Султан-Ахмад
(правление:
1578
—
1587
) —
уцмий
Кайтага
. Сын уцмия
Хасан-Али
. Один из крупнейших деятелей в истории
Дагестана
. Организатор одних из первых антииранских восстаний в регионе. Отец уцмия
Хан-Мухаммада
. Султан-Ахмед был первым правителем в Дагестане, получившим жалованную грамоту
османского
султана, утверждавшую его в «правах управления и владения». Историками называется уцмием-реформатором.
Семья
Кайтагские уцмии поддерживали тесные контакты с дагестанскими владетелями, как минимум, династическими браками. Дочь уцмия Султан-Ахмеда была замужем за
шамхалом
Чопаном
. Ее сыновья Гирей,
Андий
, Ильдар и Мухаммад — известные шамхалы конца XVI — начала XVII веков
.
Внешняя политика
Турецкое
войско в тот период, захватив
Дербент
, заметно усилило свое влияние в
Дагестане
, предпринимались меры для получения лояльности к турецким властям. Так, уцмий Султан-Ахмед в 1578 году получил от турецкого султана жалованную грамоту, утверждавшую его в «
правах управления и владения
»
.
Во время своих завоеваний,
иранский
шах
Мухаммад Худабенде
, направился в сторону Дагестана, где поставил правителем над всеми
шамхала
(Сурхай II). Большинство местных феодалов с этим согласились. Шах сказал в своем послании:
«Я сделал шамхала [главным] раисом над вами, следуйте за ним и повинуйтесь ему. Я буду отправлять вам ежегодно [часть] от хараджа и дары — столько, чтобы вам [ни в чем] не нуждаться»
Правителем
Кайтага
в то время был уцмий Султан-Ахмад. Многие жители Дагестана были недовольны ставленником шаха и отдали предпочтение Кайтагскому уцмию и поддержали его. Благодаря поддержке со стороны дагестанцев, уцмий собрал войско и пошел отвоёвывать землю у
рафидитов
(
шиитов
) со словами:
«Мой долг — освободить своих братьев-мусульман от рафизитов».
В ходе военных походов дагестанцы под предводительством уцмия полностью освободили от рафидитов мусульманские области —
Кубба
, Мускур,
Шаки
,
Кабала
и весь
Ширван
. Далее он обосновался в городе Мада. Он воевал против рафидитов, захватил много их земель. Правители
Ирана
заключили с ним соглашение платить ему ежегодно сто тысяч
динаров
в качестве
хараджа
(налога) с условием, чтобы дагестанцы не преступили реку
Кура
.
Султан-Ахмад согласился с этим. После смерти уцмия Султан-Ахмада в 1587 году борьбу против иранских нашествий продолжали его потомки среди правителей Кайтага
.
Внутренняя политика
Известные историки
А.-К. Бакиханов
и
Г. Алкадари
считали его выдающейся личностью, уцмием-реформатором.
Основные нововведения Султан-Ахмеда в уцмийство:
-
Введен такой порядок, что сын
бека
, если его мать не бекша, не равноправен с детьми, матери коих бекши, а именно, чтобы ему не давать отцовского наследства, доли управления, владения и прав над
раятами
, а также, что в имущественном наследовании он не был приравнен к тем
. Таких называли
чанка
. Бакиханов отмечал, что «весь Дагестан принял это определение»
. Султан-Ахмед руководствовался тем, что хотел избежать участи соседнего
Табасарана
, где незадолго до этого, в 1570 году вспыхнула междоусобная борьба в сильно разросшемся
майсумском
доме, в ходе которой майсумы (князи) потеряли Северный Табасаран, из-за чего майсумство ослабело. С учетом этого, уцмий создал еще одну иерархическую ступень.
-
Составлен
свод законов для Кайтаг-Дарго
. Этот свод сохранился в трех вариантах
.
Адаты
составляют его базу, то есть передававшиеся изустно обычаи
даргинского
народа
. Туда вошли и «распоряжения, одобренные прежними уцмиями»
. Подчеркиваются отличия этого свода от
шариата
. После установления продолжалось его дополнение и корректировки. Одни из таких вариантов назван именем внука Султан-Ахмеда - «Кодекс
Рустем-хана
»
.
-
Место, где теперь находится село
Маджалис
, было пустопорожним. Соседние жители собирались там и устраивали заседания совета, а потом расходились по домам. Уцмий велел основать там селение и наименовал его Маджалис
.
-
Земли, теперь находящиеся во владении селений
Терекемейского
магала, все принадлежали обществам селений
Урчамиль
и
Башлы
. Они за те земли повинностей не платили, но уцмий наложил на эти земли повинности и послал своего сына по имени
Хан-Мухаммад
взимать за них налоги с башлинцев и жителей Урчамиль. Однако общество Урчамиля выказало презрение этому Хан-Мухаммаду и не послушалось его, а Хан-Мухаммад отправился к
шамхалу
, приходившемуся ему дядей по матери, взял у него помощь и убил одного старшину из урчамильцев. После этого значительное время спустя уцмий под каким-то предлогом собрал старшин того общества и перебил их, земли те отнял и обратил в свое владение, а позднее там были поселены жителями из населения
Ширванского
Теркеме
и возникли селения. Самым старым поселением было с.
Уллу-Теркеме
, затем образовались остальные. Предки жителей с.
Великент
— из
Кубы
,
Джемикент
— из Ширвана,
Салик
— из
Кубы
,
Карадаглы
— из
Кубы
,
Усемикент
— из
Кубы
.
Султан-Ахмед перенес в
Маджалис
в 1588 году свою резиденцию
.
Уцмий Султан-Ахмед умер после того, как еще при жизни в 1587 году вручил власть уцмия сыну Хан-Мухаммаду.
Примечания
-
↑
, с. 108.
-
, с. 163.
-
(неопр.)
. www.vostlit.info. Дата обращения: 18 октября 2019.
9 июля 2021 года.
-
, с. 42.
-
, с. 109.
-
Магомедов Р. М.
Памятник истории и письменности даргинцев XVII века. Махачкала. — 1964. — С. 16.
-
Муртазаев А.О.
/ Б.Г. Алиев. — Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, АЛЕФ, 2015. — С. 209. — 490 с.
16 марта 2022 года.
-
↑
, с. 40.
-
, с. 409.
-
, с. 45.
-
, с. 409-410.
-
, с. 407.
Литература
-
Магомедов Р. М
.
Даргинцы в дагестанском историческом процессе. —
Мх.
: Дагестанское книжное издательство, 1999. — Т. I. — 448 с. —
3000 экз.
—
ISBN 5-297-00577-9
.
-
Бакиханов А.К
.
Гюлистан-и Ирам. —
Б.
, 1991.
-
Алкадари Г.-Э
.
Асари Дагестан. Исторические сведения о Дагестане. —
Мх.
, 1994.
-
Алкадари Г.-Э.
Асари Дагестан (Исторические сведения о Дагестане). — Издание Дагестанского Научно-Исследовательского Института, 1929.