, как и морем, благородная и целомудренная владычица Луна, которая и потворствует нашим грабежам .
В фильме трудно выделить как единый сквозной сюжет, так и главных персонажей. Представлены, скорее, зарисовки из жизни парижского квартала, обитатели которого, по сути, безымянны — их имена с экрана не звучат. Поэтому, наряду с одушевлёнными персонажами (людьми) равное, или даже большее, значение в фильме получают неодушевлённые — севрский фарфоровый сервиз XVIII века и портрет молодой девушки кисти художника XIX века — именно вокруг них и строится основное действие фильма. Жители квартала — торговец оружием, полицейский, инженер, их жёны; школьный учитель, террорист, клошары, воры, проститутки — связаны между собой многообразными бытовыми, криминальными, сексуальными отношениями. Однако, эти связи разрываются так же неуклонно, как постепенно разрушаются, уменьшаются в размерах сервиз и картина.
|
|
Успехом у широкой зрительской аудитории картина Иоселиани не пользовалась, но была благосклонно принята критикой, о чём свидетельствует специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля . По версии авторитетного французского журнала Кайе дю синема , фильм вошёл в десятку лучших киноработ за 1985 год .
Выдающийся фильм. Его автор — Отар Иоселиани — выдающийся режиссёр. Он не такой, как другие режиссёры, и, быть может, не совсем режиссёр. Он больше, чем режиссёр, причем весьма своеобразный… «Фавориты луны» — великолепный фильм о Париже нашего времени. Париж образов, от которых отпочковываются другие образы — воспоминания старого Парижа, народного Парижа или Парижа начала века. «Фавориты луны» — это настоящий метеор, пересекающий мрачный небосклон современного французского кино: легкий, поэтичный и серьёзный одновременно.
— Кайе дю синема , 1985 г. .
Сходным образом высказывались и другие французские издания. По мнению газеты Le Monde , именно Иоселиани «спас честь Франции на фестивале в Венеции, явившись, неожиданно для всех, обладателем „Большого приза жюри“» . С удивлением писали французы о том, что иностранец, советский гражданин, грузин «сумел создать фильм во французских традициях, о которых мы не помним уже лет двадцать. В фильме отражён Париж Жака Превера , Рене Клера » (журнал Ревю дю синема ). «Нужно было многократно исходить Париж вдоль и поперёк, полюбить его, для того чтобы создать „Фаворитов луны“» (журнал Позитив ) .
Он говорит о горьких вещах, но ни сентиментальности, ни осуждения нет в его голосе. Есть приправленный иронией скепсис и мудрая наблюдательность «постороннего», придающие картине чуть холодноватое очарование, и к этому надо добавить, что «Фавориты луны» — комедия, в которой действительно много смешного.