Анато́лий Алекса́ндрович (Се́ндерович) Бараты́нский
(род.
8 мая
1962
,
Уфа
) — израильский художник.
Содержание
Биография
Родился в Уфе. В
1981 году
закончил художественное отделение Уфимского педагогического училища N2. В
1988 году
закончил художественное-графическое отделение
Магнитогорского педагогического института
. С
1984 года
преподавал живопись в Уфимской художественной школе N2. С
1985 года
участник многочисленных республиканских, всероссийских и международных художественных выставкок. Состоял в художественном объединении «Март». Участвовал в выставках неофициального искусства в городе Уфе. В
1988 году
вступил в молодёжное объединение союза художников СССР. С
1991 года
проживает в
Иерусалиме
,
Израиль
. Работы художника находятся во многих музеях мира, в том числе:
В
2006 году
галереей Кардо в Иерусалиме был издан альбом-каталог работ художника со статьёй искусствоведа Марины Генкиной, где отмечаются особенности творческого мировоззрения и техники художника:
Это сознательно вводимый художником компонент — аллюзии на историю искусства. Баратынский существует в ней совершенно естественно, история искусства для него столь же реальна, как и окружающая жизнь. Именно поэтому так органично соединяются в его работах эти разные техники, пришедшие из разных эпох — фотография, живопись, имитация компьютера; и даже разные живописные стили, в зависимости от замысла — одни полотна явно восходят к классицизму, другие вызывают мимолетное воспоминание о романтиках, иные намекают на символизм; и реальность — а все это, кроме старых снимков из альбома, зафиксировано на пленке фотоаппарата сегодня — реальность преображается и становится искусством.
Баратынский берет эту старую фотографию и преобразует ее. Сначала он переводит ее в принт, затем переносит на холст и начинает прописывать черно-белый образ, сохраняя монохромность, присущую и дагерротипу, и старой живописи. А когда работа практически закончена, наносит сверху фактурную вертикально-горизонтальную сетку, имитирующую самую современную технологию — компьютерные пиксели; и тем самым из невероятного далека этот семейный монолит, прорвавшийся сквозь века, переносится сюда, к нам и становится символом неразрывной связи со всем Родом. Баратынский считает, что первый пиксель появился задолго до изобретения компьютера и телевизора, и что это было необъяснимое прозрение великого художника: «Черный квадрат» Малевича.
В
2007 году
галерее Розен в Иерусалиме был издан большой иллюстрированный альбом художника (104 стр.) со вступительной статьей культуролога
Михаила Короля
. В
2021
и
2022 годах
Тель-авивской студией Манзон Хаус (Mansohn House) были изданы два альбома художника: а) живописи (96 стр.) и б) оригинальной графики (104стр.) со статьями Михаила Короля. В
2007 году
был автором идеи и координатором проекта по изданию альбома «Современные Израильские художники из России»
. В 2020 году сыграл главную роль в фильме «Матрёшка» (режиссёр Светлана Шелиговская, артхаусное кино)
.