Зимняя сказка
- 1 year ago
- 0
- 0
«Зимняя песня» ( фр. Chant d’hiver ) — фильм Отара Иоселиани . Мировая премьера — 9 августа 2015 г. Премьера в Грузии — Международный фестиваль авторского кино в Батуми , сентябрь 2015 г. Прокат во Франции с 25 ноября 2015 г. Премьера в Москве — кинотеатр «Пионер», 27 апреля 2016 г. В российском прокате с 5 мая 2016 года.
Начальный эпизод фильма относится к эпохе Великой французской революции : в духе кровавого гиньоля показана казнь на гильотине аристократа, после чего — как оно и было принято — голову торжественно демонстрируют народу. Милая простолюдинка прячет драгоценный сувенир — свежеотрубленную голову (зрителю хорошо видно, что она бутафорская, да к тому же с трубкой во рту) — в свой передник. Следующий эпизод — разворачивающаяся где-то в Европе (а может быть, и в Грузии ) бессмысленная и беспощадная война, по ходу которой солдаты насилуют старух и выносят из домов сантехнику. Далее действие переносится в современный Париж, который представлен примерно таким, как режиссёр ранее запечатлел его в фильме « Фавориты луны ». Однако за тридцать лет столица Франции претерпела в интерпретации Иоселиани некоторые изменения. По словам Андрея Плахова :
Париж утратил остатки цивилизованного лоска и превратился во вселенский вертеп… Боевые позиции традиционных галльских клошаров пополнили бомжи-беженцы со всех континентов, и даже вино, которое приносит главным героям в их любимом бистро арабский официант, приходится вылить за полной непригодностью.
— Андрей Плахов .
Важную роль в повествовании играет человеческий череп — скорее всего, тот самый сувенир времён французской революции…
Начало фильма заставило критиков вспомнить пролог фильма Луиса Бунюэля « Призрак свободы », представляющий собой реконструкцию полотна Гойи , где воссоздано вторжение наполеоновских войск в Испанию в 1808 году . Кроме того, в связи с «Зимней песней» у обозревателей возникают самые разные ассоциации: здесь и фильм Франсуа Трюффо « Семейный очаг » , и пьеса Жана Жироду « » , и роман Эжена Сю « Парижские тайны » . Как и в других французских фильмах Иоселиани, заметна зависимость режиссёра от стиля Жака Тати . С точки зрения Антона Долина , эпизод с клошаром , который оказывается раздавленным асфальтоукладчиком, напоминает об эстетике « Тома и Джерри » .
Один из ключевых эпизодов фильма отчасти перекликается с рассказом Герберта Уэллса «Дверь в стене» ( 1906 ). Вот как описывает этот эпизод критик Анна Сотникова:
Зато есть сюрреалистический , не поддающийся объяснению магический момент: в городской стене вдруг открывается секретная дверь, за которой консьерж обнаруживает волшебный сад с попугаями, пеликанами и элегантной дамой, которая, кажется, крайне рада его видеть. Как это часто бывает, этот рай растворяется при звуках звонка мобильного телефона.
— Анна Сотникова .