Гравло, Юбер-Франсуа
- 1 year ago
- 0
- 0
Жан Юбе́р ( фр. Jean Huber , 13 января 1721 , Женева — 21 августа 1786 , Лозанна ) — швейцарский художник и силуэтист , известный серией работ, изображающих Вольтера .
Родился в семье, происходившей из Шаффхаузена , но принадлежавшей к буржуазной верхушке Женевы с 1654 года . Был сыном Якова Юбера, члена Совета двухсот ( фр. Rat der Zweihundert или фр. Conseil des Deux-Cents ), и Катрин Васро де Венси. Жан Юбер поступил в 1738 году на военную службу в армию княжества Гессен-Кассель в полк гренадёров принца Фредерика, а позднее в 1741 году на военную службу короля Пьемонта Карла Эммануила III , за которого он воевал в звании капитана в Войне за австрийское наследство . Он был взят в плен и освобождён после осады Кунео в Пьемонте в 1745 году . Жан Юбер женился в 1747 году на Marie-Louise Alléon-Guainieret, которая родила ему троих детей: Франсуа Юбера (1750-1831), известного в своё время энтомолога; Жана-Даниеля, пейзажиста и гравёра; девочку по имени Мадлен . Проживал в Château de Vernaz , вблизи Женевы. В 1752 году стал членом Совета двухсот, а в 1756 году — его аудитором .
Юбер начал рисовать самоучкой в середине 1760-х годов. Его ранние картины изображают лошадей, сцены охоты, особенно соколиной . Позже он испытал влияние творчества Жана Этьена Лиотара и Жана-Батиста Грёза . Юбер получил известность как создатель графических силуэтов . Художник пользовался большим успехом в Швейцарии и у иностранных коллекционеров. Талант позволял ему создавать самые сложные сцены: он мог воспроизвести густые леса и далекие горы, портреты имели несомненное сходство со своими моделями.
Художник был близко знаком с Иоганном Вольфгангом фон Гёте , Жаном Антуаном Кондорсе и Дени Дидро , имел тесные отношения с представителями английской аристократии . Известны его многочисленные изображения Вольтера , которого он регулярно посещал с момента, когда тот поселился в Женеве в 1756 году , а затем в 1759 году переселился в Ферне (где жил до 1778 года ). С 1769 года он создал серию картин, большое количество силуэтов и рисунков, представляющих Вольтера в его повседневной жизни .
Эта серия впоследствии пополнила коллекцию императрицы Екатерины II и была ей посвящена (серия из девяти картин получила название «Scènes domestiques de la vie de Voltaire» или «Voltairiade»). Сам художник получил прозвище Юбер-Вольтер ( фр. Jean Huber-Voltaire ). Художник обладал несомненным даром карикатуриста. Вольтер писал в 1772 году Мари де Виши-Шамро, маркизе Дюдеффан : «Он сделал меня посмешищем от одного конца Европы до другого» .
Юбер также сделал несколько автопортретов в технике пастельной живописи, которые хранятся в Историческом музее в Лозанне . Дипломат, публицист и критик Фридрих Мельхиор Гримм , который ценил его талант, сделал его творчество известным в Париже . Ему удалось заинтересовать работами художника таких богатых ценителей, как королева Швеции и король Дании. Он же обратил на художника и внимание Екатерины II .
В 1880 году критик Шампфлери назвал его «ремесленником, который не снискал хорошую репутацию, но тем не менее был наделен острым чутьём» . Его силуэты, наиболее высоко оценённые современниками, почти полностью были утрачены, поэтому его творчество долгое время оставалось малоизвестным и недооценённым. Сейчас он воспринимается как один из основателей женевской школы живописи .
Современникам художник был известен, как музыкант, сокольничий и наездник. В конце жизни художник заинтересовался зоологией и механикой, пытаясь использовать особенности движения хищных птиц в полёте для управления воздушными аппаратами . В 1783 году Юбер опубликовал в «Mercure de France» записку «Note sur la manière de diriger les ballons, fondée sur le vol des oiseaux de proie» . В 1784 году он опубликовал в Женеве «Observations sur le vol des oiseaux de proie» , сопроводив книгу семью рукописными схемами. Незадолго до смерти начал работу на книгой «Histoire des oiseaux de proie» .