Interested Article - Клюзнер, Борис Лазаревич

Борис Лазаревич Клюзнер (2 июня 1909 , Астрахань 21 мая 1975 , п. Комарово, под Ленинградом) —советский композитор, ученик М. Гнесина и Д. Шостаковича , автор 4 симфоний, 4 концертов, камерной инструментальной и вокальной музыки, музыки к кинофильмам.

Биография

Родился 2 июня 1909 года в Астрахани в семье оперного певца и музыкального педагога Лазаря Иосифовича Клюзнера (1872—1918) и художницы Любови Яковлевны Клюзнер (урождённой Гордель, 1877—1942?). Отец Бориса Клюзнера, окончивший с отличием Санкт-Петербургскую консерваторию в 1900 году (класс вокала А. Котоньи и С. Габеля), выступал под псевдонимом Лавровский в С-Петербургском Императорском Мариинском театре, а также в оперных театрах Минска, Витебска и Тифлиса. После отказа принять православие был вынужден уйти из театра, покинуть С-Петербург и переехать с семьей в Астрахань, где с 1904 года он преподавал вокал в музыкальном училище. Погиб в 1918 году в Астрахани от случайной пули во время революционных беспорядков. Мать была художником, работала на Ломоносовском фарфоровом заводе. Умерла в блокадном Ленинграде. Старший брат Б. Клюзнера погиб в Гражданскую войну. Средний брат погиб в Народном ополчении под Ленинградом в начале Великой Отечественной войны.

После гибели отца в 1918 году Клюзнеры вернулись в Петроград, на родину матери композитора. Здесь Борис Клюзнер окончил среднюю школу и с 1925 по 1927 год учился в музыкальной школе для взрослых им. Римского-Корсакова по классу фортепиано. С 1931 по 1934 год проходил срочную службу в армии в кавалерийском полку под Ленинградом. После демобилизации два года учился в строительном институте на архитектора.

С 1936 по 1941 год учился в Ленинградской консерватории. Его педагогом по композиции был М. Ф. Гнесин . На последнем курсе он учился у Дмитрия Шостаковича, с которым впоследствии дружил. В 1937 году, ещё студентом 2 курса консерватории, был принят в Союз композиторов СССР.

С 1941 по 1945 год находился в действующей армии, закончил войну в Вене в воинском звании старшего лейтенанта. Осенью 1945 года был демобилизован по ходатайству Союза композиторов СССР, подписанному Д. Шостаковичем, И. Дунаевским и М. Гнесиным. Преподавал композицию в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории, руководил хоровыми самодеятельными коллективами.

Согласно воспоминаниям дружившего с Клюзнером Владимира Британишского , «после войны ему чуть было не дали Сталинскую премию за его Трио, но тут грянуло постановление о музыке (1948 г), вместо премии его сняли с должности заместителя председателя ленинградского Союза композиторов и обрекли на долгую опалу» .

С 1955 по 1961 год был членом правления Союза композиторов СССР (Ленинградское отделение). Г. Орлов писал: «Та эмоциональная напряженность, которая присутствует в его музыке, также характерна для Клюзнера в его публичных выступлениях. Будучи противником лжи, рутины и косности, он боролся за благородные добродетели своей профессии.» В 1961 году, после конфликта с руководством, он вышел из состава Союза композиторов СССР. В 1965 году при содействии Д. Шостаковича Клюзнер переехал в Москву и был принят в Московский союз композиторов, где на протяжении нескольких лет возглавлял приемную комиссию. Кроме того, в эти годы он был одним из руководителей семинара для молодых композиторов. Г. Орлов писал: «Обладая остроумием и глубоким пониманием, он был тактичным и интеллигентным руководителем семинара для молодых композиторов, проводимого Союзом композиторов СССР в подмосковном Иваново. ..»

В Комарово (под Ленинградом, ныне С-Петербургом) на улице Сосновой стоит старый деревянный дом с высокой крышей, который композитор построил сам по собственному проекту. В годы его строительства (1956—1965) невозможно было видеть Клюзнера без топора в руках, «композитор-плотник» — так он в шутку величал себя. После переезда в Москву он каждое лето (с 15 мая по 15 сентября) жил в Комарово, приезжал, брал топор в руки и оживал. Дом был его творением в области строительного искусства, и в те годы ему не было равных в Комарово, он стал местной достопримечательностью.

Умер Борис Клюзнер 21 мая 1975 года в Комарово от третьего инфаркта. Похоронен на кладбище в Комарово.

Музыку Бориса Клюзнера исполняли дирижеры Евгений Мравинский , Игорь Миклашевский, Курт Зандерлинг, Арвид Янсонс .

К его произведениям обращались выдающиеся музыканты — исполнители Моисей Хальфин, Михаил Вайман , Борис Гутников , Татьяна Николаева , Гидон Кремер .

Борису Клюзнеру посвятили свои сочинения Александр Вустин («Памяти Бориса Клюзнера» для баритона, скрипки, альта, виолончели и контрабаса, 1977), Сергей Слонимский (Ф-п. трио «Памяти Бориса Клюзнера», 2000).

Адреса в Ленинграде

  • Пос. Комарово, ул. Сосновая, д. 1

Характеристика творчества

С. Губайдулина : "… он был композитором самого высокого класса, самой большой смелости и бескомпромиссности… " .

Б. Тищенко : "… Я уверен, что настоящее творчество, такое, каковым является творчество Клюзнера, оно не исчезает. Позабыли — вспомнят! Он такой современный. Он опередил свое время просто. Я уверен, что судьба его творчества очень светлая… " .

В. Баснер : "… Когда мы с ним уже познакомились, он (Клюзнер) играл мне свои сочинения, и довоенные, то, что он писал еще, будучи студентом, и последние сочинения, и я понял, что я познакомился с выдающимся композитором, композитором исключительной индивидуальности, непохожим ни на кого, который шел своим путем… " .

Л. Раабен : "… По природе своего дарования Клюзнер романтик. Порывистая и нервная романтика характеризует строй его музыки. Клюзнера влекут к себе темы, развивающиеся экстатически; бурно раскрывающие перипетии большой душевной драмы. Его музыка патетична, сурова, достигая предела драматической напряженности…

…[в ней] многое в стилевом отношении напоминает Баха и Генделя. Клюзнер широко использует средства доклассического искусства, но только именно с позиций романтика, а не классициста. Нормативность классицистского мышления ему чужда, а баховско-генделевские приемы служат средством экспрессивного самовыражения и явно близки ему возможностями патетической импровизационной декламации. Вот почему его стиль с известным основанием можно назвать стилем современного «романтического неоклассицизма…» .

С. Слонимский : "… Подобно своему учителю М. Гнесину, Клюзнер впитал и своеобразно преломил в остро экспрессивной мелодике и нервной ритмике некоторые свойства еврейской национальной культуры. Это проявилось у него иначе, чем, например, в мелодике В. Флейшмана или М. Вайнберга, связанной с конкретными пластами польско-еврейского фольклора. Музыка всех этих талантливых композиторов прочно опирается и на традиции русского симфонизма, европейской классики. Клюзнеру, в частности, близки поздние романтики — Брамс, Малер. Вместе с тем, у него немало отнюдь не «брамсианских» или «малерианских» нетерцовых гармоний, полиладовых наслоений и сдвигов, по-современному резких звучаний, созвучий-акцентов, любопытных находок в сфере мелоса и колорита, тембра, формообразующих средств… " .

Г. Орлов: «…Первые произведения Клюзнера выделяют его как лирического композитора, но он склонялся к выражению психологически обостренных, эмоциональных контрастов. Соответственно, его интересы были сосредоточены на вокальной, камерной и концертной музыке с пафосом, декламационным стилем и спонтанностью развития, что свидетельствует о следах Малеровского влияния. Со временем это влияние проявилось и в переходе к масштабным драматически сложным произведениям для голоса и оркестра; такие произведения занимали его вплоть до сочинения Четвертой симфонии (1972), в которой проявились черты ораториального стиля. Эта тенденция, переходящая от камерного стиля к оркестровому, проявляется в его адаптации виолончельной сонаты № 2 (1945) к двойному скрипичному концерту (1969), а также в двух песенных циклах — поэмах Багрицкого (1935-6) и английских песнях (1952-53), которые вновь возникли в виде четырехчастной поэмы „Времена года“ (1968). Наиболее важные произведения Клюзнера, начиная со Скрипичного концерта (1950), имеют преобладающую серьезность тона, которая достигается за счет выразительного использования разнообразных средств. У него есть склонность к ясной полифонии, хотя нет прямого подражания установленным формам или более ранней музыке; его полифонический стиль часто мелодически текуч и экономичен, а также сдержан и глубок в выражении. Эти особенности особенно характерны для его произведений для сольных инструментов, таких как Скрипичный концерт и скрипичная соната (1962), в то время как полифония преобладает в более концентрированных, медитативных эпизодах других произведений. Быстрые и уверенные движения часто связаны с резким, диссонирующим Хиндемитским контрапунктом, как в фортепианной Сонате № 2 (1966). В кульминационных пассажах его оркестровых произведений полифония временами рождает сильные идеи, подчеркнутые эволюцией ударных партий; в Третьей симфонии (1966) это было достигнуто дополнительной группой электронных инструментов. Наряду с этим в произведениях, где вокальная музыка играет важную роль, встречаются широкие мелодии с характерным русским характером и четким и выразительным поэтическим метром. Хотя музыка Клюзнера в основном тональная, он использовал 12-тональные идеи, в основном как тематический материал, а также слои свободной структуры.…». .

Сочинения

Симфонии:

  • Первая симфония;
  • Вторая симфония (посвящена Евгению Мравинскому);
  • Третья симфония (стихи Г. Ясуеси, перев. В. Сикорский), женский хор, детский хор, оркестр, электронные инструменты;
  • Четвертая симфония (Э. Багрицкий, Н. Заболоцкий, В. Маяковский), бас, хор, оркестр.

Концерты:

  • Концерт для ф-но и оркестра;
  • Скрипичный концерт (первый исполнитель Михаил Вайман);
  • Двойной скрипичный концерт (первые исполнители Михаил Вайман и Борис Гутников);
  • Концертино для кларнета и оркестра.

Оркестровая музыка:

  • Три увертюры.

Вокально-оркестровая музыка:

  • «Времена года» (Э. Багрицкий, П. Б. Шелли), сопрано, баритон, оркестр, (оркестровая версия вокальных циклов);
  • Поэма о Ленине (С. Давыдов), баритон, хор, оркестр;
  • Монолог «Разговор с товарищем Лениным», (В. Маяковский), голос, симф. оркестр.

Камерная инструментальная музыка:

  • Соната для фортепиано № 1;
  • Квинтет для струнного квартета и кларнета;
  • 4 Прелюдии для фортепиано;
  • Соната для виолончели № 1;
  • Соната для виолончели № 2;
  • Трио для фортепиано, скрипки и виолончели;
  • Ариэтта для скрипки и фортепиано;
  • Соната для скрипки и фортепиано;
  • Соната для фортепиано № 2.

Камерная вокальная музыка:

  • Две поэмы на сл. Э. Багрицкого;
  • Шесть романсов на сл. А. Пушкина («Не дай мне бог сойти с ума», «Мой милый друг»; «Приметы», «Осень», «Телега жизни», «Желание»);
  • Три романса на сл. Н. Брауна; Романсы на сл. Р. Бернса, У. Вордсворта, Д. Китса, П. Шелли, Э. Верхарна.

Фильмография

  • 1958 — Ведьма
  • 1960 — Домой
  • 1965 — Авария
  • 1969 — Пятеро с неба
  • 1969 — Рассказы о Николае Черкасове
  • 1969 — Рядом с другом

Публикации

«Выступление на II-ом Всероссийском съезде советских композиторов», Советская культура (3 апреля 1957 г.);

«О Гнесине», Советская музыка (1968), № 6, с. 91-94.

Библиография

  • Р. Бунин и Н. Пейко : «О симфонии Клюзнера», Советская музыка (1957), № 7, стр.30-34;
  • В. Соловьев-Седой : «Мелодия голоса», Известия (22 февраля 1958);
  • О. Томпакова : «Поэма о Ленине», Советская музыка (1958), № 4, стр. 39-40;
  • Г. Орлов : Б. Клюзнер: Концерт для скрипки с оркестром (Ленинград, 1959); Русский советский симфонизм (Москва и Ленинград, 1966);
  • Л. Раппопорт: Б. Клюзнер: Симфония (Ленинград, 1960);
  • Г. Шантир : «Вторая симфония Бориса Клюзнера», Музыкальная жизнь (1967), № 16, с.4 « Некролог » , Советская музыка (1975), №.9;
  • М. Арановский : Симфонические искания, очерк четвертый: Симфония, слово и вокальные жанры, стр. 215—217;
  • Р. Слонимская : «Поэтика вокальной лирики Бориса Клюзнера» (Музыка 20-го века в контексте культуры, Спб. 1995, 83-93);
  • «Борис Клюзнер» . в: Дон Майкл Рэндел (Hrsg.): Гарвардский биографический словарь музыки. Harvard University Press, Cambridge 1996, S. 453;
  • М.Арановский : Музыка, мышление, жизнь. Статьи, интервью, воспоминания, ГИИ 2012 год, стр. 402;
  • Яша Немцов : Клюзнер Борис Лазаревич.(https://www.mgg-online.com/article?id=mgg0730 5): MGG Online (требуется подписка);
  • Boris Yoffe : Im Fluss des Symphonischen ( Борис Иоффе : В потоке симфонического/. Wolke, Hofheim 2014, ISBN 978-3-95593-059-2. /стр. 223, 233—238, 240, 298, 300, 462, 472, 475, 477, 482, 505, 509, 596/.
  • Francesc Serracanta : Eintrag in Historia de la sinfonia ( от 21 октября 2020 на Wayback Machine ) (исп.) , Барселона 2017.

Примечания

  1. . Дата обращения: 3 апреля 2010. 18 ноября 2011 года.
  2. [spbvedomosti.ru/news/nasledie/dom-kompozitora-plotnika-istoriya-postroyki-v-poselke-komarovo/ Лапин И. Дом композитора-плотника. История постройки в поселке Комарово // Санкт-Петербургские ведомости. — 2021. — 26 ноября.]
  3. Е.Чегурова. Расшифровка выступления на концерте памяти Б. Клюзнера, 9 декабря 2019 года.
  4. от 4 марта 2016 на Wayback Machine .
  5. от 6 мая 2021 на Wayback Machine , 1989 г.
  6. Л. Раабен: Советский инструментальный концерт: Музыка. Ленинград 1967, стр. 154.
  7. . Дата обращения: 3 апреля 2010. 4 марта 2016 года.
  8. от 4 июня 2018 на Wayback Machine doi : : Grove Music Online
  9. от 22 ноября 2005 на Wayback Machine
  10. (недоступная ссылка). Дата обращения 12 декабря 2008. 24 июня 2011 года.

Ссылки

Источник —

Same as Клюзнер, Борис Лазаревич