Маклафлин, Джон (художник)
- 1 year ago
- 0
- 0
Джон Маклафлин (известный также как Махавишну Джон Маклафлин , англ. Mahavishnu John McLaughlin ; род. 4 января 1942 ) — британский гитарист -виртуоз, играющий в стиле джаз-фьюжн .
Наиболее известен как участник записи знаковых для жанра фьюжн альбомов Майлза Дэвиса In A Silent Way и Bitches Brew ; основатель группы " Mahavishnu Orchestra ", одного из наиболее ярких представителей джаз-рока 70-х; акустического проекта , пионера жанра World Music ; участник акустического трио, в которое помимо него входили гитаристы Пако де Лусия и Эл ди Меола .
Его техника игры на акустических и электрогитарах в различных жанрах, таких как джаз, фламенко, индийская классическая музыка, фьюжн и западная классическая музыка, оказала значительное влияние на множество известных гитаристов.
Закир Хуссейн, индийский маэстро таблы , часто ссылается на Джона Маклафлина как на «одного из лучших и влиятельнейших музыкантов нашего времени». В 2003 году Маклафлин занял 49-е место в списке « 100 величайших гитаристов всех времен » журнала Rolling Stone , и в 2011 году — 68 место в новом списке того же журнала .
Участвуя с начала карьеры в многочисленных записях с такими музыкантами, как Мирослав Витуш, Ларри Корриелл, Джо Фарелл, Уэйн Шортер, Карла Блей, The Rolling Stones и также многими другими, он заработал репутацию сессионного музыканта «по первому звонку».
Между 11 и 16 годами [моей жизни] я познакомился со всеми основными музыкальными культурами, которые сформировали мою последующую жизнь в музыке. А именно: блюз, фламенко, индийская музыка и джаз. Все они настолько сильно повлияли на меня, что я посвятил жизнь поиску своего музыкального «я», влюбившись в эти разнообразные стили .
В 1969 году, до отъезда в США, Маклафлин записал дебютный альбом Extrapolation (с Тони Оксли и Джоном Шурманом), игрой на котором показал импровизационную изобретательность и техническую виртуозность.
Он прибыл в США в 1969 году, чтобы стать участником группы Тони Уильямса «Lifetime». Затем последовала игра с Майлзом Дэвисом в его исторических альбомах и Bitches Brew (один трек на котором назван в его честь), On The Corner , Big Fun (где он солирует в композиции Go Ahead John ) и A Tribute to Jack Johnson . Участие Маклафлина в живом выступлении в составе группы Дэвиса произошло на концерте, часть которого была выпущена в виде альбома Live-Evil (также выступление вошло в собрание Cellar Door boxed set ).
В начале 1970 года на студии Douglas Records (основанной Аланом Дугласом) Маклафлин записал Devotion — электрический альбом психоделического фьюжна с заметным влиянием творчества Джими Хендрикса . В записи принимали участие Ларри Янг на органе (на тот момент участник «Lifetime»), Билли Рич на басу и ритм-н-блюзовый ударник Бадди Майлз (игравший с Джими Хендриксом). Devotion был первым из двух альбомов, выпущенном на лейбле Douglas.
Следующий шаг Маклафлин совершил в совершенно ином направлении: в 1971 году в США вышел его второй альбом, My Goal’s Beyond — собрание чисто акустических работ. Сторона А состояла из двух продолжительных композиций «Peace One» и «Peace Two», представляющих собой сплав джаза и индийских классических музыкальных форм. На стороне B находилось собрание технично исполненных и мелодичных акустических записей; композиции на темы авторов, повлиявших на творчество Джона. Это были такие стандарты , как Goodbye Pork-Pie Hat Чарльза Мингуса (влияние которого Маклафлин отмечал особо), Something Spiritual (Дэйв Херман), Hearts and Flowers (Боб Корнфорд), Phillip Lane , Waltz for Bill Evans ( Чик Кориа ), Follow Your Heart , Song for My Mother и Blue in Green (Майлз Дэвис). Follow Your Heart выходила ранее в альбоме Extrapolation под названием Arjen’s Bag .
Период My Goal’s Beyond был ознаменован решением Маклафлина стать последователем учения неоиндуистского проповедника Шри Чинмоя , с которым его познакомил менеджер Ларри Корриелла в 1970 году. Этот альбом был посвящён Чинмою, одно из стихотворений которого было напечатано на буклете диска. Учитель Шри Чинмой дал Маклафлину духовное имя « Махавишну ».
В это время Маклафлин начинает заниматься совершенствованием исполнительской техники, развивая более мощную, агрессивную и быструю манеру игры, которая произведёт огромный эффект в его следующем проекте — «Mahavishnu Orchestra».
В группу Маклафлина 70-х годов — «Mahavishnu Orchestra» — входили скрипач Джерри Гудман (позднее его сменил Жан-Люк Понти), клавишник Ян Хаммер (позднее — Гэйл Моран и Стю Голдберг), басист (позднее — Ральф Армстронг) и ударник Билли Кобэм (позднее — Нарада Майкл Уолден ). Группа исполняла технически виртуозные инструментальные композиции со сложной структурой, представляющие собой сплав электрического джаза и психоделического рока со значительным влиянием индийской классической музыки. Группа «Mahavishnu Orchestra» являлась одним из первых представителей жанра фьюжн и пользовалась популярностью как у поклонников джаза, так и рока. Игру Маклафлина в этот период отличают быстрые соло и экзотические музыкальные размеры.
Отношения музыкантов внутри коллектива были такими же взрывными, как и их выступления, поэтому первый состав группы прекратил своё существование уже в конце 1973 года.
Группа успела выпустить три альбома: две студийные работы, впоследствии ставшие классикой жанра — The Inner Mounting Flame (1971) и Birds of Fire (1972), а также концертную запись Between Nothingness and Eternity (1973). Кроме того, в 1999 году вышел альбом Lost Trident Sessions , сессии записи которого проходили в 1973 году, но окончательный релиз не состоялся из-за распада группы.
После этого Маклафлин возродил группу со следующим составом: Нарада Майкл Уолден (ударные), Жан-Люк Понти (скрипка), Ральф Армстронг (бас), Гэйл Моран (клавишные и вокал). Этим составом были записаны две последующие пластинки, после которых Маклафлин почти полностью был поглощён акустической игрой в составе его группы Shakti , играющей в стиле, основанном на индийской классической музыке. Третий альбом этого состава был записан в 1976 году, в основном из-за контрактных обязательств.
После распада второго состава «Mahavishnu Orchestra» Маклафлин сосредоточился на менее броском акустическом проекте . Группа объединяла индийскую музыку с элементами джаза и может рассматриваться как пионер жанра world music. До создания этого проекта Маклафлин уже несколько лет изучал индийскую классическую музыку. Первое выступление состоялось в 1975 году . Спустя год была выпущена концертная запись Shakti with John McLaughlin . В состав группы входили Лакшминараянан Шанкар ( скрипка ), Закир Хуссейн ( табла ), Винаякрам (хатам) и Рамнад Ражхаван ( мриданга ). Джон был первым западным музыкантом, который получил признание среди индийской аудитории.
В 1973 году Маклафлин совместно с Карлосом Сантаной , который также был учеником Шри Чинмоя, записал альбом-трибьют Love Devotion Surrender с композициями Джона Колтрейна .
В 1974-м принял участие в записи альбома Ларри Корриелла Spaces .
В 1976 году вместе с множеством других музыкантов Маклафлин принял участие в записи альбома Стэнли Кларка School Days .
В 1978 году Маклафлин записал альбом, озаглавленный Johnny Mclaughlin: Electric Guitarist . Запись ознаменовала возвращение Джона к более мейнстримовому фьюжну, к джаз-роковому звучанию; возвращением к электрическим инструментам после трёх лет игры на акустической гитаре.
Также в то время был создал недолго просуществовавший проект One Truth Band , с которым был записан один фьюжн-альбом Electric Dreams (1979). В группе состояли Лакшминараянан Шанкар (скрипка), Стю Голдберг (клавишные), Фернандо Саундерс (электрический бас) и Тони Смит (ударные).
1979 год примечателен созданием ещё более недолговечного проекта Trio of Doom . Здесь Маклафлин объединился с Джако Пасториусом (бас) и Тони Уильямсом (ударные). 3 марта 1979 года на Кубе в Гаване они отыграли единственный концерт в Театре Карла Маркса. Это выступление было частью программы культурного обмена, проводимой госдепартаментом США, известной как The Bay of Gigs. 8 марта они отправились на студию CBS в Нью-Йорке для записи трёх композиций. Записи этого трио официально изданы в 2007 году.
1979 год положил начало выступлениям Маклафлина в составе акустического трио с фламенко-гитаристом Пако де Лусией и джазовым гитаристом (в начале 80-х Корриелла на постоянной основе заменил Эл Ди Меола ). Трио исполняло испанское фламенко с высокотехничными джазовыми импровизациями. В конце тура 1983 года к ним присоединился гитарист «Dixie Dregs» Стив Морс , который открывал концерты в качестве солиста и выступал вместе с трио в заключительных номерах. Концертный альбом трио Friday Night in San Francisco (1981) имел значительный успех.
В начале 80-х Маклафлин также собирает проекты «The Players» и «The Translators», состоящие из французских музыкантов. Вместе с ними были записаны альбомы Belo Horizonte (1981) и Music Spoken Here (1982). Выступления этого периода характерны яркими импровизационными номерами в дуэте с французской пианисткой Катей Лабек. Впоследствии Маклафлин был продюсером альбомов сестёр Кати и Марии Лабек.
В 1984 году Маклафлин совершает попытку возродить «Mahavishnu Orchestra» в следующем составе: Билл Эванс (саксофон), Йонас Хельберг (бас), Митчел Форман (клавишные), Дэнни Готлиб (ударные). Участник первого состава, Билли Кобэм, участвовал в студийной работе над единственным альбомом этого состава группы — Mahavishnu (1984).
В 1985 году Маклафлин сыграл эпизодическую роль в художественном фильме режиссёра Бертрана Тавернье « Около полуночи » (1986).
В этот период Маклафлин обращается к европейской классической музыке: в 1988 году было исполнено написанное им симфоническое произведение для гитары с оркестром — The Mediterranean .
В начале 90-х Маклафлин выступал с группой под названием «The John McLaughlin Guitar Trio», состав которой постоянно менялся. В 1991 году под этим заголовком выходит концертный альбом Live in Europe , а в 1992 — Qué Alegría . Единственным постоянным участником этого электроакустического проекта был перкуссионист Трилок Гурту, с которым Джон сотрудничал с 80-х годов. В творчестве этого периода характерны сочетания джаза, акустической музыки в духе трио гитаристов и элементов индийской музыки времён Shakti.
Следующим гастрольным проектом было трио The Free Spirits , в котором участвовали Джой ДеФранческо ( орган Хаммонда , труба) и Деннис Чемберс (ударные). В 1994 году группа выпустила концертный альбом Tokyo Live . Затем Джон вновь обращается к творчеству Джона Колтрейна , записывая студийный альбом After The Rain с Элвином Джонсом на ударных.
В 1996 году возродилось трио Маклафлин-ди Меола-де Лусиа для записи альбома и гастрольного тура.
Новое обращение к электрическому джаз-фьюжну произошло с проектом The Heart of Things (одноимённый альбом 1997 года) и концертной записью The Heart of Things: Live In Paris (2000). В состав вошли следующие музыканты: Джим Бирд (клавишные), Деннис Чэмберс (ударные), Мэтью Гаррисон (электрический бас), Гарри Томас (саксофон).
В 1997 году музыкант вернулся к индийской народной музыке в духе "Shakti". Проект Remember Shakti (1999) помимо Закира Хуссейна, участвовавшего в первоначальном составе "Shakti", состоял из выдающихся индийских музыкантов: У. Шринивас , V. Selvaganesh, Shankar Mahadevan, Shivkumar Sharma, Hariprasad Chaurasia. Состав участников расширился, изменилось звучание и подход к исполнению. К индийским народным инструментам добавились флейта, электрогитара, ударные, появились вокальные партии. Уменьшилось количество скоростных агрессивных соло, больше времени стало уделяться для солирования остальным участникам группы. В целом музыка стала более спокойной. За период выступлений с 1997 по 2004 год выпущены несколько концертных записей, а также видео-DVD «The Way of Beauty», где помимо выступлений оригинального состава "Shakti" представлено выступление нынешней группы в Мумбаи (2000) и на джазовом фестивале в Монтрё (2004).
В 2003 году Маклафлин записал альбом Thieves and Poets — оркестровую версию балета и аранжировки любимых джазовых стандартов для ансамбля классической гитары.
Также было выпущено трёхдисковое видео на DVD «This is the Way I Do It», посвящённое обучению игре на гитаре (которое, по мнению некоторых критиков, является значительным вкладом в развитие технологий обучающего видео).
В июне 2006-го был выпущен альбом Industrial Zen в стиле хард-боп /джаз-фьюжн, где Маклафлин экспериментирует с Godin Glissentar, продолжая развитие игры на гитарном синтезаторе .
В 2007-м Джон покинул Universal Records и присоединился к небольшому интернет-ориентированному лейблу , сотрудничающему с независимыми коллективами направлений джаз, прогрессив-рок и world music. Сессии записи первого альбома для нового лейбла начались в апреле. Летом того же года он начал выступать с новым джаз-фьюжн квартетом «4th Dimension», состоящим из клавишника Гари Хасбенда, басиста Адриана Феро и ударника Марка Мондезира. Во время тура «4th Dimension» с помощью записи звука на звуковую карту был сделан «мгновенный CD», состоящий из шести пьес первого выступления группы — Live USA 2007: Official Bootleg . Альбом был доступен на всех последующих выступлениях группы, а также продавался ограниченным тиражом через Abstract Logix. Выступление этого состава состоялось на фестивале Crossroads Guitar Festival .
После завершения турне, лично перебрав записи каждого выступления, Маклафлин составил подборку для второго релиза, доступного только для скачивания в формате mp3 , озаглавленную как Official Pirate: Best of the American Tour 2007 . Также в это время Маклафлин совместно с индийским перкуссионистом и членом группы «Remember Shakti» Сельва Ганеш Винаякрамом издаёт ещё один обучающий DVD под названием The Gateway to Rhythm , посвящённый индийской системе ритма коннакол. Джон также занимается ремастерингом и изданием архивных записей своего проекта конца 70-х — «The Trio of Doom», в котором принимали участие светила джаз-фьюжна Джако Пасториус и Тони Уильямс.
28 апреля 2008 года результаты сессионных записей предыдущего года были выпущены в альбоме Floating Point . В состав сессионных музыкантов входили клавишник Луиз Бенкс, басист Адриан Феро, перкуссионист Sivamani, ударник Ранжи Баро, дополнительно участвовали различные индийские музыканты. Вместе с альбомом был издан DVD Meeting of the Mind" , на котором показан процесс записи Floating Point , а также интервью со всеми участвовавшими в сессиях музыкантами.
С лета 2008 года Маклафлин начал совместное турне с Чиком Кориа и другими музыкантами под именем «5 Peace Band».
Джона Маклафлина упоминают как оказавшего большое влияние на многих фьюжн-гитаристов 70-х и 80-х годов . Примерами являются видные музыканты, такие как Стив Морс , Эрик Джонсон , Майк Стерн, Пол Масвидал , Эл Ди Меола , Пеббер Браун, Шон Лейн и Скотт Хендерсон, Марти Фридман . Его влияние не прекратилось в 80-х, хардкор-панк-гитарист Грег Гинн из Black Flag цитирует композицию Birds of Fire группы Mahavishnu Orchestra , которая вдохновила его записывать инструментальные композиции.
Нынешние музыканты по-прежнему упоминают Маклафлина как очень влиятельного гитариста, в том числе Омар Родригес из The Mars Volta. По словам Пэта Меттени, Маклафлин изменил эволюцию гитары в течение нескольких периодов своей музыкальной карьеры. Маклафлин также считается оказавшим большое влияние на композиторов стиля фьюжн. В интервью Downbeat Чик Кориа отметил: «… то, что сделал Джон Маклафлин с электрической гитарой, перевернуло мир. Никто никогда не слышал такой электрической гитары, и это, безусловно, вдохновило меня. Группы Джона больше, чем мой опыт работы с Майлзом, привели меня к желанию убавить громкость и писать более драматичную музыку, от которой бы шевелились волосы». В январе 1977-го Фрэнк Заппа в американском журнале Guitar Player сказал о Маклафлине так: «Только идиот не оценит технику Маклафлина. Он управлял гитарой как пулемётчик. Я всегда в восторге от его соло и способов, которыми они извлекаются. … Если кто-то сможет играть так же быстро, это будет просто замечательно» .
Джон был женат на французской пианистке Кате Лабек, которая также была членом его группы в начале 1980-х. В настоящее время женат на Ине Бехренд, от которой имеет сыновей Люка (р.1997) и Джулиана.