Interested Article - Агавайрем

Агавайрем ( луговомар. Агавайрем , или Агапайрем , от луговомар. ага — «плуг» и пайрем — «праздник», общего происхождения с тат. Сабантуй, Сабан бәйрәме — «свадьба, праздник плуга»; сев.-зап. мар. Ныр пӹрӓзньӹк ; у восточных марийцев Сабантуй ) — марийский национальный праздник весеннего сева .

Распространение

Праздник распространён у луговых , северо-западных и восточных марийцев , с соблюдением традиционных форм отмечается в основном марийцами северо-восточных районов Марий Эл . Отдельные группы восточных марийцев отмечают и традиционный Агавайрем, и татарский Сабантуй . С начала 1990-х годов праздник справляется на официальном уровне в столице Марий Эл Йошкар-Оле .

Сроки и время проведения

Агавайрем не имеет точно установленной календарной даты проведения. Его отмечают перед весенним севом, но большей частью — после него, в период между летним Николиным днём ( Кеҥеж Миколо 22 мая ) и Духовым днём ( Мланде Шочмо кече , через 50 дней после Пасхи ). Время и день праздника заранее выбираются картами , при этом желательно его проведение на новолуние . Всемарийское моление Оно Морко Агавайрем в Республике Марий Эл ( Сернурский район ), завершающее празднование Агавайрема, проводится через восемь недель после Пасхи в субботу — за шесть дней до Девятой пятницы ( Индеш кугарня ).

Значение праздника

Агавайрем — древний земледельческий праздник, посвящён божествам плодородия, земли и силам природы, имеет важное религиозное значение. Им завершается весенний цикл праздничной обрядности марийцев. Агавайрем прежде считался одним из почитаемых и уважаемых марийцами календарных праздников и отмечался с большой торжественностью. Приуроченный к важнейшему этапу сельскохозяйственных работ — весеннему севу, праздник представлял собой сложный комплекс обрядов, пронизанный аграрной тематикой. Основными функциями обрядов были обеспечение своевременного посева зерновых, достижение плодородия земли и содействие росту растительности, обеспечение в будущем её обильного плодоношения.

Обряды

В содержание праздника входят аграрно-магические обряды и коллективное моление с жертвоприношением из блинов , яиц и пива, народные увеселения. Моление проходит поэтапно — в рамках одной деревни, группы деревень и территории ( ).

К Агавайрему тщательно готовятся: производят уборку дома, двора, улицы, заранее запасаются продуктами для приготовления ритуальных блюд, прежде в большом количестве набирались яйца, которые считались обязательными в праздничной обрядности Агавайрема. В день праздника моются в бане, надевают чистую одежду, готовят обрядовые кушанья — блины, ватрушки с картофелем, сырники, вареники с творогом , варят пиво.

На моление в рощу Агавайрема или в специально отведённое место выходят в нарядной одежде. Во время моления, обращаясь к богу праздника и божествам сил природы, молящиеся во главе с картом просят у них плодородия полей, хорошей погоды для своевременного проведения весенне-полевых работ, предохранения будущего урожая от бурь и града, от вредителей, благополучия и счастья всем присутствующим.

После моления устраиваются различные магические действия с яйцами, почитаемыми как символ плодородия. Их дарят молодушкам, чтобы имели много детей, зарывают в поле, надеясь получить зёрна крупными, как яйца. Дети играют, катая яйца по лубу, бросают через деревья с целью воздействия на урожайность полей. Победителям в беге, конных скачках, совершаемых после моления, вручаются вышитые полотенца и яйца. Прежде старейшины во главе с картом совершали обходы полей с волынкой , звуки которой способствовали росту и увеличению урожая.

Восточные марийцы во время Агавайрема проводили в прошлом обряд изгнания злых сил Сӱрем мужо , очищая свои жилища, селение.

На второй день праздника проводили подворный обход домов с молитвой и угощением пивом. Молодёжь играла в традиционные игры «Солык пуэн» (Давая полотенце), «Вӱд йоген» (Ручеёк) и т. д. Характерными для праздника являлись качания на качелях, игры возле источников воды.

В праздничные дни соблюдались запреты: нельзя было красить нитки, стирать бельё, устраивать шум.

См. также

Литература

  • Калинина О. А., перевод Глушковой З. М. Марийские праздники = Марий пайрем-влак. — Йошкар-Ола: Республиканский центр марийской культуры., 2006.
Источник —

Same as Агавайрем