Маллиган, Кэри
- 1 year ago
- 0
- 0
Джерри Маллиган ( англ. Gerry Mulligan , 6 апреля 1927 — 20 января 1996 ) — американский джазовый саксофонист , композитор , аранжировщик , один из основателей стиля « кул-джаз ». Крупнейший баритон-саксофонист, Маллиган содействовал уравниванию баритона в правах с другими представителями семейства используемых в джазовой музыке саксофонов.
Маллиган начинал с фортепиано , а потом стал изучать кларнет и различные виды саксофонов . Вначале он заслужил репутацию отличного аранжировщика . В 1944 году Маллиган писал аранжировки для радио-оркестра Джонни Уорингтона. В 1946 году он переехал в Нью-Йорк и присоединился в качестве штатного аранжировщика к Оркестру Джина Крупы ; его наиболее известной работой на тот период стала аранжировка композиции «Disc Jockey Jump». В период сотрудничества с Оркестром Джина Крупы он иногда играл на альт-саксофоне. Такая же ситуация была и в 1948 году, когда он участвовал в составе оркестра Клода Торнилла (Claude Thornhill).
Впервые Джерри Маллиган как баритонист стал записываться в нонете Майлза Дэвиса «Birth of the Cool» (1948-50), но опять его аранжировки («Godchild», «Darn That Dream» и три его оригинала «Jeru», «Rocker», «Venus De Milo») стали более значительным событием, чем короткие соло на саксофоне. Большую часть 1949 года Маллиган писал для оркестра и анонимно участвовал в его саксофонной секции. Это продолжалось чуть ли не до 1951 года, пока он не стал уделять больше внимания работе с баритоном. Маллиган записался со своим собственным нонетом на , продемонстрировав уже узнаваемый звук. После поездки в Лос-Анджелес он написал некоторые аранжировки для оркестра Стэна Кентона , включая «Youngblood», «Swing House» и « », работал в Lighthouse и затем получил ангажемент на регулярные выступления «Monday Night» в Haig. За это время Маллиган понял, что ему нравится сверхсвобода при исполнении сольных импровизаций: без пианиста. Он импровизировал с трубачом Четом Бейкером , и вскоре их магическое взаимопонимание было представлено в его квартете без пианиста. Группа быстро привлекла внимание в 1952 -м и сделала Маллигана и Бейкера звездами.
Наркотический удар выбил Маллигана из колеи, квартет перестал существовать, но в 1954 году он вышел из тюрьмы и начал новое музыкальное партнерство с тромбонистом Бобом Брукмейером, которое стало весьма успешным. Затем к составу присоединились трубач Джон Эрдли и тенор-саксофонист Зут Симс, и в 1958 году в группу был приглашен трубач . Будучи очень тонким исполнителем, относящимся с уважением к другим стилистам, Маллиган отказался записываться с великими джазменами, которыми он восхищался. В 1958 году на Ньюпортском джазовом фестивале он поочередно играл с баритонистом Харри Карни в исполнении «Prima Bara Dubla» в составе оркестра Дюка Эллингтона и в течение 1957-60 годов записал отдельные альбомы с Телониусом Монком , Полом Дезмондом , Стэном Гетцем , Беном Вебстером и Джонни Ходжесом .
В 1958 году Маллиган выступил на классическом фестивале « » и написал музыку к фильмам «I Want to Live» и « ». В течение 1960-64 гг. Маллиган возглавлял свой оркестр «Concert Jazz Band», который давал ему возможность писать музыку, играть на саксофоне и иногда — на фортепиано. Оркестр на то время включал Боба Брукмейера, Симса, Кларка Терри и Мела Льюиса (Brookmeyer, Sims, Clark Terry, Mel Lewis). Маллиган стал несколько менее активным после того, как биг-бэнд распался, но он продолжал интенсивно гастролировать с квартетом Дейва Брубека (1968-72 гг.), некоторое время играл на сопрано-саксофоне , возглавлял в середине 70-х , который включал вибрафониста Дейва Сэмюэлса, и в 1968 году импровизировал совместно на записи со Скоттом Хэмилтоном.
Джерри Маллиган, как и многие джазовые музыкантов того времени, иногда записывался со струнными. Известные записи включают: в 1957 с String Jazz Quartet Винни Берка, в 1959 году альбом с оркестром Андре Превина и в 1965-м альбом квинтета Джерри Маллиган и струнных. В 1974 году Маллиган сотрудничал со знаменитым аргентинским музыкантом Астором Пьяццоллой . Во время записи сессий в Милане, Джерри встретил свою будущую жену, графиню Франка Рота Борджини Балдовинетти, фотожурналистку и внештатного корреспондента. В 1975 году Маллиган записал струнный альбом с итальянским композитором Энрико Интра.
Более серьезные работы Маллигана с оркестром начались в мае 1970 года с исполнением оратории Дейва Брубека The Light in the Wilderness с Эрихом Кунцелем и Cincinnati Symphony.
В 1970-х и 1980-х годах, Маллиган работает над созданием и содействием репертуару баритон-саксофона для оркестра. В 1973 году Маллиган поручил композитору Франку Прото написать Saxophone Concerto для премьеры Cincinnati Symphony. В 1977 году Канадская радиовещательная корпорация заказала Гарри Фридману написать саксофонный концерт Celebration, который был проведен Маллиганом с CBC Symphony. В 1982 году Zubin Mehta пригласил Джерри Маллигана в нью-йоркскую филармонию исполнить партию сопрано-саксофона в «Болеро» Равеля.
В 1984 году Джерри поручил Гарри Фридману написать The Sax Chronicles с аранжировками некоторых мелодий Маллигана в стилизации. В апреле того же года, Маллиган был солистом New American Orchestra в Лос-Анджелесе на премьере Spring Wings Патрика Уильямса.
В июне 1984 г. Маллиган завершил и исполнил свою первую оркестровку Entente for Baritone Saxophone and Orchestra вместе с Filarmonia Venetia. В октябре Джерри исполнил Entente и The Sax Chronicles с Лондонским симфоническим оркестром .
В 1987 году Маллиган адаптировал K-4 Pacific (по своей записи биг-бенда в 1971 Age of Steam) для квартета с оркестром и исполнил Entente с Израильским филармоническим оркестром в Тель-Авиве, дирижировал Зубин Мета. Оркестровые выступления Маллигана в то время также включали Хьюстонский симфонический, филармония Стокгольм и Нью-Йоркская филармония.
1988 г. премьера Octet for Sea Cliff Маллигана по заказу артистов Sea Cliff. В 1991 году Concordia Orchestra исполнил премьеру Momo’s Clock, работу для оркестра (без соло саксофона), которая была вдохновлена книгой немецкого писателя Михаэля Энде .
В конце 70-х Маллиган, который всегда обожал сочинения Стравинского , Прокофьева и Бартока , играет с классическими симфоническими оркестрами, в 80-е появляется на европейских джазовых фестивалях в компании Лайонела Хэмптона , Ли Коница и Эллы Фицджеральд .
Незадолго до смерти концертировал во Франции с 87-летним скрипачом Стефаном Грапелли .
Первое появление Джерри Маллигана в кино было, вероятно, с оркестром Джина Крупы на альт-саксофоне в короткометражном фильме Follow That Music (1946). Маллиган имел небольшие роли в фильмах I Want to Live! (1958 — в составе комбо джаз), Rat Race (1960 — в котором он выступает как тенор-саксофонист, а не его обычный баритон-саксофон), Subterraneans (1960) и Bells Are Ringing (1960). Маллиган также выступал несколько раз на телевидении в различных программах в течение своей карьеры.
Как композитор, Маллиган пишет музыку для фильмов A Thousand Clowns (1965 — главная тема), экранизации бродвейской комедии Luv (1967), французских фильмов La Menace (1977) и Les Petites galères (1977 — с Астором Пьяццоллой ) и I’m Not Rappaport (1996 — главная тема).
В 1978 году Маллиган написал музыку для бродвейского мюзикла Play with Fire Дейла Вассермана .
В 1995 году Hal Leonard Corporation выпустила видеокассету The Gerry Mulligan Workshop — A Master Class on Jazz and Its Legendary Players.