Амирхан-Султан (уцмий)
- 1 year ago
- 0
- 0
Уцмий — дагестанский наследственный титул правителей Кайтагского уцмийства . Точное значение и происхождение титула неизвестны. В источниках титул упоминается с XIV века. В 1820 году титул был ликвидирован.
Происхождение термина точно не установлено, но выдвинуто несколько предположений. Как и некоторые другие титулы средневекового Дагестана , в исторической литературе часто связываются с арабскими походами VIII-IX вв., однако версий выдвигается множество.
Как писал С.М. Броневский :
«Достоинство Усмия есть второе по старшинству, поставленное в Дагестане аравитянами. Усмей на арабском языке означает начальника, повелителя» .
Версию о происхождении должности и звания уцмия и по судьбе кратко охарактеризовал ученый-историк, Е. И. Козубский:
«Владетель Кайтага, поставленный арабами, носил титул исми (именитый), откуда — уцмий, власть и достоинство которого уничтожены в 1820 г» .
Версия об арабском происхождении правителей Кайтага была широко распространена среди исследователей. Однако, по мнению ряда исследователей (Б. К. Малачиханова, Р. М. Магомедова, М. -С. Д. Саидова, А. Р. Шихсаидова и других), термин уцмий не связан с арабским языком и возник ещё до прихода арабов в Дагестан. Как отмечал Расул Магомедов :
«Термин уцмий угодливо подводится под арабскую основу и происходит от слова «исми» (имя), что должно означать, якобы, «именитый» .
Дагестанские учёные Расул Магомедов и Хаджи-Мурад Хашаев предполагают местное, дагестанское происхождение звания уцмий. Магомедов пишет:
«Шамхал, уцмий, майсум — титулы правителей Дагестана, ставшие известными в более поздние времена, видимо, существовали в народе в иной интерпретации и являются названиями местного происхождения» .
Он также отмечал, что «уцмий» — самый крупный землевладелец Кайтага. Звание это также древнее, как и наименование шамхал .
Лингвист Сергей Старостин предполагал даргинское происхождение титула уцмий .
В 2021 году историк Мисрихан Маммаев выдвинул гипотезу, согласно которой название титула произошло от местного названия древней столицы Кайтага — Кала-Корейша. Даргинцы называли село Урцlмуц , что восходит к словосочетанию « Урга муза» , что значит «срединная гора», это соответствует географическому положению столицы. Таким образом, название места пребывания уцмия и столицы его владений могло отразиться на названии его титула .
Б. К. Малачиханов писал:
« В загадочном термине, интересующем нас, мы склонны видеть иудейское слово „оцум“ (мн. число — „ацацим“), означающее „сильный, мощный“ » .
Мисрихан Маммаев критиковал данное мнение Малачиханова, утверждая, что такое объяснение происхождения титула выглядит неубедительно .
По мнению филолога Гарун-Рашида Гуcейнова, название титула произошло от булгаризированного имени правителя Западнотюрского Каганата Истеми .
Мнение о происхождении и времени появлении титула приводит Амри Шихсаидов . Анализируя существующие разные версии о происхождении титула, а также делая разбор исторического труда Махмуда из Хиналуга «События в Дагестане и Ширване XIV-XV вв.», Шихсаидов пришёл к выводу, что это сочинение является первым в дагестанской исторической литературе сочинением, где встречается термин уцмий. Он пишет, что этот термин « связан с именем Султан-Мухаммедхана, уцмия Кайтага в конце XIV в. О более раннем времени хроника не сообщает, но можно уверенно предположить, что термин уцмий был известен и в более раннее время. Хроника косвенным образом подтверждает существование звания уцмия до XIV в: „Илчав Ахмадхан - сын Уллубекхан-усуми из рода в род наследственно, вплоть до сегодняшнего дня управляют вилайатом Кайтаг в Дагестане“. В „Родословной книге эмиров“ сказано, что „... слово уцмий (усми) взято от слова «самави», по-арабски в смысле высокий (али). Слово это означает „высокий“, в смысле высший по чину и должности. По отношению к уцмию этот титул употребляется в смысле высокий по своему родству и до сих пор их называют уцмиями » .
Между тем в историческом сочинении « Дербенд-наме » правитель Кайтага дан под термином «газанфар» что значит «отважный», «храбрый». В тексте другого дагестанского исторического сочинения «Тарих Дагестан» правитель Кайтага Газанфар даётся как имя одного из храбрых и сильных правителей « неверных из вилайата Кайтаг - султан по имени Газанфар ал-Гаррар », то есть обманутый лев .
По мнению Б. К. Малачиханова, автор сочинения «Тарих Дагестан», Мухаммед-Рафи заменил слово «усама» (уцмий, титул кайтагского правителя), означавшего по-арабски «лев», другим синонимичным ему словом — «газанфар». Далее он пишет, что «в таком случае, мы имели бы основание утверждать и о большой древности титул «уцуми», имевшее применение своё в Хайдаке ещё значительно ранее проникновения ислама за стены Дербента» .
Существовал институт наследования власти и порядок избрания уцмия. В уцмийстве право наследования опиралось на систему майората . Согласно этой системе, наследовал старший в роде и звание уцмия переходило к нему. Церемония провозглашения нового уцмия в Кайтаге проходила при большом стечении народа в селении Башлы , являвшемся с 1640 года до начала 19-го века резидинцией уцмиев. Согласно старинному обычаю, старший из тухума Гасанбека возлагал на голову нового уцмия специальный головной убор, как знак власти . Одновременно с уцмием избирался и его преемник («гаттым»). Этот традиционный головной убор хранился у тухума из общества Ирчамул . После церемонии старшины крупных узденских обществ получали крупные подарки. Власть уцмия во многом, а иногда всецело зависела от воли узденской верхушки. Раяты в этом церемониале почти не играли никакой роли или вовсе не допускались к выбору .
Военную и политическую силу уцмия составляли верхнекайтагские даргинские вольные общества Уцми-Дарго, Муйра , Гапш и другие. Уцмий, дорожа их лояльностью, отправлял новорожденного сына к ним, где женщины по очереди прикладывали его к груди. Таким образом, уцмии, будучи усыновлёнными многими семьями, были связаны с жителями даргинских горных районов уцмийства кровными узами .
Генеалогия уцмиев, согласно Муртазаеву .
|
|
|
Султан-Мухаммадхан | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
Султан-Алибек | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
Амир-Чупан Гази | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
Уцмий Сураки | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
Мухаммад (не уцмий) | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
Амир-Чупан II | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
Султан-Мухаммад | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
Алильбек | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
Амир-Шамхал | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
Хасан-Али | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
Султан-Ахмад | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
Хан-Мухаммад | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
Амир-Хамза |
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
Рустам-хан | |||||||||||||||
|
Амирхан-Султан |
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
Улуг (Уллубий) | ||||||||||||||||
|
Али-Султан |
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гусейн-хан Кубинский | |||||||||||
|
Амир-Хамза |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ахмед-хан Кубинский | ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
Ахмед-хан Большой | ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
Хан-Мухаммад (не уцмий) | ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
? (не уцмий) |
|
|
Амир-Хамза | ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
Устар-хан |
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Али-бек |
|
|
||||||||||||
|
Рустам-хан II |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рази-бек | ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
Али-хан |
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
Адиль-хан | ||||||||||||||||