Interested Article - Иуда Искариот

Иу́да Искарио́т (Иу́да Искарио́тский, Иу́да сын Си́мона ; сир. ܝܗܘܕܐ ܒܪ ܫܡܥܘܢ ܐܣܩܪܝܘܛܐ , др.-греч. ιουδας σιμωνος ισκαριωτης , лат. Iudas Simonis Iscariotæ ) в христианстве — один из двенадцати апостолов , учеников Иисуса Христа ; единственный выходец из Иудеи среди двенадцати апостолов, остальные были из Галилеи .

Согласно Евангелию от Иоанна , был габбаем (казначеем) их общины, ему был вверен ящик, в который опускались пожертвования . По словам Иоанна , пользуясь должностью, Иуда подворовывал . На последней трапезе Иисус ему подал, обмакнув, кусок хлеба и сказал: « что делаешь, делай скорее » , после чего Иуда вышел и предал его, выдав первосвященникам за 30 сребреников . Загадка его перехода от апостольства к предательству — сюжет многочисленных богословских и художественных произведений.

Часть папируса « Кодекс Чакос », обнаруженного в Египте в 1970-х годах, — текст, получивший название « Евангелие Иуды » (современный перевод 2006 года) представляет Иуду Искариота единственным учеником Христа, понявшим происхождение учителя , и которому Иисус Христос открыл все таинства Царства Небесного .

Этимология

Иуда ( Йехуда ) — восхваление Господа , « хвала или прославленный » .

Искариот ( ивр. אִישׁ־קְרִיּוֹת ‎, иш-кериййот ) — прозвище с неясной этимологией:

  1. « человек из Кариота », по месту своего рождения в г. Кариоте (Кариофе) — возможно, тождественен городу Кариот в Иудее , в связи с чем существует точка зрения, согласно которой Иуда Искариот принадлежал к колену Иуды и был единственным учеником Иисуса из этого колена, остальные ученики были евреями из Галилеи .
  2. поскольку слово «кериййот» имеет значение пригород, то «Иш-Кериййот» дословно переводится как «житель пригорода» ( ивр. אִישׁ ‎ — человек, муж ; ивр. קְרִיּוֹת ‎ — с окраины города, слободы ), что весьма вероятно, поскольку Иерусалим в те времена был довольно большим городом, и возле него было много маленьких селений, которые и назывались «крайот» (ср. « Кирьят » в названии городов современного Израиля).
  3. из арам. иш кария «лживый», или от корня др.-греч. σκαρ равного евр.-арамейск. sqr «красить» (Искариот — «красильщик») .
  4. искажённое др.-греч. σικάριος («сикарий»; «вооружённый кинжалом», «убийца»), как иногда называли зелотов — участников освободительной борьбы против римского владычества в Иудее .
  5. от глагола saqar/seqar и существительного ot , буквально «видевший знамение ». Подобное словосочетание встречается в Евангелии от Иоанна ( др.-греч. ἑθεώρουν τὰ σημεῖα ) в отношении тех, кто пошёл за Иисусом .

Прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для отличия от другого ученика Христа, Иуды, сына Иаковлева, прозванного Фаддеем .

Из евангелистов только Иоанн называет четырежды Иуду Симоновым . Иоанн прямо не называет апостола сыном Симона, а значит, Симон мог являться Иуде и старшим братом, если отец Искариота преждевременно умер.

Новозаветная история

Ученик Иисуса

После того, как Иисус Христос призвал двенадцать учеников , « Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь » ( Мф. ). Вместе с Симоном Кананитом Иуда Искариот составляет последнюю пару среди 12 апостолов ( Мф. ).

В Вифании

Иуда Искариот присутствовал в Вифании во время помазания Иисуса миром , которое в Евангелиях описано по-разному:

1) « в доме Симона прокажённого приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим » ( Мф. );
2) за шесть дней до Пасхи в доме Марфы и Марии , сестры Лазаря , когда Мария, « взяв фунт нардового чистого драгоценного мира , помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира », тогда ученик Иуда сказал: « Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? » ( Ин. ).
Предательство

Среди апостолов Иуда заведовал их деньгами, а затем предал Иисуса Христа за 30 сребреников .

Смерть

После того, как Иисус Христос был приговорён к распятию , Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: « Согрешил я, предав кровь невинную ». Они же сказали ему: « Что нам до того? » ( Мф. ) И бросив серебреники в Храме, Иуда пошёл и удавился ( Мф. ).

Замена Иуды новым апостолом

После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды, — на собрании «человек около ста двадцати» ( Деян. ). С таким условием, чтобы был « один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознёсся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его » ( Деян. ). Они выбрали двух кандидатов: « Иосифа , называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия » ( Деян. ) и помолившись Богу, чтобы Он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию , и он был « сопричислен к одиннадцати Апостолам » ( Деян. ).

Имя нарицательное

Поцелуй Иуды ( Джотто , Капелла Скровеньи , между 1304 и 1306 годами)

Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства . По легенде за предательство Иуде заплатили тридцать сребреников (сравнимо со стоимостью раба в то время), которые также часто используются как символ награды предателя. « Поцелуй Иуды » стал идиомой , обозначающей высшую степень коварства.

По описанию Иоанна Златоуста , Иуда, как и другие апостолы, совершал знамения, изгонял бесов, воскрешал мёртвых, очищал прокажённых, однако лишился Царства Небесного . Знамения не могли спасти его, потому что он был «разбойник, вор и предатель Господа» .

Жизнеописание Иуды Искариота в апокрифах и легендах

Рождение Иуды (старообрядческая иллюминированная рукопись «Страсти Христовы», 1860-е гг.)

Иуда Искариот родился 1 апреля, рассказывается в поверьях у лужичан и поляков — этот день считается несчастливым .

О молодых годах Иуды Искариота повествует « Сказание Иеронима об Иуде-предателе ». Согласно преданию родители Иуды Искариота бросают новорождённого в ковчежце в море, так как видят сон, что их сын станет погибелью для родителей. Через много лет, проведённых на острове Искариот, Иуда возвращается, убивает отца и совершает грех кровосмешения с матерью .

После раскаяния (например, 33 года носил во рту воду на вершину горы и поливал сухую палку, пока она не зацвела), Иуда Искариот был принят в число учеников Христа .

Согласно апокрифу « Арабское евангелие детства Спасителя » (глава 35 [Иуда]) Иуда Искариот жил в одном селении с Иисусом и был одержим сатаной . Когда мать привела его на лечение к маленькому Христу, Иуда, разозлившись, укусил Иисуса за бок, после чего разрыдался и был исцелён. «И тот бок Иисуса, который ему Иуда поранил, иудеи потом копьём пронзили» .

О годах апостольства Иуды Искариота народные сказания умалчивают, словно боятся соперничать с рассказами евангелистов, и далее повествуют лишь о погибели предателя. Согласно наиболее распространённой версии, Иуда Искариот удавился на осине или на бузине, по другим поверьям, Иуда хотел повеситься на берёзе, и она от страха побелела; в Польше считают также, что Иуда повесился на рябине. Кровь Иуды Искариота попала на ольху, поэтому её древесина имеет красноватый цвет . По одной из легенд, осина после повешения Иуды стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке.

В апокрифическом « Евангелии от Варнавы » говорится, что Господь изменил облик Иуды. Предателя ошибочно казнили вместо Иисуса, а ученики распространили слух о воскрешении Иисуса .

По украинскому поверью, душа Иуды не имеет пристанища даже в аду, скитаясь по земле, она может вселиться в человека, нарушившего пост на Страстной неделе , и вызвать падучую .

Каноническое и неканоническое восприятие Иуды Искариота

Неоднозначность мотивации предательства

Самоубийство Иуды. Великолепный часослов герцога Беррийского

Каноническими мотивами предательства Иуды считаются: сребролюбие и участие Сатаны . Но богословы не имеют единого мнения:

  1. Матфей считает мотивом предательства сребролюбие : « Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников » ;
  2. Марк тоже настаивает на единственной и главенствующей роли сребролюбия : « И пошёл Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники » ;
  3. Лука комбинирует, считая мотивом предательства и сребролюбие и участие Сатаны : « Вошёл же сатана в Иуду » , «… и он пошёл, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег » ;
  4. Иоанн упоминает об участии Сатаны : « И после сего куска вошёл в него сатана » , однако прямо говорит о сребролюбии Иуды , укоренённом в нём до такой степени, что он воровал из общих денег: «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор . Он имел ящик и носил, что туда опускали» ( ).

М. Д. Муретов в статье «Иуда предатель» приводит пять аргументов против того, чтобы считать сребролюбие « главным и руководительным мотивом в поступке Искариота »:

  1. Евангелисты сами « не придают сребролюбию Иуды первенствующего значения, если прямо и ясно указывают на сатану как на главного виновника »;
  2. Из рассказов евангелистов « не видно, чтобы предатель ставил на первом плане сребреники »;
  3. Иуда довольствовался всего тридцатью сребрениками;
  4. Иуда с лёгкостью расстался с деньгами;
  5. « Неужели жалкий поклонник золотого кумира » отважился бы на сделку, веря в божественность Иисуса?

В той же статье М. Д. Муретов указывает на три довода, опровергающих мнение, что Сатана управлял Иудой, который не обладал свободой воли:

  1. Не ведая, что творит, Иуда не мог тяжело раскаиваться;
  2. Перед синедрионом Иуда обвиняет себя, а не Сатану;
  3. Иисус предрекает, что будет предан человеком, а не Сатаной.

С конца XIX века выдвинуто множество неканонических версий, пытающихся объяснить мотивы предательства Иуды:

  1. Организация бунта против римского гнёта ( Феофилакт , Лайтфут Д. , Нимейер , Андреев Л. Н. , Борхес Х. Л. и др.);
  2. Разочарование в учении Иисуса (Муретов М. Д., Брентано Ф. );
  3. Самопожертвование ( Борхес Х. Л. );
  4. Божья воля ( Франс А. , Борхес Х. Л. , Братья Стругацкие );
  5. Иуда — тайный агент Рима или синедриона ( Булгаков М. А. , Пиджаренко A. M., Еськов К. Ю. ).
  6. Иуда выполняет просьбу Иисуса ( Евангелие Иуды ; Жозе Сарамаго , « Евангелие от Иисуса »)

Противоречие о «земле крови»

Из всех евангелистов- синоптиков лишь один Матфей озвучивает сумму в тридцать сребреников, он же сообщает о покупке «земли крови» ( Акелдамы ) первосвященниками: «Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников…» . Возможно, Матфей почерпнул разгадку предательства в Книге пророка Захарии: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника»

Согласно Деяниям Апостолов, Иуда «приобрёл землю неправедною мздою…» .

Фонд «Лютеранское наследие» объясняет противоречие следующим образом: землю купили первосвященники, но поскольку они это сделали на деньги Иуды (и, возможно, от его имени), покупка приписывается самому Иуде .

Серьёзные затруднения все же возникают при попытке объяснить разницу в написании:

  1. Слово «поле» ( др.-греч. agros ), стоит после глагола agorazo — «купить на открытом рынке» (от agora — «рыночная площадь») ;
  2. Слово «участок» ( др.-греч. chorion — земельная собственность или небольшое хозяйство) стоит после глагола ktaomai — «получить во владение» .

Плата за предательство

Джотто ди Бондоне . Иуда, получающий плату за предательство

Единственный из евангелистов Матфей утверждает: «Они предложили ему тридцать сребреников » . Каноническая версия считает сумму достаточной для предательства, раз на неё можно было приобрести участок земли в черте города.

Шекель (сребреник) равен 4 динариям . Динарий — дневная плата рабочего на винограднике или стоимость хиникса пшеницы (дневного рациона мужчины) .

Около 4 месяцев нужно отработать на винограднике, чтобы получить тридцать сребреников. Опять же, миро , которым Мария из Вифании умастила Иисуса , стоило 300 динариев, что равняется 75 сребреникам или чуть меньше года работы на винограднике.

Противоположность сведений о смерти Иуды Искариота

Канонические версии гибели Иуды Искариота:

  1. «…бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился» ;
  2. «…и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» .

Марк и Иоанн промолчали о смерти Иуды.

Папий примиряет обе версии, говоря о том, что Иуда повесился, но верёвка оборвалась и он «низринулся» и «расселось чрево его». Папию же приписывают версию рассказа о том, что Иуда купил землю и дожил до старости, но умер от загадочной болезни (раздулся до чудовищных размеров).

Иуда Искариот в литературе и искусстве

Литература

« Поцелуй Иуды »
( Чимабуэ , конец XIII века )

История Иуды привлекала целый ряд писателей Нового времени .

«Мемуары Иуды» (1867) Фердинандо Петруччелли делла Гаттина были одной из первых современных интерпретаций истории Иуды. Он описывается как революционер, который боролся против римлян за свободу евреев. Книгу обвинили в богохульстве .

Прямо и опосредованно история Иуды Искариота осмысливается в притче М. Е. Салтыкова-Щедрина « » (1886) и романе « Господа Головлёвы », в повести «Иуда. История одного страдания» (1886), в драме «Искариот» (1905) и повести Л. Н. Андреева « Иуда Искариот и другие » (1907), в драматической поэме Л. Украинки «На поле крови» (1909), в поэме А. Ремизова «Иуда-предатель» (1903) и его же пьесе «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» (1919), в драме С. Черкасенко «Цена крови» (1930), рассказе Борхеса «Три версии предательства Иуды» (1944); рассказе Ю. Нагибина «Любимый ученик», романе-апокрифе «Евангелие от Иуды» (1973), в психологическом детективе П. Буало и Т. Нарсежака «Брат Иуда» (1974), притче В. Быкова «Сотников» (1970), романах М. А. Астуриаса «Страстная пятница» (1972), А. И. Солженицына « В круге первом » (линия Руськи с его «игрой в Иуду»), Р. Редлиха «Предатель» (1981), Н. Евдокимова «Трижды величайший, или Повествование о бывшем из небывшего» (1984), романе А. и Б. Стругацких « Отягощённые злом, или Сорок лет спустя » (1988), Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей», (Париж, 1978 г.; СССР, 1989 г.), документальном детективе К. Еськова « Евангелие от Афрания » (1996) и др., а также в многочисленных романах, посвящённых осмыслению истории Иисуса Христа, вплоть до «Евангелия от Сына Божьего» Н. Мейлера (1997) и « Евангелия от Иисуса » Ж. Сарамаго (1998).

Весной 1925 года в газете «Правда» была опубликована антирелигиозная сатирическая поэма Демьяна Бедного «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна» , где возвеличивался Иуда Искариот в противовес остальным апостолам.

Одной из самых примечательных интерпретаций истории Иуды Искариота является повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот», где был создан сложный и противоречивый образ Иуды, любящего, но предающего Христа.

Также в произведении Аркадия и Бориса Стругацких « Отягощённые злом, или сорок лет спустя », Иуда представляется как нищий олигофрен , прибившийся к компании Христа и полюбивший последнего. Христос, попав в Иерусалим, чуть не затерялся среди лжепророков и разных «учителей», и единственным вариантом выделиться и привлечь к себе людей для него была мученическая смерть. Христос даёт чёткие инструкции дурачку Иуде, куда идти и что говорить, который делает это, не понимая значения своих действий.

Иуда из Кириафа в романе « Мастер и Маргарита » в интерпретации Михаила Афанасьевича Булгакова — красивый молодой человек, влюблённый в Низу. Совершает предательство, чтобы на полученные деньги увезти Низу от нелюбимого ею мужа. Но Низа предаёт Иуду, после чего полученные деньги утрачивают для него ценность и он идёт на смерть.

В романе Кирилла Еськова « Евангелие от Афрания » Иуда — высококвалифицированный сотрудник специальных служб Римской империи, внедрённый в окружение Христа в рамках реализации операции «Рыба» и устранённый по указанию прокуратора формально за «двойную игру», а фактически в связи с изменением планов руководства [ значимость факта? ] .

В романе Бориса Акунина « Пелагия и красный петух » персонаж, выдающий себя за Христа, рассказывает, что Иуда решил спасти своего учителя от казни и подговорил остальных апостолов. Двоюродный брат Иисуса — Иуда Фаддей — выдал себя за Христа, что Иуда подтвердил перед римскими солдатами поцелуем, и был распят. Иуда же повесился для того, чтобы его муки совести выглядели правдоподобно.

Живопись

Самоубийство Иуды. Cathédrale Saint-Lazare, Autun.

В европейской иконографии и живописи Иуда Искариот традиционно предстаёт как духовный и физический антипод Иисуса, как на фреске Джотто «Поцелуй Иуды» или на фресках Беато Анджелико , где он изображён с чёрным нимбом над головой. В византийско-русской иконографии Иуда Искариот обычно повёрнут в профиль, как и бесы , чтобы зритель не встретился с ним глазами. В христианской живописи Иуда Искариот изображается темноволосым и смуглым человеком, чаще всего молодым, безбородым человеком, иногда как бы негативным двойником Иоанна Богослова (обычно в сцене тайной вечери ). На иконах, называемых «Страшный суд», Иуда Искариот часто изображается сидящим на коленях у сатаны . В искусстве Средневековья и раннего Возрождения на плече Иуды Искариота часто сидит демон , нашёптывающий ему дьявольские слова. Один из распространённейших мотивов в живописи, начиная с эпохи раннего Ренессанса , — повешение Иуды Искариота на дереве; при этом он часто изображается с кишками, выпавшими наружу (эта же деталь была популярной в средневековых мистериях и мираклях ). По крайней мере три гравюры Жана Дюве изображают самоубийство Иуды, причины пристального интереса придворного художника и ювелира королей Франциска I и Генриха II к этому достаточно редкому сюжету неизвестны.

Фильмы

Театральные постановки

Музыка

  • Judas Iscariot американская блэк-метал -группа
  • Judas Priest — британская рок-группа
  • Judas — седьмой студийный альбом немецкой группы Lord of the Lost
  • Judas Christ — седьмой студийный альбом группы Tiamat
  • Judas — второй сингл Леди Гаги из альбома « Born This Way »
  • Judas — песня немецкой группы Dschinghis Khan (пятнадцатый сингл из альбома «The Jubilee Album» )
  • Judas — песня британской группы Depeche Mode (альбом 1993 год)
  • Молитва Иуды — песня российской группы Ольви (четвёртый сингл альбома Последнее небо)
  • Ария Иуды — рок-опера Э. Л. Веббера « Иисус Христос — суперзвезда »
  • «Иуда» — песня российской группы Чёрный кузнец , российской группы Пилигрим , российской фолк-бард исполнительницы Йовин (сингл из альбома «Rosa Alba — Новый день»), российской группы Animal ДжаZ
  • Иуда будет в раю — песня группы Гражданская оборона
  • Judas Be My Guide — песня британской группы Iron Maiden (сингл из альбома « » 1992 года)
  • Монолог Иуды — песня бардов Вадим Мищук и Валерий Мищук на стихи
  • The Kiss Of Judas — песня финской группы Stratovarius (1997 год)
  • The Judas Kiss — песня американской треш-метал группы Metallica
  • Поцелуй Иуды — песня российской группы Korea
  • Judas — mini-LP германской power-metal группы Helloween
  • Words Of Judas — песня испанской Harsh EBM формации Dioxyde c одноимённого альбома (2006 год.)
  • Please Don`t Judas Me — песня шотландской группы Nazareth с альбома Hair Of The Dog (1975 год.)
  • Judaskuss — песня немецкой фолк-метал группы Subway to Sally
  • В песне ирландской рок-группы U2 « Until The End Of The World » в иносказательной форме описывается история взаимоотношений Иуды и Христа.
  • Blitzkid — Horror Punk группа 6 студийный альбом Apparitional (2011) песня под номером 14 (The Iscariot)
  • «Иуда» — песня российского хип-хоп исполнителя Хаски
  • «Иуда» — песня российского рэп исполнителя Twink Ling

Публикации об установке памятников Иуде

Существуют противоречивые свидетельства о воздвижении памятников Иуде на территории РСФСР в первые годы Советской власти.

Публикации 1919—1923 годов

В 1917—1923 годах об установке памятников Иуде в Советской России писали некоторые белогвардейские и эмигрантские газеты .

В июле 1919 года газета «Известия Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов» в статье под заголовком «Крестовый поход против рабочих и крестьян» перепечатала (со своими комментариями) выдержки из колчаковских газет «Сибирский стрелок» и «Великая Россия». Перепечатка (из газеты «Великая Россия» № 41) о решении установить памятник Иуде в Тамбове была оставлена редакцией без комментариев :

« Памятник Иуде Искариотскому ». Омск, 5 мая. По словам Советских газет исполком тамбовского Совета постановил поставить в Тамбове памятник «Иуде Искариотскому».

В те же годы об установке памятника Иуде в Свияжске писали в своих воспоминаниях датский дипломат Хеннинг Келер и писатель-эмигрант А. Вараксин , которые утверждают, что были свидетелями установки памятника Иуде в Свияжске в августе 1918 года. Выдержки из книги Х. Келера о памятнике Иуде в Свияжске были опубликованы в 1920-х годах в английских и французских газетах — и ни Лев Троцкий , ни Всеволод Вишневский , ни Демьян Бедный (бывшие в августе 1918 года в Свияжске) эти публикации не опровергали.

Бунин заметил в 1924 году :

Планетарный же злодей, осененный знаменем с издевательским призывом к свободе, братству и равенству, высоко сидел на шее русского дикаря и весь мир призывал в грязь топтать совесть, стыд, любовь, милосердие, в прах дробить скрижали Моисея и Христа, ставить памятники Иуде и Каину, учить «Семь заповедей Ленина»

Современные публикации и мнение критиков

В новой России публикации о памятниках Иуде тех лет начали появляться с середины 1990-х годов и особенно много — в 2000-х .

Критики считают все публикации о памятниках Иуде сомнительными, так как в них, по их мнению, либо вообще нет ссылок на первоисточники, либо, по мнению критиков, всё сводится к единственной ссылке на книгу Х. Келера об установке памятника Иуде в Свияжске , а этот источник, по мнению критиков, очень сомнителен и мало достоверен.

Критики указывают, что книга малоизвестного датского писателя Хеннинга Келера «Красный сад» содержит множество ошибок. Так, по Х. Келеру, дело происходило якобы в городе Свиагороде, который был отождествлён со Свияжском комментаторами [ неавторитетный источник ] . В некоторых эмигрантских журналах и газетах 1920-х годов имела место полемика относительно книги Х. Келера .

Современные критики книги Х. Келера ссылаются также на доклад казанского краеведа Льва Жаржевского на экспертном совете РИСИ «Лев Троцкий и памятник Иуде в Свияжске: миф и реальность» , который якобы доказал, что «автор „Красного сада“ никогда не был ни в Свияжске, ни в Казани, а историю про памятник Иуде просто-напросто придумал» . Однако, вскоре после заседания экспертного совета РИСИ , в июне 2012 г. состоялись «Третьи Свияжские чтения», на которых главный архитектор проектов Центра разработки генплана Казани С. П. Саначин в своём докладе фактически оппонировал Л. Жаржевскому и, согласно мнению одного из участников этих чтений, «предоставил огромный срез информации о событиях 1918 года в Казани и достаточно аргументировано показана возможность пребывания Хеннинга Келера в Казани весной-летом 1918 года и тех событий, которые он описывает в своей книге, хотя вопрос о памятнике Иуде, по словам самого Саначина, остался открытым» .

В 2000 году был опубликован второй источник о памятнике Иуде в Свияжске — в журнале «Казань», это выдержки из брошюры («Дорогами русской смуты») писателя-эмигранта А. Вараксина, изданной в Берлине в 1923 году, который также описал установку памятника Иуде в Свияжске . В описании А. Вараксина содержатся некоторые детали, которые отсутствуют в книге Х. Келера. Так, А. Вараксин описывает основание памятника (чего нет у Х. Келера) как обитую досками деревянную тумбу [ неавторитетный источник ] , выкрашенную суриком. Кроме того, А. Вараксин упоминает среди участников митинга командарма Петра Славена , участвовавшего позже во взятии большевиками Казани.

Этот эпизод в Свияжске упоминается также (как курьёз в ходе реализации плана монументальной пропаганды) в современной научно-популярной энциклопедии «Кругосвет», в статье «План монументальной пропаганды» .

Критики публикаций об установке памятника Иуде в Свияжске выдвинули также гипотезу о том, что миф о памятнике Иуде в Свияжске мог появиться среди малограмотных местных жителей после установки в этом городе памятника комбригу Яну Юдину , который погиб под Казанью 12 августа 1918 года. Однако этот памятник стоял ещё и в 1961, и в 1997 годах, о чём свидетельствуют постановления Совета министров ТатССР и Кабинета министров Республики Татарстан об охране памятников . А тогда ещё были живы местные свияжские бабушки, которые рассказывали о памятнике Иуде, и о том, что его снесли вскоре после установки [ неавторитетный источник ] .

Современные публикации рассказывают также о памятниках Иуде в Козлове (ныне — Мичуринск ) и в Тамбове — как «борцу с христианством» и «лжерелигией». Памятник в Козлове якобы был установлен в 1918 году, и был разбит спустя несколько дней при невыясненных обстоятельствах местными жителями . В 1919 (или в 1921) году памятник Иуде якобы был установлен в Тамбове .

30 июля 1918 года Ленин подписал постановление Совнаркома (правительства) об установке в Советской России «памятников великих деятелей социализма, революции и проч.». Ленинский план монументальной пропаганды был дополнен Пролеткультом, который якобы включил в список новых монументов и памятник Иуде как «борцу с христианством» [ неавторитетный источник ] . Революционные памятники начали устанавливаться большевиками в августе 1918 года в соответствии с этим постановлением Совнаркома и планом. Памятник Иуде Искариоту в Свияжске был установлен, если верить Х. Келеру и А. Вараксину, через 10—12 дней (около 11 августа 1918 г.) после подписания В. Лениным этого постановления Совнаркома, и на следующий день после убийства большевиками настоятеля Свято-Успенского Свияжского монастыря священномученика епископа Амвросия .

Критика неканонического восприятия Иуды Искариота

Согласно сторонникам канонической версии предательства [ кто? ] , мотивация Иуды вовсе не выглядит нелепой, поскольку каждый человек имеет свободу воли. Иуда же вполне мог быть сребролюбивым человеком, что видно из Евангелия: «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира , помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: „Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?“ Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» ; «А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим» .

См. также

Примечания

  1. Ин. ;
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. Ин.
  4. Ин. ,
  5. Ин.
  6. « Иуда ему говорит: „Я знаю кто Ты и откуда пришёл. Ты из бессмертного царства Барбело . И имя пославшего Тебя я не достоин произносить.“ » / Сцена 1. Часть 2: Иисус говорит с Иудой наедине // . — Flammarion, 2006. — С. —33. — 224 с. — ISBN 2-082105-80-6 .
  7. Иисус учит Иуду космологии… [и дальше]. / Евангелие Иуды , Сцена 3. Иуда описывает собственное видение, а Иисус ему отвечает
  8. Быт.
  9. .
  10. Библейский энциклопедический словарь. Библия для всех, 2001. — 517 с. ISBN 5-7454-0452-3
  11. Архимандрит Никифор . Библейская Энциклопедия . М., 1891
  12. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  13. . Дата обращения: 28 июня 2009. 20 ноября 2019 года.
  14. Штейнберг О. Н. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета. Вильна, 1878
  15. [lib.ru/ABRAMOWICHM/galilea.txt Марк Абрамович. Иисус, еврей из Галилеи] . lib.ru. Дата обращения: 9 декабря 2019.
  16. Энциклопедия « Мифы народов мира »
  17. . www.krugosvet.ru. Дата обращения: 9 декабря 2019. 9 декабря 2019 года.
  18. Тантлевский И. Р. от 14 мая 2021 на Wayback Machine // Вестник РХГА . 2014. № 15. Вып. 4. С. 212—219.
  19. Ин. ; ; ;
  20. . Дата обращения: 2 декабря 2008. 30 августа 2008 года.
  21. Соловьёв С. В. К легендам об Иуде — предателе. Харьков, 1895
  22. Страсти Господни. Москва, Чепральской, 1792, 370 стр., Глава 31. Сказание Святого Иеронима, о иуде предателе Господнего
  23. А. П. Скогорев. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. СПб.: Алетейя, 2000, 480 стр., ISBN 5-89329-275-8
  24. Евангелие от Варнавы. Ансар, 2007, 288 стр., ISBN 5-98443-021-5
  25. Мф. ,
  26. Мк. ,
  27. Лк.
  28. Лк. ,
  29. Ин.
  30. Книга Иуды: Антология (состав. С. Ершов). СПб., Амфора, 2006, 430 стр., ISBN 5-367-00192-0
  31. Мф.
  32. Зах. ,
  33. Деян.
  34. . Фонд «Лютеранское наследие». Дата обращения: 9 декабря 2019. 28 сентября 2007 года.
  35. Мф.
  36. Мф.
  37. Откр.
  38. Мк.
  39. Мф.
  40. La Civiltà Cattolica, Vol.II, Coi tipi della Civiltà Cattolica, 1868, p.242
  41. . www.ateism.ru. Дата обращения: 9 декабря 2019. 3 декабря 2019 года.
  42. . «Московский драматический театр «Модерн».
  43. . Дата обращения: 9 декабря 2019. 21 марта 2020 года.
  44. Колчаковская газета «Великая Россия» (№ 41, 1919) и харбинская газета «Новости жизни» (№ 92, 1919) — о памятнике Иуде в Тамбове; пражские «Церковные Ведомости» (1/14— 15/28 декабря 1923 г., № 23-24) — о памятнике Иуде в Свияжске
  45. Известия Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов, № 140 (333) от 25 июня 1919 г., c. 1
  46. Henning Kehler. . — A. A. Knopf, 1922. — 218 с.
  47. Вараксин А. Дорогами русской смуты. Берлин, 1923 — см. журнал «Казань», 2000 г, № 2-3, с. 130
  48. Воспоминания товарища Обер-Прокурора Святешего Синода князя Н. Д. Жевахова. (т.2, ч.3, гл.41, с.766)
  49. . bunin-lit.ru. Дата обращения: 9 декабря 2019. 19 января 2021 года.
  50. Ольга Юрьевна Васильева, П. Н. Кнышевский. . — Соратник, 1994. — 284 с. — ISBN 978-5-87883-008-9 .
  51. Б. В. Сенников. . — ПОСЕВ, 2004. — 180 с. — ISBN 978-5-85824-152-2 .
  52. Дата обращения: 5 августа 2012. Архивировано из 10 октября 2006 года.
  53. . Дата обращения: 21 апреля 2007. Архивировано из 7 сентября 2007 года.
  54. . Дата обращения: 27 июля 2012. Архивировано из 12 июля 2012 года.
  55. . www.proza.ru. Дата обращения: 9 декабря 2019. 9 декабря 2019 года.
  56. . wiki.istmat.info. Дата обращения: 9 декабря 2019. 7 декабря 2019 года.
  57. . — Rossiĭkai͡a sot͡sial-demokraticheskai͡a rabochai͡a partii͡a, 1921. — 734 с.
  58. Меньшевистский журнал «Социалистический вестник» (Париж, 1921) резко критиковал книгу Х. Келера и положительную рецензию на неё в кадетской газете « Руль » (Берлин, 1921), не оспаривая при этом сам факт установки памятников Иуде в РСФСР. В частности, цитируются слова рецензента «Руля» о том, что «история о постановке памятника Иуде Искариоту давно известна» (см. стр. 8 по вышеуказанной ссылке).
  59. (недоступная ссылка)
  60. . iske-kazaner.livejournal.com. Дата обращения: 9 декабря 2019. 9 декабря 2019 года.
  61. Как это было // Журнал «Казань». — 2000. — № 2—3. — С. 130.
  62. Одна из доживших до 1990-х годов старушек, подтверждавших факт установки памятника, настаивала на том, что памятник был деревянный. Фамилия старушки — Курашова ( от 14 марта 2017 на Wayback Machine ). Разночтения относительно материала — девочка (Курашова) могла и не понять — гипсовый памятник или деревянный.
  63. от 23 мая 2012 на Wayback Machine . Ссылки (под статьёй) даны не на книгу Х. Келера, а на следующие источники: Стригалев А. А. Монументально-декоративное искусство Октября (ленинский план монументальной пропаганды). М., 1977; Пирошко Ю. «Монументальная пропаганда» — план и миф. — Искусство Ленинграда, 1991, № 1.
  64. (недоступная ссылка)
  65. Известна фамилия одной из старушек — Курашова. Со слов одного из давно работающих в Свияжске местных гидов, для старожилов Свияжска существование памятника Иуде является фактом ( от 14 марта 2017 на Wayback Machine ).
  66. . www.hrono.info. Дата обращения: 9 декабря 2019. 23 декабря 2019 года.
  67. См. Евангелие от Иоанна , 12:3-6
  68. Там же, 13:29

Литература

на русском языке
на других языках

Ссылки

  • (фр.)
  • 17 siècles après … la vérité sur la vraie personnalité de Judas (фр.)
  • и «Евангелия от Иуды». Паасо В. Т.
Источник —

Same as Иуда Искариот