Interested Article - Кала-Корейш
- 2021-09-19
- 1
Объект культурного наследия России
регионального значения
( ЕГРОКН ) (БД Викигида) |
Кала-Корейш — упразднённое село в Дахадаевском районе Дагестана . Средневековая столица Кайтагского уцмийства — крупного феодального владения . Из основных достопримечательностей села Кала-Корейш выделяются мечеть (основана в ХI в.), мавзолей шейхов и караван-сарай. С развитием равнинного Дагестана в XVIII—XIX в. значимость Кала-Корейша стала падать, а при советской власти в 1940-е годы из него выселили последних жителей. Имеется кладбище, ставшее местом паломничества. На кладбище покоятся правители с XII по XIX век .
Сейчас Кала-Корейш представляет собой лабиринт из древних построек, террасами спускающихся с вершины горы, также присутствует восстановленный музей и усыпальница кайтагских уцмиев .
География
Гора, на которой расположился аул, перехвачена двумя глубокими ущельями, на дне которых течёт Буган и другая речка. Обе речки сливаются на востоке от селения, уходя в реку Уллучай .
Гора ограничена со всех сторон отвесными скальными обнажениями. Лишь с западной стороны крепость соединена с окружающей системой гор. Это единственное направление, по которому можно проникнуть на территорию крепости. За перешейком и вокруг крепости возвышается живописная система гор, покрытая смешанными лесами .
Население
Год | 1895 | 1908 | 1926 | 1939 |
---|---|---|---|---|
Население | 269 | 222 | 287 | 307 |
По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года , в национальной структуре населения кайтагцы составляли 100 %
История
По преданию, до прихода арабов село называлось Урцlмуц , оно располагалось на защищенном месте и было сильно укреплено, там жили свободолюбивые горцы, которые подчинялись лишь совету старейшин, который ежегодно избирался сельским джамаатом. После исламизации и переселения в село курайшитов село стало носить название «Кала-Курейш», что переводится как крепость курайшитов. В Кала-Корейше имелась крепость и оборонительные башни.
Кала-Корейш с VIII века являлся столицей Кайтагского уцмийства, «Тарих Дагестан» рассказывает о том, как корейшиты обосновались в Кайтаге, избрали себе резиденцию, основали Кала-Корейш:
«Мусульмане поселились в этой области с радостью и в спокойствии. Престол Газанфара с гордостью и достоинством занял один из потомков шейха Ибрахима Абу Исхака (потомка Хамзы, дяди пророка) — эмир Чуфан. Он был первым, кто занял (престол) в вилайате Хайдак; он основал в Хайдаке большое число многолюдных селений и избрал своей резиденцией (дар ас-салтана) город Кала Курайш, расположенный на скале, над ущельями, при реке» .
Таким образом, арабы, захватив Кайтаг, сменили домусульманского правителя, создали новую цепь «исламских центров», в том числе и новую столицу Кала-Корейш, с мусульманским правителем. Смена правителя сопровождалась сменой «языческих» представлений монотеистической идеей ислама, Кала-Корейш был источником постоянных газийских походов на соседние языческие племена. В XI—XII вв. Калакорейш — один из влиятельных политических и идеологических центров Кайтага. Именно к этому времени относится строительство превосходной мечети со штуковым михрабом. Именно к этому времени относится активная позиция кайтагского правителя в решении внутриполитических проблем Дагестана и его взаимоотношений с Ширваном.
В XV—XVI вв. Кайтаг занимал как собственно кайтагские земли с резиденцией в Кала-корейше, так и территорию севернее Табасарана в бассейнах рек Уллучай, Бутан, Артозен, Гамри-озень. В политической зависимости от уцмийства находилась часть лезгинских земель. Уже в конце XVI в. в отписке терского воеводы от 6 июля 1598 г. Федора Лобанова-Ростовского указан:
«кабак (селение прим.) Калакура, а в нём Усмый (уцмий) княз, у него с 500 человек конных, с 700 человек пеших» .
Кала-Корейш оставался постоянной столицей уцмийства вплоть до середины 16 века . Оно также являлось частью вольного общества Гапш , существовавшего внутри уцмийства.
В ходе дагестанских походов Надир-шаха Кала-Корейш несколько раз подвергался нападениям. Один из них — осенью 1742 года . В селе прошла крупная эпидемия чумы , о чём свидетельствует древняя надпись в селе, датируемая не позже XIX веком, которая гласит: « Умерли жители Курайш-кала от чумы, так что осталось сорок из ста пятидесяти. После этого была возведена эта стена, а имамом их, когда это было сделано, был Али из Акуши . Владелец этого камня К-х Али Джамал » .
В советский период , после депортации чеченцев , жители села были переселены в Шурагатский район . Когда чеченцев вернули в свои дома, кала-корейшцы ушли из Чечни, их поселили в Мамедкале , где ныне одна из улиц носит название Кала-Корейшская в память о переселении .
Достопримечательности
Возвышенную центральную часть крепости занимают остатки джума-мечети , с северной стороны которой сохранилась небольшая сходная площадь. Огражденное стеной фамильное кладбище правителей примыкает к мечети с восточной стороны. По всему кладбищу возвышаются надмогильные каменные стелы тончайшей работы XIV—XIX вв. В начале XX века был воздвигнут мавзолей, увенчанный куполом. К остаткам культовых сооружений примыкают и наиболее крупные кварталы жилых нередко и двухэтажных сооружений .
Название
«Традиция приписывает столице уцмийства арабское происхождение, и соответственно этой традиции дается объяснение обоим названиям столицы — Кара Курайш („селение Курайшитов “) и Кала Курайш („крепость корейшитов“)» .
Доарабское название села Урцlмуц—Уркlмуц в народном понимании восходит к слову Уркlи , что значит «сердце» и означает якобы «главное поселение». Историк Мисрихан Маммаев предполагает происхождение от сочетания слов « Урга муза» , что значит «срединная гора», это соответствует географическому положению села .
Калакорейшцы называли себя «аркмакинцами» .
Галерея
-
Кладбище уцмиев
-
Усыпальница уцмиев
-
Кладбище арабских газиев
-
Джума-мечеть
-
Окрестности
Примечания
- , с. 111.
- , с. 179.
- . chernovik.net . Черновик (9 декабря 2017). Дата обращения: 10 декабря 2017. 10 декабря 2017 года.
- ↑ .
- Е.И. Козубский. . rusneb.ru - Национальная электронная библиотека . Темир-Хан-Шура: "Русская тип." В.М. Сорокина. Дата обращения: 22 июня 2022.
- В.В.Стратоков: rusneb.ru - Национальная электронная библиотека . Тифлис: Т-во "Либерман и Ко". Дата обращения: 4 июля 2022.
- ↑ . Дата обращения: 14 марта 2022. 24 сентября 2021 года.
- Список населённых мест с указанием численности населения по переписи 1939 года по Дагестанской АССР. — Махачкала, 1940. — 192 с.
- , с. 18.
- Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. . — 1993. — С. 101. 7 декабря 2021 года.
- Алиев Б. Материалы по истории даргинцев. / Институт ИАЭ. — , ф.З, оп.1, д.360, с. 68.
- Белокуров С.А . . — 1888. — С. 293.. 12 января 2021 года.
- Шихсаидов А.Р., Исмаилов А.Ш. Анализ историчесских данных о разрушительных землетрясениях середины XVII в. в Южном Дагестане. // Геодинамика и сейсмичность территории Дагестана. — Махачкала, 1979. — С. 50.
- / Тексты, переводы, комментарии, введение и приложения Л.И. Лаврова. — Москва: Наука, 1980. — С. 123. — 168 с. 10 января 2022 года.
- / Тексты, переводы, комментарии, введение и приложения Л.И. Лаврова . — Москва: Наука, 1968. — С. 88. 10 января 2022 года.
- Рамазанова Дильшад Шагидиновна. Дагестан в составе России: Административно политический статус территории и актуальные проблемы национальной политики (1921–2017 годы). — Махачкала, 2019. — Т. 1. — С. 621.
- Ханмагомедов Х. Л., Гебекова А. Н. (рус.) // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия. — 2018. 2 марта 2022 года.
- ↑ Misrikhan M. Mammaev, Маммаев Мисрихан Мамаевич. Т. 17 , вып. 4 . — С. 796–805 . — ISSN . — doi : . 4 июня 2022 года. // History, Archeology and Ethnography of the Caucasus. — 2021-12-29. —
Литература
- Магомедов М.Г. , Шихсаидов А.Р . . — Махачкала, 2000.
- / Тексты, пер., коммент. введ. и прилож. Л.И. Лаврова . — 1966.
Ссылки
- . Культура. РФ . Министерство культуры РФ. Дата обращения: 10 июня 2019.
- . artstudio-3d.ru . Дата обращения: 29 мая 2022.
- 2021-09-19
- 1