Interested Article - Тарковские
- 2021-02-19
- 1
Тарковские — кумыкский и российский владетельный княжеский род, старшая ветвь монархической династии Шамхалов , правящая династия Тарковского Шамхальства .
Фамилия Тарковских происходит от названия древнего города Тарки , являвшегося столицей Тарковского Шамхальства .
В 1732 году по Гянджинскому договору , императрица Анна Иоанновна возвратила Надир-шаху все завоевания Петра Великого за Кавказом, и Надир-шах восстановил шамхальство Тарковское и титул Шамхала в лице потомства кумыцкого князя Хасболата, с титулами: шамхала Тарковского, владетеля Буйнакского и вали Дагестанского.
Его двоюродный брат, шамхал Муртуз-Али II, вступил в русское подданство при Екатерине Великой , в 1786 году. Шамхал Мехти II Тарковский , имел чин российского генерал-лейтенанта; его сын, шамхал Сулейман-паша Тарковский — чин российского тайного советника, а внук, российский генерал-лейтенант шамхал Тарковский Абу-Муслим-Хан (1797—1860), был возведен в княжеское достоинство Российской Империи.
В указе императора Николая I (21 декабря 1849 г.) сказано, что государь возводит в княжеское достоинство генерал-лейтенанта своей службы, Шамхала Абу-Мусселим-хана с тем, чтобы он именовался князем Тарковским и чтобы достоинство и титул переходили наследственно к старшему из потомков пожалованного, в мужском поле по прямой линии и по праву первородства.
- князь Тарковский, Джамалутдин Далгатович (1849—1906) — помещик-землевладелец, общественно-политический деятель Дагестана в конце XIX-го и в начале XX веков.
- князь Тарковский, Нух-Бек Ханович (1878—1951) — участник Первой мировой войны, георгиевский кавалер.
- князь Тарковский, Сулейман-Паша (1794—1836) — генерал-майор, владетель Буйнакский, валий Дагестанский, шамхал Тарковский.
- князь Тарковский, Шамсутдин-Хан (1818—1874) — генерал-майор кавалерии с 1862 года, флигель-адъютант его Императорского Величества с 1868 года.
Герб
Герб князя Тарковского внесен в Часть 12 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.
Щит пересечён волнообразно. В первой чёрной половине, усеянной золотыми звёздочками, серебряная гора о двух вершинах, вторая половина лазоревая. Щит увенчан княжеским коронованным шлемом. Нашлемник: два чёрных орлиных крыла, усеянных золотыми звёздочками. Щитодержатели два вооруженных жителя Шамхальского владения. Намет: чёрный с золотом. Герб украшен червлёной, подбитой горностаем мантией с золотыми кистями, бахромой и увенчан княжеской короной .
Генетический паспорт
В рамках Карачаево-балкарского ДНК-проекта были протестированы два представителя младших ветвей династии Тарковских (Велибекова и М. Тарковского). У обоих определена Y-гаплогруппа J—M267 .
ДНК Велибекова (потомок чанки Уллубиева из с. Капчугай ) в 2018 году были исследованы более глубоко (Исследование ДНК М. Тарковского, ввиду скоропостижной смерти последнего, не было произведено). Было выяснено, что Велибеков относится к J-ZS2872. Согласно утверждению администратора дагестанского dna-проекта Пахрутдина Арсанова «приближенцев» Велибекова в Дагестане пока выявлено не было и он относится к самостоятельной ветке J1 .
Кумыки являются частью Древнего тюркского суб этноса , также к этому субэтносу причисляют и Татар , Аваров, Савиров, Чувашей, Уйгуров (являются Татарами Восточного Туркестана ).
К генеалогии Арсения и Андрея Тарковских
В теме исследования истории потомков рода Тарковских примечательной является дискуссия о происхождении советского поэта Арсения Тарковского и его сына, великого русского режиссера Андрея Тарковского . Дочь поэта Арсения Александровича Тарковского, Марина Тарковская , в своей книге «Осколки зеркала» пишет, что известные ей корни семьи Тарковских уходят в Польшу .
«Помню, ещё девочкой, я видела генеалогическое древо Тарковских, которое хранилось в нашем доме после смерти бабушки, папиной матери. На пергаменте тушью были нарисованы кружочки, в каждый из которых было вписано имя. Я помню, что нашла имя папы и братьев. Более далекие предки тогда меня не интересовали. Потом этот пергамент куда-то исчез, осталась грамота 1803 года — «патент», написанный по-польски, в котором подтверждаются дворянские привилегии майора Матвея Тарковского. Из этой грамоты и других документов ясно, что род Тарковских — польского происхождения, что прадед и дед папы жили на Украине и были военными. Они исповедовали римско-католическую веру, а папин отец был записан в церковной книге православным и считал себя русским. У Карла Тарковского, деда Арсения, был земельный надел под городом, а у отца, Александра Карловича, уже ничего не было. Женились деды и прадеды рода Тарковских на русских, украинках, румынках – все генеалогическое дерево проследить уже невозможно. Деды и прадеды все были с гонором – хоть и без титула, а все-таки потомственные дворяне, записанные в шестую книгу русских дворянских родов».
Далее Марина Арсеньевна добавляет в своей книге:
«В нашей семье существует устное предание о том, что какой-то далекий предок по линии папы действительно был выходцем из Дагестана и что фамилия наша восходит к названию города Тарки... Дедушке кто-то предлагал унаследовать бесхозные табуны и серебряные копи Шамхалов Тарковских в Дагестане... В 1916 году к Тарковским понаехали нотариусы и адвокаты, они хотели, чтобы Александр Карлович вступил во владение какой-то частью майората в Северном Азербайджане, переставшего к тому времени быть майоратом. Александр Карлович отказался наотрез – революционные убеждения не позволяли ему иметь крупную собственность. Впрочем, хотя сословными предрассудками он пренебрегал, но своим происхождением от царского рода все-таки гордился. «Мы, – говорил он детям в шутку, – наследственные шейхи».
В интервью 2013 года Марина Тарковская указывает :
«До войны даже была такая история: когда делегация советских писателей приехала в Дагестан, местный старец, услышав фамилию Тарковский, подошёл к папе и стал пытаться поцеловать у него руку, говоря: «Ты наш князь».
Профессор Паола Дмитриевна Волкова (директор Фонда Андрея Тарковского , историк искусств, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, автор более 50 публикаций по вопросам творчества Андрея Тарковского ) объединяет польскую и кумыкскую версии происхождения Тарковских. В своей книге «Арсений и Андрей Тарковские. Родословная как миф» она пишет :
«Во время персидского похода и братания с Адиль-Гиреем Тарковским Петр взял к себе одного из его сыновей как залог союза. Была у него такая слабость, создавать вокруг себя империю в миниатюре – по одному от сыновей знатных родов завоеванных провинций. Так сказать, «вариации на тему арапа Абрама Ганнибала ». Разумеется, Петр всех крестил, определял в Пажеский корпус , женил, давал назначения. Возможно, «этот залог дружбы» и стал родоначальником елисаветградских Тарковских. Нa живописных берегах реки Ингулы, притока северного Буга, в середине XVIII века повелением государыни Елизаветы возвели военный форт – «Крепость св. Екатерины». По замыслу строителей крепость должна была стать форпостом, линией, укреплявшей границы Малороссии против новой Сербии. «Фортеция св. Екатерины» была к тому же чем-то вроде оазиса посреди степи. за двадцать лет крепость стала городом Елисаветградом, из военного ведомства перейдя ведомству гражданскому с населением 60,5 тысячи жителей к 40-м годам XIX века. Сыновья шамхалов ассимилируются в русской православной помещичьей традиции... Поэт Арсений и его сын кинорежиссер Андрей. Это они своими именами, своими усилиями в культуре поднимают на поверхность Атлантиду своего рода. «Я ветвь меньшая от ствола России», – вторит Аксакову и Пушкину Арсений Александрович. Его имя, имя его рода действительно часть ствола России – и какая часть! Имя Тарковских носили: кумыкские Шамхалы, российские аристократы, российские социал-демократы, советская интеллигенция. Вот она, история умственного и общественного развития России».
По свидетельству профессора П.Д. Волковой, на фотографии, подаренной 3 ноября 1984 года кумыкам Б. Гамринской и А. Кадырову, Арсений Александрович написал. Данную фотографию и подпись под ней П.Д. Волкова приводит в свой книге :
«Моим дорогим сородичам в память о моих далеких предках. Желаю Вам Большого Добра. А. Тарковский».
Сходного с версией П.Д. Волковой взгляда на генеалогию Тарковских придерживаются Александр Павлович Лаврин и Паола Педиконе в своей книге «Тарковские. Отец и сын в зеркале судьбы» :
«Шамхал Тарковский был очень богат, у него имелись табуны лошадей в десятки тысяч голов. И владения, и титул переходили к старшему в роде, когда шамхал умирал. Младшие дети оставались ни с чем... Прапрапрадед Арсения Тарковского, чтобы не зарезали, обвинив в претензии на власть, убежал в Россию. И поступил на военную службу. Было это при императрице Елизавете Петровне. В 1752 году по распоряжению императрицы над рекой Ингулец между двумя ее притоками – Сугоклеей и Грузькой возвели крепость для защиты южных пределов империи от набегов татар. Императрица повелела назвать крепость в честь своей покровительницы святой Елизаветы. Прапрапрадед был послан служить в эту крепость. Потом, при Александре I, на месте крепости образовались военные поселения, а затем возникла слобода, ставшая городом».
Близкий друг Арсения Тарковского Михаил Исаакович Синельников (поэт, переводчик, литературовед, историк русской литературы) вспоминает :
«Особое чувство влекло Арсения Александровича к Северному Кавказу. Здесь была и память о предках, правивших Дагестаном с VIII века. Конечно, ближайшие по времени предки Тарковского принадлежали уже к мелкопоместному польско-украинскому православному шляхетству, но в семье жила память о происхождении от младшего сына Шамхала Тарковского. Этого заложника на всякий случай взял Петр I во время Персидского похода, проходя с войском через Тарки (названия и этого города и реки Терек связаны с фамилией Тарковских)».
В своей статье «Там, где сочиняют сны. Тарковский и Ахматова» М.И. Синельников цитирует высказывание поэтессы Анны Ахматовой об Арсении Тарковском :
«Что могло Ахматовой нравиться в Тарковском? Ну да, его красота, производившая впечатление на всех женщин. И, конечно, светскость, воспитанность. Факт происхождения из хорошей семьи. «Дворянство с восьмого века, вот это — да!» — восхищалась Ахматова, сама несколько тщеславно дорожившая своей генеалогией и возводившая собственное родословие к Чингисхану и даже отождествлявшая себя с ним («Я не была здесь лет семьсот…», 1944 год). Ну, в крайнем случае, согласная «происходить» от Тамерлана. Она охотно уверовала в дагестанскую версию происхождения Тарковского. Хоть в этом удовольствии, доставленном Ахматовой, был смысл для поддержания столь горделивой версии (от которой Тарковскому уже невозможно, немыслимо было отречься)…».
В статье «Из рода Тарковских» приводится воспоминание близко знавшего Арсения Тарковского поэта Кайсына Кулиева (советский поэт, прозаик, военный корреспондент, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР , депутат Верховного Совета СССР ) :
Арсений Александрович на вопрос Кулиева о его родословной и его корнях сказал:
– Да, я по отцу из рода кумыкских Шамхалов.
– Так зачем же ты это скрывал до сих пор?
– Если бы об этом узнал Берия, разве оставил бы он меня в живых?
Необходимо отметить, что Арсений Александрович Тарковский был лично знаком с членом Политбюро ЦК КПСС Лаврентием Павловичем Берия с тех времен, когда по инициативе последнего возглавил редакционную группу переводчиков, сформированную для перевода на русский язык стихотворений Иосифа Сталина (подарочное издание стихов было приурочено к 70-летнему юбилею И.В. Сталина ).
Примечания
- Идрисов Ю. М. Младшие ветви рода Тарковских: некоторые детали генеалогического древа // Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность. — вып. VIII. — Владикавказ, 2016.— С. 81—87.
- . gerbovnik.ru. Дата обращения: 2 октября 2019. 2 октября 2019 года.
- Идрисов Ю. М. Младшие ветви рода Тарковских: некоторые детали генеалогического древа // Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность.— вып. VIII.— Владикавказ, 2016.— С. 86.
- Ю. М. Идрисов. Новые данные по геногеографии кумыков//Кумыкский архив: сборник статей и материалов. Вып. 1. Ред. кол: Ю. M. Идрисов (научный редактор), Р. П. Гарунов (ответственный редактор), А. Б. Ибрагимов, Х. А. Алханаджиев, С. А. Хамурзаев, И. М. Махтибеков. – Махачкала: Издательский дом «Абусупиян», 2018.
- Тарковская М.А. Осколки зеркала. Изд. «Дедалус», 1999, стр. 8.
- Марина Тарковская о своем брате, его архиве, Юрьевце, фестивале «Зеркало» и о многом другом. Интервью «Файл-РФ» от 7 марта 2013.
- За время своей работы Фонд провёл больше двадцати фестивалей и выставок в России и за рубежом, был инициатором и одним из создателей Дома Андрея Тарковского на родине режиссёра в Юрьевце. Усилиями Фонда установлено надгробье на могиле Андрея Тарковского на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
- ↑ Волкова П.Д. Арсений и Андрей Тарковские. Родословная как миф. Изд.: Литагент АСТ. 2017
- ↑ Ларин А.П., Педиконе П. Тарковские: отец и сын в зеркале судьбы. Москва, 2008.
- Там, где сочиняют сны. Тарковский и Ахматова. Журнал «Знамя» №7, 2002
- Из рода Тарковских. Журнал «Эхо Кавказа», №1, 1996, с. 57.
Литература
- Борисов И. В. Дворянские гербы России; опыт учёта и описания XI—XXI частей Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи. — М. : «Старая Басманная», 2011. — С. 50, XXIII.
- Долгоруков П. В. Российская родословная книга . — СПб. : Тип. Э. Веймара, 1855. — Т. 2. — С. 109.
- Алиев К. М. Шамхалы Тарковские. — Мх. , 2008.
- . Дата обращения: 14 сентября 2012. 31 октября 2012 года.
- 2021-02-19
- 1