Музей писем А. П. Чехова
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ждите писем» — советский фильм 1960 года « Свердловской киностудии » режиссёра Юлия Карасика .
Юный москвич Костя, только что окончивший школу, по комсомольскому призыву отправляется на строительство нового города за Уралом и попадает в бригаду строителей трассы высоковольтной линии электропередач. Окружающие его строители оказываются отнюдь не героями комсомольцами-добровольцами, а самыми обыкновенными людьми — разные причины побудили их круто изменить свою жизнь и отправиться в глухую тайгу, за каждым из них — своё прошлое, иногда драматичное, иногда армейское, иногда тёмное. И не все они как Костя — за романтикой — приехали сюда. Вдали от городской суеты, в суровых условиях труда и неустроенного быта постепенно выстраиваются отношения между этими совершенно разными людьми, проявляется характер, кристаллизуются понятия «дружба» и «любовь», меняются судьбы.
В титрах нет, но в фильмографии Владимира Высоцкого этот фильм указан в ряде источников (например, в сборнике «Актёры советского кино», выпуск 11, Москва, 1975: « крошечная ролька в фильме Ю. Карасика »; или у И. Рубановой «Владимир Высоцкий», 1981: « На экране он ехал в поезде, пел с другими бодренькие песни »). При этом обращают внимание, что в фильме в главной роли снимался друг и однокурсник Высоцкого по Школе-студии Всеволод Абдулов. Роль Высоцкого указывается в источниках как « эпизод », « строитель » или « парень с гитарой », и в начале фильма в сцене с поездом действительно есть играющий на гитаре пассажир, похожий на Высоцкого. При этом среди высоцковедов нет единого мнения о том, Высоцкий ли это .
Дебютный полнометражный художественный фильм режиссёра Юлия Карасика , числившегося за Свердловской киностудией как режиссёр научно-популярного кино, хотя уже десять лет как окончил ВГИК (мастерская Сергея Герасимова ).
Это также дебютная сценарная работа Анатолия Гребнева , по словам которого, сценарий был резко раскритикован на коллегии Минкульта, но фильм стал возможным — благодаря его случайному в прошлом знакомству с принимавшим на коллегии решение заместителем министра А. Г. Филипповым , который, будучи опытным аппаратчиком-функционером, смог «дать дорогу» съёмке фильма .
В основе сценария — реальные наблюдения сценариста, который, будучи корреспондентом:
…поездил в своё время по алтайской целине в пору её освоения , побывал на « великих стройках » под Куйбышевым и Сталинградом, потом занесло меня в Иркутск, где также строилась новая ГЭС , и наконец в Братск . Всюду можно было наблюдать энтузиазм молодёжи — пишу это без кавычек, — двинувшейся на освоение новых мест, навстречу новой судьбе, как пелось в песнях. О том и был мой сценарий «Ждите писем».
— сценарист фильма Анатолий Гребнев
Премьера фильма состоялась 18 сентября 1960 года в московском кинотеатре «Центральный» .
Известно, что фильм вызывал оживлённые дискуссии среди настоящих комсомольцев-строителей Братска .
Сценарий в том же году в виде повести был напечатан в журнале « Уральский следопыт » , а через год издан отдельной книгой в «Библиотечке кинодраматурга» издательства « Искусство » .
Вторым режиссёром фильма был работавший тогда на Свердловской киностудии Владимир Мотыль , будущий режиссёр фильма « Белое солнце пустыни », который, будучи знакомым по фильму «Ждите писем» с актёром Анатолием Кузнецовым , и предложил его на роль товарища Сухова .