Interested Article - Great American Songbook

Адель и Фред Астер в бродвейской постановке

Дюк Эллингтон в 1943 г. в клубе Харрикейн

Роджерс и Харт

Бенни Гудмен с музыкантами

Great American Songbook , GAS (букв. «Великий американский песенник») — собирательное название американских джазовых стандартов и поп-стандартов , написанных с 1920-х по 1950-е гг. для бродвейских мюзиклов , голливудских кинофильмов и звукозаписывающих студий Tin Pan Alley . Последние «стандарты» были созданы уже в начале 1960-х гг., когда в моду вошёл рок-н-ролл .

Помимо популярности, которую они заслужили среди своих современников, эти песни и по сегодняшний день остаются основой репертуара джазовых музыкантов (см. джазовый стандарт ) и исполнителей традиционной поп-музыки .

Авторы

Канонического списка «Great American Songbook» , а также композиторов и стихотворцев, внёсших в него свою лепту, не существует. Тем не менее общепринято считать, что в него входят следующие сочинители и их наиболее популярные песни:

Мнение музыкальных критиков

В основополагающей для истории музыки книге Алека Уайлдера «Songbook, American Popular Song: The Great Innovators, 1900—1950» критик Уайлдер сформировал список мастеров, входящих в классический американский канон, а также изложил примерную иерархию произведений. Основной упор Уайлдер делает на изучение творчества композиторов.

  • Шесть композиторов удостоились шести отдельных глав — Керн, Берлин, Гершвин, Роджерс, Портер и Арлен
  • Ступенькой ниже в его иерархии находятся Винсент Юманс и (одна глава на двоих) и Бёртон Лейн , и Вернон Дюк (одна глава на троих).
  • Одну главу Уайлдер посвящает композиторам, которым он даёт определение «Великий ремесленник»: Хоуги Кармайкл, Уолтер Дональдсон, Гарри Уоррен, Айшем Джонс, Джимми Макхью, Дюк Эллингтон, Фред Элерт, Ричард А. Уайтинг, Рэй Ноубл, Джон Грин, Руб Блум, и Джимми ван Хьюзен.
  • Книга заканчивается обширной главой под названием «Выдающиеся Отдельные композиции: 1920 по 1950 год» , которая включает собой отдельные произведения, написанные композиторами «одной песни», но, тем не менее, соответствующими, по мнению критика, канону.

Список Уайлдера субъективен, и сфокусирован больше на композиторах, чем на авторах текстов песен. Тем не менее его работа оказалась крайне влиятельной и во многом соответствует концепции большинства о стандарте великой американской песни.

Отдельная проблема состоит в том, попадают ли в канон песни, написанные во 2-й половине XX века, после окончания «золотого века» бродвейвского мюзикла и т. п. Хотя многие считают, что эпоха составления Great American Songbook заканчивается с изобретением рок-н-ролла (например, Уайлдер останавливается на 1950 году ), некоторые более поздние композиторы, например, Генри Манчини , Бёрт Бакарак и даже латиноамериканец А.Жобим , рассматриваются некоторыми как достойная часть Songbook .

Структура песен

Большинство этих песен написано по типу «куплет-припев». Куплет представляет собой некое музыкальное введение, которое обычно имеет свободную структуру, разговорные рифмы и темп рубато . Благодаря куплету слушатель переходит от окружающего реалистического, подчас тяжёлого жизненного контекста к более увлекательному, сочинённому миру песни. В нём часто присутствуют характерные, знаковые строчки, которые имеют отношение к сюжету мюзикла, к которому принадлежит песня.

Центральным элементом песни является припев . Обычно он имеет структуру рифм AABA или ABAC; тема припева обычно более расплывчата, чем куплетов, обычно они рассказывают о какого-либо рода превратностях любви. Благодаря этому подобные песни легко изымались из мюзиклов и исполнялись как независимые произведения, или же вставлялись в другие мюзиклы. Кроме того, лишь некоторые песни всегда исполняются в первоначальном, полном варианте, со всеми куплетами, — так как многие из этих куплетов могут быть поняты слушателями лишь в общем контексте пьесы или фильма. Кроме того, цельность песни часто зависит от воли исполнителей — например, Фрэнк Синатра никогда не исполнял «In Other Words» с куплетами, а Тони Беннетт исполнял.

Несмотря на узкий круг тем и настроений, с которыми оперировали создатели этого стиля песен, им удалось достигнуть такого прекрасного союза слов и музыки, что они до сих пор остаются эталоном хорошего сочинения песен. Лучшие стихотворцы этого периода специализировались на остроумных, изысканных стихах, с неожиданными и удивляющими рифмами; композиторы сочиняли легко запоминающиеся мелодии (которые могли быть и пентотоническими, как у Гершвина, или хроматическими, как у Портера) в величайшей гармонии.

Исполнители

Оригинальные исполнители

Начиная с 1930-х гг. многие певцы и музыканты с успехом исполняли и записывали песни из Great American Songbook , что превратило их из своего рода «арий» мюзиклов и саундтреков в неотъемлемую часть джазовой культуры, а также easy listening music наших дней.

Элла Фицджеральд записала популярную и весьма влиятельную серию альбомов «Songbook» в 1950—60-х гг., каждый диск которой был посвящён творчеству одного из композиторов данного периода; всего серия включила 252 песни Great American Songbook . Среди других певцов, чьё исполнение данных песен оказалось значимым, фигурируют: Сара Воэн , Нэт Кинг Коул , Фред Астер , Бинг Кросби , Тони Беннетт , Джуди Гарленд , Фрэнк Синатра , , Стив Лоуренс , Джонни Мэтис , Розмари Клуни , Барбра Стрейзанд (ранний репертуар), Сэмми Дэвис мл. , Пегги Ли , Дина Шор , , Билли Холидей , Перри Комо , Дина Вашингтон , Нина Симон , Бобби Шорт, Вик Дэмон, Блоссом Дири , Клео Лэйн, Джек Джонс, Бобби Дарин , Дин Мартин , Мел Торме и Эл Джолсон .

Современные исполнители

В последние несколько десятилетий наблюдается возрождение песен Songbook современными музыкантами. Стоит отметить популярную рок-вокалистку Линду Ронстадт , которая использовала их в том, что позже было классифицировано как (или vintage pop) в 1983 г. О её альбоме «What’s New» критики Нью-Йорк Таймс написали: «это не первая попытка рок-певца отдать дань золотому веку популярной музыки, но это лучшая и наиболее серьёзная попытка реабилировать идею популярной музыки, которая была уничтожена благодаря Битломании и масс-маркетингу, и политике записи длинных альбомов для тинэйджеров».

Спустя декаду Натали Коул выпустила крайне успешный альбом «Unforgettable… with Love», заглавный хит с которого «Unforgettable», представлявший собой смикшированный «дуэт» Натали с её отцом Нэтом Кинг Коулом, вошёл в топ-40. Последовавший за ним альбом «Take a Look» также был очень успешным. Успех альбома Коул, удостоенного « Грэмми » в самых престижных номинациях, обозначил возрождение интереса к эстрадной поп-музыке эпохи, предшествующей эре рок-н-ролла.

За исполнение поп-стандартов из Great American Songbook в 2000-е гг. взялись подрастерявшие с годами популярность исполнители 1970-х, как, например, Род Стюарт и Барри Манилоу , — и это позволило им вернуться на первую строчку Billboard 200 . К исполнению песен своей ранней молодости вернулась Барбра Стрейзанд , а выпущенный к 80-летию Тони Беннетта сборник его дуэтов с современными исполнителями стал его самым успешным альбомом в хит-парадах за всю 60-летнюю карьеру.

Литература

  • Furia, Philip (1992). Poets of Tin Pan Alley. New York & Oxford: Oxford University Press. ISBN 0-19-507473-4 .
  • Wilder, Alec (1990). American Popular Song: The Great Innovators 1900—1950. New York & Oxford: Oxford University Press. ISBN 0-19-501445-6 .
  • Bloom, Ken (2005). The American Songbook: The Singers, the Songwriters, and the Songs. New York: Black Dog & Levental Publishers. ISBN 1-57912-448-8 .
Источник —

Same as Great American Songbook