Interested Article - Псевдорелигия

Псевдорели́гия , псевдотеоло́гия — не общепринятая (не мейнстримная ) система убеждений или философия , которая функционально схожа с религиозным движением, обычно имеющая основателя, основнополагающий текст, богослужения и представления, основанные на вере .

В качестве псевдорелигий характеризуются такие системы представлений, как саентология , ваххабизм , салафия и « Нация ислама » , а также различные религии нью-эйдж и политические идеологии, такие как нацизм и « (англ.) » . В рамках научных дебатов политические идеологии, схожие религией, иногда называют политическими религиями.

Участники этих групп могут считать себя последователями истинной религии или вовсе не связанными с религией, однако мейнстрим присваивает им маргинальный статус. Такие группы, как Церковь саентологии , раэлиты и , рассматриваемые как опасные, эксплуататорские, скрытные или закрытые, классифицируются как псевдорелигиозные культы.

Другие могут возникать в результате раскола традиционных религий или в качестве наследия последних. Эти группы основаны на апокрифических или псевдоэпиграфических текстах, не принятых в рамках исходной религии.

Маргинальные движения, имеющие основателей, богослужения и недавно изобретенными традициями, которые рассматриваются как легитимные социальные практики, включают различные движения нью-эйдж и милленаристские движения , такие как « Пляска Духа », и южнотихоокеанские карго-культы .

Немецкий лютеранский теолог, профессор философии Франкфуртского университета Пауль Тиллих усовершенствовал введённое его предшественником Йохимом Вахом понятие «псевдорелигия», предложив отличать его от понятия « квазирелигия »: «Иногда то, что я называю квазирелигиями, называют псевдорелигиями, но это столь же неточно, сколь и несправедливо. « » указывает на предполагаемое, но обманчивое сходство; « » указывает на подлинное сходство ( англ. genuine similarity ) — не предполагаемое, а основанное на идентичности некоторых сторон» :5 .

И. Е. Задорожнюк пишет о «квазирелигиозных», «квазицерковных», «квазикультовых» чертах , и поэтому некоторые исследователи обращают внимание, что «приставка по смыслу приближается к приставке , то есть квазирелигия понимается как ложная религия. Эта трактовка существенно отличается содержания, вкладываемого П. Тиллихом и его последователями» . А поскольку, отмечает религиовед К. А. Колкунова , его основная цель — «разоблачать консервативную, шовинистическую сторону этого религиозно-политического феномена» , то именно она «приводит к использованию понятий „квазирелигия“, „сверхрелигия“, „квазицерковный“, ни одно из которых в работе не определено» .

В. М. Сторчак для описания мессианизма , в том числе и большевистского , использует как синонимы понятия (термины) «квазирелигия» и «псевдорелигия»: «многие русские философы классифицировали его [большевизм] как своеобразный тип псевдорелигии (квазирелигии)» . Колкунова отмечает , что поскольку автор не даёт определения используемым им понятиям (терминам), то «из их употребления можно сделать вывод о позиции автора», что идеология большевизма является формально-символическим заменителем традиционной религии, потому что «произошла подмена одной веры (православной) на другую (квазирелигиозную марксистскую)» . Вместе с тем, его оценка развития квазирелигий отличается от той, которую описывал Тиллих, потому что немецкий теолог считал, что концом любой квазирелигии будет её саморазрушение , в то время как Сторчак утверждает, что «дойдя до своего логического конца, атеизм превратился в предмет веры, в религию» .

В целом Колкунова отмечает «употребление рассматриваемых нами понятий, не подкрепленное теоретической базой или ссылками на западные работы», «приравнивание квазирелигий и псевдорелигий, использование других понятий, например, „сверхрелигия“» .

См. также

Примечания

  1. Nasr, Seyyed Hossein. . — SUNY Press , 1993. — P. 61. — ISBN 0-7914-1517-1 . от 13 декабря 2021 на Wayback Machine
  2. McCloud, Sean. Monitoring the Marginal Masses // Making the American Religious Fringe: Exotics, Subversives, and Journalists, 1955—1993. — , 2004-03-01. — «William Buckley's more conservative National Review dubbed the group a "pseudo-religion." Writing in Ebony, Hans J. Massaquoi concurred, calling the Nation of Islam a "quasi-religion."». — ISBN 0-8078-5496-4 .
  3. . . — Da Capo Press, 1995. — P. 72—75. — ISBN 0-306-80660-6 .
  4. MacDonald, Jeffery L. (December 1995). "Inventing Traditions for the New Age: A Case Study of the Earth Energy Tradition". . 6 (4): 31—45. doi : .
  5. Errington, Frederick (May 1974). . . 1 (2): 255—267. doi : .
  6. Tillich P. (недоступная ссылка) . — New York, London, 1963.
    Цит. по .
  7. Задорожнюк И. Е. Гражданская религия в США, или «вера в Америку»: социальные функции, история и современностью. — М. : Изд-во Современного гуманитарного университета , 2007. — С. 7, 61, 73.. — 353 с. Цит. по .
  8. .
  9. Задорожнюк И. Е. Гражданская религия в США, или «вера в Америку»: социальные функции, история и современностью. — М. : Изд-во Современного гуманитарного университета , 2007. — С. 341. — 353 с. Цит. по .
  10. Сторчак В. М. Религиозные истоки и смысл большевистского мессианизма (статья первая) // Религиоведение . — 2004. — Вып. 3 . — С. 37.
    Цит. по .
  11. Сторчак В. М. Религиозные истоки и смысл большевистского мессианизма (статья первая) // Религиоведение . — 2004. — Вып. 3 . — С. 44.
    Цит. по v.

Литература

Источник —

Same as Псевдорелигия