Interested Article - Андий ибн Чопан

Андий сын Чопана ( кум. Анди Чопаны уланы ) - кумыкский шамхал , отец основателя Бамматулинского владения Баммата . Местом пребывания шамхала являлся кумыкский аул Кафыр-Кумух .

Правление

В период правления Андий-шамхала, шах Аббас I сделал несколько попыток покорить Шаухальские земли и установить своего наместника на шамхальском престоле. Междоусобные распри пришлись на руку шаху и он нашёл своего союзника в лице Гирея из рода шаухалов . Андий-шамхал привлёк на свою сторону Солтан-Махмуда Эндирейского , Зоруш-бия и Албури, сыновей Тунай-Джалава или Тунджалава (по одной из версий Андий-шамхал привлек своих сыновей, по которой Андий-шамхал и Тунай-Джалав - это одна и та же личность) .

В 1614 году , в схватке с казаками под Эндиреем , погиб Али-Солтан, сын Андия. В отместку в 1615 году Зоруш-бий убивает Бий-Баммата Казанищенского , брата Гирея, и сам погибает. Брат Зоруш-бия, Албури, уходит к Солтан-Махмуду и становится его зятем, впоследствии амиром Салатавии. Междоусобицы в Шаухальстве продлились на тридцать лет .

Шах Аббас I женился на сестре Гирея и обещал послать в Дагестан свои войска на помощь Гирею против его противника Солтан-Махмута Эндирейского . Умер Андий-шамхал в 1623 году, после его смерти шамхалом избрали Ильдара, брата Гирея Тарковского, а крым-шамхалом избрали Айдемира, старшего сына Солтан-Махмута Эндирейского . Сыну Андия-шамхала Бий-Баммату достался в удел Кафыр-Кумуке и ближайшие селения.

Происхождение

Андий-шамхал — один из самых загадочных правителей шамхальства конца XVI и начала XVII веков . До сих пор достоверно не известно, чей сын Андия и в какой период он правил. Как пишет о нём историк Кушева Е. Н. « Султан-Махмуд, Андий и другие, о которых идёт речь в сочинении А.Бакиханова , являются детьми „старого шамхала“ Сурхая ». По Кушевой, с 1589 года Андий стал шамхалом и в 1617 году присягал на подданство России . Историк Лавров Л. И. считает Андия сыном безымянного шамхала .

Известный кумыкский этнограф Шихалиев Девлет-Мирза пишет « Из одной записки я позаимствовал следующие сведения: Чобан-шамхал умер в Буйнаке в 1574 году , его сыновья разделили между собой, всё государство, Эльдар избрал своим местопребыванием Буйнак и Тарки , Магомед (Буммат)- Казанищи , Андий — Кафыр-Кумык , Гирей — Гели , и управляли они своими уделами независимо друг от друга, но общий правитель их, шамхал, избирался поочередно из этих четырёх домов ». .

Таким общим правителем, т.е шамхалом, в период 1614—1621, был избран Андий Кафыр-кумукский. Об этом мы узнаём из следующего сообщения; « Как только в 1614 году дагестанские владетели узнали от терских воевод об изгнании из России польско-литовских интервентов и избрании царём Михаила Романова , на верность ему вскоре присягнули Сурхай, Гирей и Ильдар (Эльдар) Тарковские, Али-бек Кази-кумухский, Магомет-хан Таркаловский (Торкалинский), „уварский Мехтий“ (Дженгутаевский), Султан-Махмут Эндирейский, Сурхай Карабудахкентский, Будачей (Будайчи) Эрпелинский и Андий-шамхал ». . Единственно кого в этом списке, указали как шамхала, это Андий, и резиденция его в этот период находилась не в Тарках, не в Кази-Кумухе, а в Кафыр-Кумуке. Об этом указывает и кумыкский этнограф Шихалиев Д-М., и тот факт, что после его смерти Кафыр-Кумук, как удел достался его сыну Бий-Баммату, также подтверждает эту версию. Согласно К. М. Алиеву, Андий-шамхал в потомстве имел трёх сыновей Бий-Баммата, Алхаса и Али-Султана. По его же версии Бий-Баммат является основателем Бамматулинского бийлика (владения)) . Его внуком также был Алыпкачев Мамед-Бек (Баммат-Мурза), знатный бек, посол в Санкт-Петербурге в 1718 году, ставший прародителем агачаульских беков.

В 1614 году , в схватке с казаками под Эндиреем , погиб Али-Солтан, сын Андий-шамхала.

Несмотря на это, кумыкский аул Кафыр-Кумух являлся резиденцией не большого владения Бамматулинского его сына Баммата, где проживал и сам кумыкский шамхал Андия . Данное владение хоть и было зависимо от [[шамхал|Тарковских шамхалов, но в определённый период времени соперничало с ними за влияние в регионе, хоть и не долго Ошибка в сносках ? : Отсутствует закрывающий тег </ref> </ref>.

Примечания

  1. Алиев К. М. Тарковские шаухалы. Махачкала. 2008. С. 163
  2. Отв.ред. А. И. Османов. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Том 1. Наука. Москва. — 2004. С.318

    «В первой половине XVII в. резиденцией служило село Кафиркумух, в ко­

    тором проживал Андий-шамхал. Его сыном и был Баммат, от имени кото­ рого и произошло название его удела. Баммат сумел подчинить своей вла­ сти селения, составившие ханство, и в период дробления шамхальства сде­ лался независимым от дома Тарковских шамхалов.

    О самостоятельности Баммата свидетельствовало сообщение русских документов о том, что в 1637 г. “царю в холопство Кафиркумыцкие земли кумыцкого шевкала Андеева дети Богама-мурза з братьею, и з детьми, и з племянниками, и со всею своею Кафиркумыцкою землею шерть учинили”. Для гарантии своей верности “Багамат-мурза сына своего Албир-мурзу с уз­дени” отправил в Терский городок в качестве заложника (аманата). Баммат стремился наладить тесные отношения с Россией. Он добивался от царя Ми­хаила Федоровича разрешения на отправку своего сына Алхаса в Москву».

  3. Отв.ред. А. И. Османов. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Том 1. Наука. Москва. — 2004. С.318
  4. Отв.ред. А. И. Османов. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Том 1. Наука. Москва. — 2004. С.317
  5. Айтберов Т. Материалы по хронологии и гениалогии Аварских правителей. As-sarir.ru
  6. Алиев К. М. .." В начале было письмо " Газета Ёлдаш/Времена, от 13. 04. 2012.
  7. Запись на полях рукописного Корана. Перевод Каирханова А. 1983. Личный архив.
  8. Али Каяев. Шамхалы//Советский Дагестан.1990.
  9. Рамазан Маршаев, Бута Бутаев. История лакцев. 1991.
  10. Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. С.44. Москва.1963
  11. Лавров Л. И. И-ЭОК. Л.1978.Т.1.С 212
  12. Шихалиев Девлет-Мирза. Рассказ кумыка о кумыках; Часть 2. Заселение кумыкской плоскости. Газета «Кавказ» (Тифлис, 1848, № № 37-44)
  13. Дагестанско-российские отношения в XVII веке. Часть-3
  14. Духаев А. И. // Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность. — Владикавказ, 2016. — Вып. VIII . — С. 35—80 . — ISBN 978-5-91480-255-1 . 27 января 2020 года.
  15. Отв.ред. А. И. Османов. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Том 1. Наука. Москва. — 2004. С.317-218

См. также

Источник —

Same as Андий ибн Чопан