Действие спектакля разворачивается в Нью-Йорке: у состоявшейся известной писательницы, уроженки Польши, в её квартире на
Манхэттене
берет интервью польский журналист. Писательница — человек закрытый и не публичный; постепенно интервью выбивается из гладкого русла и переходил в неожиданный ракурс
. Свидетелями и невольными участниками действия становятся литературный агент писательницы, ее дочь и юрист, а также фотограф.
«… мне кажется, что мне удалось сделать пьесу о том, что такое миф, настоящее значение мифа, как он устроен, откуда появляется Автор. Эта пьеса об Авторе и о том, как воспринимать искусство, об искусстве тоже»
.
Отзывы и критика
«Российская газета»
: «Все эти хитросплетения мотивов авторы постановки впрямую озвучивают „закадровым“ текстом, но спектакль от этого вовсе не делается плоским. Наоборот! Как только на сцену является Улья, все договоренности летят к черту. … Блистательная Улья-Алиса от души озорничает, куражится, а то и шокирует своих собеседников»
.
«Деловой Петербург»
: «Если бульварный театр — это не ругательство, а термин, историческое название театра для всех и каждого, а не только для умников да (пост)модернистов, то „Волнение“ Ивана Вырыпаева в БДТ — это прямо-таки его образец. Высокой пробы и идеальной точности, как эталон метрической системы. Во всяком случае, так кажется поначалу»
.
Евгений Авраменко
,
эксперт «Золотой маски»
: «Когда Вырыпаев ставит свой текст, это дает нам спектакль иной выделки, чем когда другой режиссер ставит его пьесу. Если обобщать, то это интересный возврат к старому театру, когда он подчеркнуто не визуальный, литературный и актерский, в котором Алиса Бруновна чувствует себя очень свободно, это передается зрителю. Мы видим на сцене павильон прямо как в каком-то старом режиссерском театре, актеры играют в разговорной пьесе, написанной для Алисы Фрейндлих в бенефисной традиции. Пьеса начинается так, что главной героини нет, но о ней говорят, тем самым держа зрителя в напряжении»
.
Петербургский Театральный Журнал
: «И вот приходит в голову простая мысль: не потому ли столь вопиюще скуден, безэмоционален сценографический антураж, а также костюмы и мизансцены — это должно оттенить и вывести на первый план самую тему „волнения“, которую ведет Улья Рихте — Алиса Фрейндлих. … Алиса Фрейндлих — национальное достояние наше. Ее героиня говорит себе и нам сущностные вещи самим своим пребыванием на сцене: этот драгоценный процесс происходит на наших глазах, в это трудно поверить»
.
«Коммерсантъ»
: «Слов в спектакле много, прямого действия мало. Актеры не выжимают из себя и зрителей лишних эмоций, да и каких-то особых режиссерских приемов вроде нет. Такое впечатление, что сам воздух собирается вокруг них так, что оторваться от сцены нельзя
.
«Эксперт»
: «Он дидактичен. Хочет все объяснить. И разом обнажает наслоившиеся друг на друга парадоксы человеческого существования. У него словно появился единственный шанс выстроить отношения с очень важным собеседником, и он пытается его использовать на все сто процентов. Как посланник неведомой вселенной, изо всех сил старается он донести до зрителя максимум смыслов в сжатой форме, требуя, чтобы тот до предела сконцентрировался в момент восприятия. За степень этой концентрации как раз и отвечает Алиса Фрейндлих»
.
Арсений Иванов.
(рус.)
. // oteatre.info (7 апреля 2019). Дата обращения: 7 декабря 2020.
13 сентября 2020 года.
(рус.)
. // bdt.spb.ru. Дата обращения: 7 декабря 2020.
30 сентября 2020 года.
. Иван Вырыпаев отметил, что написал пьесу с огромной благодарностью за творческий путь артистки
(рус.)
. // tass.ru (18 апреля 2019). Дата обращения: 7 декабря 2020.
7 августа 2020 года.
Светлана Мазурова.
. В БДТ имени Г.А. Товстоногова - премьера "Волнение". В главной роли - народная артистка СССР Алиса Фрейндлих.
(рус.)
// rg.ru (23 апреля 2019). Дата обращения: 7 декабря 2020.
27 сентября 2019 года.
Ольга Штраус.
. В БТД имени Товстоногова прошла премьера спектакля "Волнение"
(рус.)
. // rg.ru (20 апреля 2019). Дата обращения: 7 декабря 2020.
27 января 2020 года.
Ольга Комок.
(рус.)
. // dp.ru (27 апреля 2019). Дата обращения: 7 декабря 2020.
30 апреля 2019 года.
Евгения Смурыгина.
. Спектакль по случаю 35-летия службы Фрейндлих в театре поставил по собственной пьесе режиссер и драматург Иван Вырыпаев
(рус.)
. // bfm.ru (30 апреля 2019). Дата обращения: 7 декабря 2020.
1 мая 2019 года.
Надежда Таршис.
(рус.)
. // ptj.spb.ru (май 2019). Дата обращения: 7 декабря 2020.
28 октября 2020 года.
Алла Шендерова.
. «Волнение» Ивана Вырыпаева на гастролях БДТ в Москве
(рус.)
. // kommersant.ru (23 января 2020). Дата обращения: 7 декабря 2020.
31 мая 2020 года.
»
Вячеслав Суриков.
. Что происходит, когда мы видим на сцене актрису, которую хорошо знаем по другим ролям
(рус.)
. // expert.ru (16 марта 2020). Дата обращения: 7 декабря 2020.
19 ноября 2020 года.
. САМЫЕ ЗАМЕТНЫЕ СПЕКТАКЛИ СЕЗОНА 2018-2019 ГГ. ПО МНЕНИЮ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА
(рус.)
. // goldenmask.ru. Дата обращения: 7 декабря 2020.
24 октября 2020 года.
. Постановку "Волнение" показали на Основной сцене Театра Наций
(рус.)
. // tass.ru (20 января 2020). Дата обращения: 7 декабря 2020.
24 января 2020 года.
Анастасия Тэммо.
(рус.)
. // vesti53.com (6 ноября 2020). Дата обращения: 29 января 2021.
29 января 2021 года.
Анастасия Казьмина.
(рус.)
. // oteatre.info (9 октября 2020). Дата обращения: 29 января 2021.
26 октября 2020 года.
Анастасия Павлова.
(рус.)
. // oteatre.info (4 февраля 2020). Дата обращения: 7 декабря 2020.
17 сентября 2020 года.