Interested Article - Катафалк (фильм)
- 2020-06-04
- 1
« Катафалк » — дебютный фильм Валерия Тодоровского , снятый в 1990 году по мотивам рассказа писательницы Фланнери О’Коннор «Береги чужую жизнь — спасёшь свою».
Картина, которая рассматривалась кинокритиками как ученическое упражнение молодого режиссёра , получила ряд призов и наград, в том числе Гран-при на Международном кинофестивале в Мангейме .
Сюжет
В старой усадьбе живут немолодая женщина Евгения Андреевна ( Вия Артмане ) и её странная дочь Маша ( Ирина Розанова ). Однажды Маша сообщает матери, что в доме появился какой-то бродяга ( Андрей Ильин ). Попытки выставить незнакомца со двора успехом не увенчались, и Евгения Андреевна решает нанять его на работу. Денег Саше не обещают — он соглашается ремонтировать веранду, вставлять стёкла и приводить в порядок запущенное хозяйство в обмен на ночлег и еду.
Вскоре молодой работник обнаруживает, что в доме есть по-настоящему ценная вещь — стоящий в сарае автомобиль « ЗИМ ». Желание вернуть старую машину к жизни становится для Александра навязчивой идеей. Присмотревшись к молодому человеку, Евгения Андреевна, которую более всего на свете беспокоит судьба нездоровой дочери, предлагает Саше сделку: он женится на Маше и получает раритетное авто в личную собственность. После долгих колебаний и споров, порой переходящих в драки, Александр соглашается.
В загс облачённая в белое платье Маша и расфранчённый Саша отправляются на «ЗИМе». После регистрации они идут в уличное кафе: девушка давно мечтала о мороженом. Утомлённая сборами и новыми впечатлениями, она засыпает прямо за столиком. Александр, оставив молодую жену в забегаловке, нервно вышагивает вдоль машины. Наконец, он принимает решение, усаживается за руль и уезжает.
Пока в городе происходит процедура бракосочетания, дома мать Маши, Евгения Андреевна, укладывается в постель и умирает.
Проснувшаяся Маша не помнит ни имени своего жениха, ни событий, предшествовавших её появлению в кафе. Своего адреса она не знает, и с этой минуты её жизнь начинается с белого листа.
История создания
По словам Валерия Тодоровского, в 1989 году, находясь в больнице, он случайно наткнулся на книгу Фланнери О’Коннор. Рассказ «Береги чужую жизнь — спасёшь свою» показался ему «идеальным для дебюта», поскольку был рассчитан только на трёх актёров .
Фильм снимался в Ялте в сложных условиях: местная киностудия обезлюдела, полки магазинов опустели, бензина не хватало. 60-летняя Вия Артмане ходила на съёмки пешком .
По утверждению журналиста Владимира Чернова , на прокатную судьбу ленты серьёзно повлиял продюсер Марк Рудинштейн , который сначала дал Тодоровскому деньги на его первую картину, а затем «выбросил» её на кинорынок . На фоне вышедшего тогда же и имевшего шумный успех фильма « Такси-блюз » «Катафалк» «несколько потерялся», однако кинокритики признали дебют режиссёра как выполненную им «контрольную работу» .
Отзывы и рецензии
Отзывы киноведов и журналистов, датированные началом и серединой 1990-х годов, разделились. Так, Владимир Чернов (« Огонёк ») упомянул, что «лишь деловые соображения и клановая солидарность» заставили зрителей, пришедших на премьерный показ «Катафалка», не покинуть зал до финальных титров. Сам же «катафалк» рассматривался автором публикации не только как один из персонажей ленты, но и как памятник уходящей эпохе .
Владимир Притуленко (« Искусство кино ») увидел в герое Андрея Ильина человека с «саднящей раной социальной ущемлённости», у которого застарелые, тянущиеся из отроческих лет комплексы вылились в желание чувствовать себя хозяином «ЗИМа» .
Михаил Брашинский («Искусство кино»), оценивая дебютную ленту Тодоровского на фоне его последующих киноработ, отметил, что для экранизации классики режиссёр выбрал условное время, в котором миром «правят властные матриархи (привет от герра Зигмунда !)» .
Вторая премьера фильма, состоявшая в 2002 году, оказалась более удачной, чем первая. «Катафалк», показанный на XXIV Московском международном кинофестивале в рамках программы «Кинодебюты XX века. Избранное», был назван наиболее впечатляющей картиной . Позже Ян Левченко (« Новое литературное обозрение ») признал, что эстетика, с которой Валерий Тодоровский пришёл в кино, была обозначена уже в его дебютной ленте, хотя до «жанровой крепости» « Страны глухих » эта работа всё-таки не дотянула .
Отдельный откликов удостоилась Вия Артмане, которая сыграла в «Катафалке» «едва ли не лучшую свою кинематографическую роль»:
Понадобилось бы слишком много слов, чтобы описать то, что ей удаётся выразить осанкой, жестом и взглядом: остатки былого величия и горделивого хамства; обессилевшую жалкую властность; растерянность хищницы, укусившей пустоту. Эта старуха с многолетней привычкой повелевать совершает поистине трагическую ошибку, выбрав жертву не по зубам
— Валерия Пикуленко
Актёр Евгений Матвеев назвал работу Вии Артмане, которой пришлось «совершить насилие над собой, над свой красотой», творческим подвигом .
Роли исполняли
Актёр | Роль |
---|---|
Вия Артмане | Евгения Андреевна мать Маши |
Андрей Ильин | Александр работник в доме |
Ирина Розанова | Маша дочь Евгении Андреевны |
Алика Смехова (в титрах — Алла Смехова) | буфетчица |
Марианна Кузнецова | соседка |
Съёмочная группа
- Валерий Тодоровский — режиссёр
- Марина Шептунова — автор сценария
- Илья Дёмин — оператор
- Вячеслав Назаров — композитор
- Феликс Ростоцкий — художник
- Марк Рудинштейн — продюсер
Награды и фестивали
-
Кинофестиваль «Дебют» (Москва, 1990):
- специальный приз жюри за режиссуру (Валерий Тодоровский)
- приз кинопрессы (Валерий Тодоровский)
- Кинофестиваль « Золотой Дюк » (Одесса, 1990) — приз «Хрустальная корона» за лучшую женскую роль (Ирина Розанова)
- « Ника» (1990) — номинация « Лучшая женская роль » (Вия Артмане)
- Международный кинофестиваль в Мангейме (1991) — Гран-при
Примечания
- Елена Плахова. Валерий Тодоровский. Российская формула киноуспеха // Сеанс. — № 9 .
- ↑ Татьяна Москвина. // The Hollywood Reporter. — 2012. 16 октября 2014 года.
- ↑ Владимир Чернов. // Огонёк. — 1992.
- ↑ Ян Левченко. // Новое литературное обозрение. — 2007. — № 83 . 15 октября 2014 года.
- ↑ Валерия Притуленко. Вместо молитвы // Искусство кино. — 1992. — № 2 .
- Михаил Брашинский. // Искусство кино. — 1998. — № 11 . 6 августа 2014 года.
- . Дата обращения: 9 октября 2014. 14 октября 2014 года.
- Евгений Матвеев. . — М. : Вагриус, 2000. — С. . — 400 с. — ISBN 5-264-00126-X .
Ссылки
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- 2020-06-04
- 1