Interested Article - Есет Кокиулы
- 2021-04-01
- 2
Есет Кокиулы ( каз. Есет Көкіұлы, Тама Есет батыр ), в русских источниках — Исет , Эсет , в калмыцких источниках — Эшед ; 1669 — 1757 ) — казахский полководец, тархан , главный старшина Младшего жуза рода Тама поколения жетыру .
Родословная Есет батыра
|
|
|
Нарык |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Чура |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Есенгельды |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Аташал |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Торым |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Базаркул |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Кокы |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Есет |
|
|||||||||||||
Биография
Есет происходил из рода тама. Его отцом был Кокы батыр, мать Назым была дочерью бия Болпыша из рода аккете . Согласно казахским родословным Есет был дальним потомком казанского карачи-бека Чуры Нарыкова . У Кокы кроме Есета, были и другие сыновья: Турумбет батыр, Тюле, Кибыл, Карабас, Токтагул. Есет батыра родственными узами был связан со многими известными личностями такими как, кипчак Нияз батыр, племянниками батыра были правитель всего Найманского роду Караманда би, а также Бекет ата из рода адай, батыр Жанходжа Нурмухамедов из рода кишкене-шекты. Есет приходился зятем известному батыру Букенбаю старшине рода табын . В русских источниках упоминаются два сына Есета по имени Юлболды и Садыр. По народным преданиям у него также была и дочь Ботагоз. Впервые в официальных документах упоминается в 1724 году в связи с нападением казахов и каракалпаков на улус тайши Лекбея сына калмыцкого правителя Доржи Назарова, где Есет командовал объединённым отрядом. Активный участник борьбы с джунгарами и волжскими калмыками в течение почти полувека, один из близких сподвижников хана Абулхаира . В период «Ақтабан шұбырынды» наряду с борьбой в составе единого казахского ополчения трех жузов против джунгарских войск совместно с Абулхаиром вел боевые действия в 1723 – 1726 годах на северо-западе Казахстана против волжских калмыков, где командовал крупным отрядом казахских джигитов Младшего жуза. С 1726 по 1728 годы вместе с батыром Букенбаем находился в ставке наместника Калмыцкого ханства Церен-Дондука в качестве аманата . В течение семи лет находился в плену у волжских калмык. В 1742 году писал в Оренбург , что Карасакал , «конечно, не тот Шуна, которого я сам видел бывши в полону у калмык семь лет, ибо я тогда Шуну довольно обхождение знаю и поступки все знаю» . Кочевья Есета по сведениям русских источников находились при озере Каракул, между реками Эмбой и Уралом .
Посольство Тевкелева
Во время пребывания миссии А. И. Тевкелева в Степи был в числе первых казахских старшин, присягавших в урочище Манитюбе на верность российскому престолу, затем активно содействовал со своим зятем Букенбай батыром хану Абулхаиру в принятии российского подданства другими старшинами Младшего и Среднего жузов. В 1740 году в Оренбурге, участвуя в переговорах между феодалами Среднего и Младшего жузов с председателем Оренбургской комиссии князем В. Урусовым , Есет батыр вторично присягнул на верность царскому правительству. В ходе этих переговоров Есет батыр поддержал позицию В. Урусова относительно казахско-русских отношений. В 1743 году был удостоен присвоения ему царским правительством почетного звания тархана.
Башкирское восстание 1755 года
В ходе башкирского восстания 1755—1756 годов главный старшина семиродцев Есет батыр, совместно с другими старшинами табынского рода Тюлебай бием, Худайназар бием, джагалбайлинского рода Серке батырем приютили бежавших в Младший жуз башкир. Примечательно, что руководители семиродцев, приютившие башкир, были единомышленниками Абулхаира в период принятия российского подданства. Отсюда видно, что некоторые представители казахской знати, находившиеся у истоков казахско-русских связей, со временем изменили свои взгляды .
Смерть
Похоронен на местности современного поселка Бестамак Алгинского района Актюбинской области. Есет в своем завещании сказал: «После моей смерти похороните меня головой на восток, ногами на запад, чтобы быть покойным, мой дух должен задержать продвижение вражеских войск в глубь казахской степи» .
Память
Пословицы о Есет батыре: «Ердің соңы Есет, пірдің соңы Бекет» . Ещё в молодости Срым батыра престарелый батыр Есет говорил ему: «Враг близок, а у нас нелады. Не все сразу идут за батыром. И не все пойдут за тобою» . И, прибавляет сказание, «сбылись слова старого Есета. Не слушает народ. Поддается султанам, которым хана надо… Говорят, плакал тогда Срым. Вспомнил Есета. Вспомнил слова: не дано ему достойного коня, не дано послушного народа» .
См. также
Примечания
- . e-history.kz. Дата обращения: 18 октября 2017. 19 октября 2017 года.
- . ufagen.ru. Дата обращения: 18 октября 2017. 18 октября 2017 года.
- . www.vostlit.info. Дата обращения: 18 октября 2017. 21 октября 2017 года.
- Моисеев В. СТЕПНОЙ САМОЗВАНЕЦ // Простор. — 1984. — № № 6. .
- Таймасов С. У. БАШКИРСКО-КАЗАХСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В XVIII ВЕКЕ. — Москва: Наука, 2009. — 344 с.
- (ЦГИА КазССР, ф. 544, д. № 327, л. 6.).
Литература
- Бакунин В. М. Описание калмыцких народов. — С. 58.
- Пальмов Н. Н. Этюды. — Ч. III И IV. — С. 259.
- АВПРИ. Ф. 122/1. 1743 г. Д. 33-38; КРО-1. — С. 285—286, 363 и другие.
- 2021-04-01
- 2