Interested Article - Кумух

Куму́х ( лакск. Гъумучи, Гъумук , исторически — Кази-Кумух, Гази-Кумух ) — село в Дагестане , административный центр Лакского района и одноимённого муниципального образования.

Этимология

По мнению профессора А. А. Аликберова , топоним «Кумук» происходит от названия тюркского родового образования «Кумук-Атыкуз» .

Пот одной из версий: вытесненные с равнины племена гуннов- савиров (предков современных кумыков ) ушли в горы Дагестана и основали государство Тавйяк (персидское название — Сарир), выбрав в качестве опорных пунктов Хунзах и Кумух . По другой, сабиры (савиры) состоявшие в союзе с кавказскими гуннами стали основой при этногенезе современных чувашей (сувар). В лакском языке выявлен булгарский субстрат — остатки языка гуннов и сабиров . Исследования антропологов показывают длительное соседство чувашей и лакцев в древности

В Сборнике сведений о кавказских горцах сообщалось: «Жители Казикумухского округа, в Среднем Дагестане, известные нам под именем Казикумухов или Казыкумыков, сами себя называют лак , а родину свою — лакрал кӏану (место лаков)» .

Историческая литература упоминала Кумух в различных вариантах произношения. Ал-Масуди в X в. упоминал « Гумик » как княжество. Ал-Куфи в X в. упоминал крепость «'Амик», которая принята за «Гумик». Ибн Русте в X в. именовал Кумух как крепость «Алал и Гумик» .

В XIV в. персидские историки ( Шами , Йезди ) упоминали Кумух как «Гази-Кумук» (владение шамхала). Приставка «Гази» означала, что Кумух был военно-политическим центром мусульман. В XV—XVI вв. жители северного Дагестана именовали Кумух как «Къази-Къумукъ» (по-кумыкски) и «Кази-Кумух» (по-русски). В хронике Дербенд-наме (XVII в.) Кумух VI в. и VIII в. именован «Кумук». В XIX в. русские, захватив Кумух, именовали его «Кази-Кумык» . На лакском языке Кумух произносится как Гъумук или Гъази-Гъумук , что соответствует русскому Гумук , Кумух , Кази-Кумух и Гази-Кумух . В разговорной речи употребляется форма Гъумучи или Гъази-Гъумучи.

П. К. Услар сообщал: "Главное селение лаков называется Гумук (Кумух); лаки, ранее других горских племен приняли ислам, чрез что приобрели право на почетное прозвище газы (воюющие за веру). Из соединения прозвища и названия главного селения произошло этническое Казикумух или Казыкумык . Однако, Лавров ставит под сомнение, что «лакцы первыми в Дагестане по доброй воли приняли ислам» и по его мнению это не соответствует действительности .

Географическое положение

Расположено в Центральном Нагорном Дагестане, на реке Казикумухское Койсу , в 96 км к юго-западу от города Махачкала .

Население

Численность населения
1895 1926 1939 1959 1970 1979 1989
2872 1746 2388 1981 2088 1869 1965
2002 2010
2483 1930

Этнический состав (2002 г.):

По мнению лакского историка Ильяса Каяева, в Кумухе много фамилий, которые ведут свое происхождение от лезгин .

История

Первые достоверные сведения о Кумухе относятся к VI веку н. э., когда Кумух был в составе Сасанидской империи .

По легендарном версии (подвергнутой сомнению известными специалистами ) в 734 году Кумух вошёл в состав Арабского халифата . Генерал-историк В. А. Потто (1899 г.) сообщал: «Арабы поставили правителем лаков некоего Шах-Бала » . В местной летописи «История Маза » кумукские эмиры вели войну с правителем Кайтага Амир Чупана Мазинского, который взял Кумук, и назначил туда правителя из числа своих близких «из ханско-хаканских поколений», являвшегося при этом человеком из потомства Аббаса ( арабов-курейшитов ) .

В 778 году была построена Кумухская джума-мечеть и в Лакии утвердился ислам . Шамхалы Кумуха, вероятно, приняли ислам в конце XIII века, когда в истории начинаются их мусульманские имена.

Впоследствии Кумух получил приставку «Гази», т. е. распространители Ислама. Наименование «Гази-Кумух» впервые упоминалось в конец XIV века. Кумух был торговым и политическим центром Нагорного Дагестана , летней резиденцией шамхалов , а затем столицей Казикумухского ханства . В 1820 году Кумух стал частью России.

Кумух является историческим центром лакцев.

Антибольшевисиский отряд из Кумуха готовится к наступлению на Петровск, март 1918 года. Гражданская война в Дагестане

Ремесленники

В XIX веке основным рынком сбыта продуктов населения Казикумухского ханства был базар в Кази-Кумухе, где можно было увидеть не только лакцев со своими товарами, но и аварцев, даргинцев и лезгин. Казикумухцы производили медные водоносные кувшины и другие изделия. Кази-Кумух был одним из центров производства оружия.

О. В. Маркграф, один из ответственных деятелей комитета по кустарным промыслам Кавказа, писал в своей книге «Очерк о кустарных промыслах Северного Кавказа в 1882 г.» — «В далеком прошлом аул Кумух заслуженно прославился как своего рода столица и производственный центр округа, известный самыми изящными образцами оружейного искусства».

Лакские кустари занимались в основном оружейным промыслом. После окончания Кавказской войны началось развитие других видов кустарных промыслов — обработка золота и серебра, производство обуви и одежды, лудильное и медное дело. Особо славились изделия из серебра и золота, отделанные эмалью и слоновой костью кумухских мастеров. В одном Кумухе было 150 ювелиров.

Посетивший в 1882 году Кази-Кумух российский учёный Д. Н. Анучин, заслуживший всемирный авторитет исследованиями в области археологии и этнографии, писал: «Кази-Кумух аул вообще мало посещаемый, между тем один из известнейших в Дагестане. Жители занимаются отчасти земледелием, но более промышленностью, изготовлением и отделкой оружия, медной посуды, а также торговлей».

Сезонная работа

В конце XIX века лакцы, как и многие другие народы Дагестана и в общем Кавказа, уезжали на заработки в разные города России. В 1868 году А. В. Комаров писал, что из Казикумухского округа «почти все взрослые мужчины отправляются искать себе работу в разные места». Всемирную славу завоевали лакские ювелиры братья Гаджи и Ханаки, которые прославились по выделке шашек и щитов [ источник не указан 2641 день ] . На парижской выставке в 1889 году экспонировался медный рукомойник с фонарем работы лакского мастера Али-Буты Шабана. Известны имена других мастеров Кумуха — Мунчаев, Абдурахман Шахшаев, Гаджи Магомед. В Кутаисской губернии число зарегистрированных лакских ювелиров было свыше 50 человек, Тифлисской — 120 человек. В самом Тифлисе — более 90 человек.

Из лакских оружейников известными стали тухумы Абдулла Акиевых, Гузуновых и Малла-Омаровых. Осман Омаров — мастер холодного оружия, родом из лакского селения Гази-Кумух, имел мастерскую во Владикавказе, в которой работали 15—20 рабочих. Клинки мастерской Османа высоко ценились и пользовались наибольшей популярностью. Частыми заказчиками были казаки. Гузун Гузунов (1844—1913) — уроженец лакского селения Гази-Кумух, мастер холодного оружия и серебряных дел, руководил мастерской вместе с братом Дурпалом. В 1889 году в мастерской Гузунова работало 20—30 человек. Мастерская Гузунова изготавливала шашки , сабли , кинжалы , пистолеты , кобуры, а также мужские и женские пояса . В Гази-Кумухе родился, учился и позже преподавал в медресе лакский просветитель Али Каяев .

Экономика

Сельхозпредприятия, строительные организации, школа и больница.

Фотографии

Панорама села

Примечания

  1. Назир ад-Дургели. . — С. 36. — 441 с. — ISBN 978-5-04-001373-9 . 4 сентября 2022 года.
  2. books.google.ru . Дата обращения: 9 июня 2022.
  3. . Дата обращения: 13 мая 2014. 24 декабря 2013 года.
  4. Аликберов А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» (XI—XII вв.) / А. К. Аликберов. Ответственный редактор С. М. Прозоров — М.: Вост. лит., 2003.
  5. А.А.Аликберов. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия "Райхан ал-хака'ик" (XI-XII) вв.) - С.321

    Здесь важен ... факт существования в горах Дагестана политического объединения горских народов с тюрками, предками кумыков, которое называлось "Горной страной" (Тавйяк). В качестве центров этого политического образования источники называют два населенных пункта - Гумик и Хунзах

  6. Аликберов А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» (XI—XII вв.) / А. К. Аликберов. Ответственный редактор С. М. Прозоров — М.: Вост. лит., 2003.
  7. Джидалаев Н. С. Далекое-близкое. (О языковых, исторических и фольклорных связях народов Дагестана с древними булгарами). — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1989.
  8. Гаджиев А. Г. Происхождение народов Дагестана (по данным антропологии). — Махачкала. Даг. филиал АН СССР. Ин-т истории, языка и литературы им. Г. Цадасы. — 1965. — 113
  9. Мадуров Д. Ф. Серебряная Булгария: основные вехи истории. СПб.: Алетейя, 2018. 260 с.: ил. с.34.
  10. Шнейдер Ю. В., Тихомирова Е. В., Лебедева Е. Г. Антропогенетическое исследование чувашей // История исследования археологических памятников в Чувашском Поволжье и материалы по антропологии чувашей. — Чебоксары, ЧГИГН, 1995. С. 81–101.
  11. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1. Тифлис, 1868. с. 238.
  12. Ибн Рустэ. Из книги драгоценных камней. (Пер. Караулова Н. А.) — Тифлис. 1903, с. 49.
  13. В. А. Потто. Поход в Кази-Кумык в 1820 году. С.-Петербург, 1899 г., с. 2.
  14. Услар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. 4. Лакский язык. Тифлис, 1890, с. 2.
  15. Районированный Дагестан : (адм.-хоз. деление ДССР по новому районированию 1929 г.). — Махачкала : Орготд. ЦИК ДССР, 1930. — 56, XXIV, 114 с.
  16. Список населённых мест с указанием численности населения по переписи 1939 года по Дагестанской АССР . — Махачкала, 1940. — 192 с.
  17. . Дата обращения: 14 октября 2013. 3 марта 2014 года.
  18. . Дата обращения: 29 декабря 2013. 10 января 2014 года.
  19. . Дата обращения: 20 ноября 2013. 1 октября 2013 года.
  20. . 3 февраля 2012 года.
  21. . www.ethno-kavkaz.narod.ru . Дата обращения: 5 июня 2020. 7 августа 2020 года.
  22. Утерянная героика лезгин. Внук Али Каяева о правалах в нашей исторической памяти.//ФЛНКА. 2013.
  23. Бартольд В. В. Сочинения. Т.III. Работы по исторической географии — Монография. М.: Наука, 1965 — С.412-413.
  24. Тарихи Дербенд-наме. Историч. хроника. ИД «Эпоха», 2007.
  25. . www.vostlit.info . Дата обращения: 5 июня 2020. 9 июня 2018 года.
  26. Л. И. Лавров. Этнография Кавказа. Ленинград, 1982, с. 101.
  27. Э. Г. Аствацатурян. С-Пб 2004, стр. 126, 127
  28. О. В. Маркграф, стр. 206, 207.

Ссылки

  • (недоступная ссылка — ) .
Источник —

Same as Кумух