Чёрное Рождество (фильм, 2019)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Праздник» — российский художественный фильм режиссёра, сценариста и продюсера Алексея Красовского , снятый в 2018 году. Премьера ленты состоялась 3 января 2019 года на официальном YouTube -канале создателя.
В фильме не говорится о том, где происходит его действие, но имеется в виду, что это окрестности блокадного Ленинграда . Всё действие фильма происходит в течение одной ночи — 31 декабря 1941 года — в одном помещении — загородном доме семьи Воскресенских; поскольку глава семейства, учёный Георгий Воскресенский, выполняет важное правительственное задание, семья спрятана от посторонних глаз, место их жительства является большой тайной. В фильме всего 7 персонажей: Георгий Воскресенский, его жена Маргарита, сын Денис, дочь Лиза, двое незнакомых людей: мужчина Виталий и девушка Маша, и бабушка- инвалид , которая в кадре не появляется .
Семья Воскресенских находится на спецобеспечении, и, несмотря на блокаду , не голодает. До недавнего времени их обслуживала кухарка, но накануне праздника её забрали. Семья собирается встретить новый, 1942 год, в своём загородном доме. У них есть сырая курица, но в отсутствие кухарки её некому приготовить. Внезапно Денис, младший сын Воскресенских, приводит голодную девушку Машу, а Лиза, старшая дочь, мужчину по имени Виталий, за которого она, по её словам, собирается выйти замуж. Хозяевам приходится сначала скрывать от гостей своё благосостояние, а затем заключить с ними некое соглашение .
Актёр | Роль |
---|---|
Ян Цапник | Георгий Воскресенский глава семейства |
Алёна Бабенко | Маргарита Воскресенская жена Георгия |
Павел Табаков | Денис сын Воскресенских |
Анфиса Черных | Лиза дочь Воскресенских |
Тимофей Трибунцев | гость Виталий |
гостья Маша |
Первоначально предполагалось, что бюджет картины составит 3,5 миллиона рублей, 1,5 млн из них Красовский намеревался собрать посредством краудфандинга , используя для этого площадку Planeta.ru . Объявив сбор средств, он предлагал потенциальным спонсорам через этот сайт приобретать бонусы: пожертвовав сумму в 300 рублей, можно было получить ссылку, с помощью которой после выхода фильма можно будет скачать из Интернета его цифровую копию, за 700 рублей — то же самое плюс постер фильма и документальный фильм о том, как создавался «Праздник», за 1000 рублей — то же самое плюс имя жертвователя в титрах, за 1500 — приглашение на премьеру, за 30 тыс. — завтрак с Красовским, за 100 тыс. — на выбор: талисман «Слон Мишка» (представляющий собой мягкую игрушку), снимавшийся в другом фильме Красовского — «Элефант», режиссёрский экземпляр сценария «Праздника» либо фильма «Коллектор» , за 200 тыс. — использовавшуюся на съёмках «Праздника» хлопушку-нумератор с автографами съёмочной группы. Каждый, пожертвовавший 500 тыс. рублей, стал бы сопродюсером фильма, а первый, кто пожертвовал бы 1 млн рублей, мог получить статуэтку «Ника» , награду Красовского за фильм «Коллектор». Фильм таким образом поддержали всего 55 человек, самым дорогим из приобретений стал завтрак с режиссёром, который пожелал получить лишь один спонсор, более дорогие бонусы так и не были приобретены. В результате, когда 22 сентября 2018 года сбор денег завершился, было собрано всего 127 077 рублей (8 % от суммы в 1,5 миллиона). Часть этих денег была переведена с аккаунта Олега Табакова (которого к этому моменту уже не было в живых) — их перевела Марина Зудина , вдова Олега Табакова и мать Павла Табакова, исполнившего одну из ролей в фильме. По словам Красовского, остальную часть бюджета составили его собственные деньги.
Как указано в титрах, съёмки проходили в Доме-музее П. П. Чистякова в городе Пушкин .
24 января 2019 года была решена прокатная судьба фильма — Алексей Красовский сообщил о своём решении не обращаться в Министерство культуры за прокатным удостоверением .
Первоначально Красовский заявил, что премьера фильма состоится 31 декабря 2018 года, но в этот день, узнав о трагедии в Магнитогорске , он перенёс премьеру на 3 января 2019 года, о чём сообщил на своей странице на Facebook .
20 января 2019 года видеохостинг YouTube удалил фильм «Праздник» за нарушение условий использования видеохостинга, но в этот же день фильм, количество просмотров которого превышает миллион, снова стал доступен для просмотра на YouTube .
К ноябрю 2021 года количество просмотров фильма составило около 3-х миллионов.
По словам режиссёра и сценариста фильма Алексея Красовского, его фильм, вопреки тому, что о нём говорит СМИ, не является чёрной комедией. В интервью газете Медуза он заявил: «Рассказывая о фильме, я всегда подчёркиваю, что это комедия, и местами она действительно чёрная, но чаще всё-таки светлая». Комичность, по словам режиссёра, возникает из-за конфликта интересов богатых людей, вынужденных скрывать своё богатство, и их бедных гостей; при этом конфликт носит бытовой характер. Ужасы блокады в картине обсуждаются, но не высмеиваются.
По словам Красовского, готовясь к работе над фильмом, он читал книги и документы, касающиеся блокадного Ленинграда, в частности, книгу Сергея Ярова «Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941—1942 гг.»; кроме того, он обращался в Музей блокады , где ему рассказали «о тех самых вагонах с едой, которые приходили Жданову и которые, разумеется, не могли распределить на всех… о спецталонах и спецпайках, о том, что большое количество этих документов лежит в архивах и их не имеют права экспонировать».
Несмотря на то, что сбор средств на краудфандинговой площадке был завершён 22 сентября, СМИ ничего не сообщали о фильме до 12 октября 2018 года. 12 октября некоторые СМИ опубликовали новость о том, что режиссёр Алексей Красовский работает над новой картиной — чёрной комедией о блокадном Ленинграде «Праздник». Одним из первых эту новость выпустило Федеральное агентство новостей . Сам Красовский говорил о статье в некоем СМИ (названия которого он не помнит); в этой статье было допущено много ляпов и ошибок: было написано, что он собирает деньги на съёмки, хотя к тому времени не только сбор средств был завершён, но и фильм уже был снят. Также в статье призывали запретить Красовскому снимать фильм, причём в статье были цитаты депутатов, которые тоже говорили, что не позволят ему снять эту картину. В тот же день, около 12 часов дня, режиссёру по телефону и в мессенджерах начали поступать угрозы от незнакомых людей .
После появления информации в СМИ ряд известных личностей сразу же стали критиковать фильм, несмотря на то, что он ещё не вышел на экраны. Радиоведущий Сергей Стиллавин на своей странице в Facebook разместил пост, в котором утверждал, что авторы фильма «топчутся на священной теме»; депутат Госдумы Сергей Боярский назвал картину кощунством и пообещал «сделать всё», чтобы её не сняли . Руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании Петербурга Ольга Ходунова высказалась о фильме так: «Замысел у фильма прост — надругаться над памятью наших соотечественников и героической историей Города-героя Ленинграда», там же коммунисты потребовали «пресечь выход на экраны фильма режиссёра Красовского „Праздник“» .
Видеоблогер Дмитрий Пучков совместно с историками Егором Яковлевым и Баиром Иринчеевым выпустил ролики с критикой фильма.
Портал «Кинопоиск» отметил, что в случае, если «Празднику» не дадут прокатное удостоверение, это будет вторым случаем, когда в России запрещают комедию, персонажами которой стали представители советской власти и номенклатуры (первым такая участь постигла фильм «Смерть Сталина» ) .
Сам Красовский так оценил причины недовольства фильмом :
Между временем блокады Ленинграда и сегодняшним временем есть прямая связь. Чиновники и прочие люди, безгранично обогатившиеся на несчастье других людей, продолжают жировать, жить припеваючи. Конечно, они будут оскорблены, конечно, они будут пытаться всеми правдами, а чаще неправдами запретить эту картину.
Антон Долин сравнил «Праздник» с «добротным советским телеспектаклем по какой-то не вполне советской комедии», отметив продуманную драматургию пьесы и актуальность затрагиваемой тематики . По мнению Ларисы Малюковой , в фильме нет ничего оскорбительного, а нападки на него вызваны «очевидными параллелями» между героями ленты и нынешней элитой. Она также отметила, что эти нападки лишают её возможности говорить о недостатках картины . Иван Чувиляев считает, что Красовский создал пародию на кино 1930-х годов, бравурную манеру советского предвоенного юмора « Весёлых ребят », в фильме обыгрываются штампы плохой комедии про жадных обывателей. Однако добиться эффекта сочетанием смешного и страшного, свести воедино жуть и фарс у режиссёра не получилось, ему не удалось удержать ритм чёрной комедии . Юрий Богомолов призвал не торопиться с эстетической оценкой ленты, которая, по его мнению, не так проста, как может показаться. Он охарактеризовал картину как «бытовой карнавал, где характеры — маски, а маски и есть истинные лица персонажей», где все герои «погрязли в притворстве» и «всё — обман на фоне тотальной беды» .
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение
|url=
(
справка
)
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|