Целью фестиваля была поддержка и продвижение перспективных молодых рок-групп. На фестивале выступали музыканты из многих городов России, а также из-за рубежа, в основном стран
СНГ
. Все группы, выступившие на «Rock-Line», получали дипломы лауреатов фестиваля.
Идеолог и главный организатор фестиваля «Rock-Line» — пермский музыкант,
автор-исполнитель
, лидер группы «ДОМ»
(
1954
—
2004
). Именно ему в 1992 году пришла в голову идея «движения Rock-Line» — объединения единомышленников, творческих людей, помогающих подняться и пробиться малоизвестным талантливым музыкантам
. Под эгидой этого движения весной-летом
1993 года
на пермском «
Авторадио
» прошел первый конкурс фонограмм, присланных музыкантами, откликнувшимися на объявления в локальной прессе.
Фестиваль с названием «Rock-Line» впервые прошёл в конце мая
1996 года
в
Пермской области
, в городе
Кунгуре
. Новосёлов придумал расположить фестивальную сцену на крыше кунгурской гостиницы «Сталагмит», а слушателей разместить на склоне Кунгурской Ледяной горы как в естественном ландшафтном амфитеатре. Поддержку он получил от областных властей, а также от главы города Кунгура и от владельца гостиницы «Сталагмит» — ОАО «Пермтурист».
В
1997
и
1998 году
фестиваль «Rock-Line» также проходил в Кунгуре. В 1998 году фестиваль вошёл в Президентскую программу «Молодёжь России» в числе 50 лучших мероприятий страны и обрел статус Всероссийского
.
В
1999 году
запланированный фестиваль не состоялся ввиду обстоятельств, связанных с его местом проведения — склоном Ледяной горы (в которой расположена
Ледяная пещера
) на берегу реки
Сылва
, и наличия там
реликтовых
растений, занесённых в
Красную книгу
. Вместо этого 27 июня состоялся концерт на пермском стадионе «Юность», где выступили некоторые группы из числа подавших заявку на фестиваль.
В
2000 году
вместо фестиваля «Rock-Line» в Перми состоялся двухдневный фестиваль «Пермский период»: 16 сентября — «акустический» день в парке
Балатово
и 17 сентября — «электрический» концерт на площади у Дворца молодёжи (ДК АО «Телта»), где выступило более 20 рок-групп из разных городов. Гостями фестиваля стали
Андрей Козловский
и группа
ГрАссМейстер
.
1 июля
2001 года
в рамках Дней творческой молодёжи в
Прикамье
был проведен фестиваль «Акустический лес», который прошёл на территории
ЦПКиО «Балатово»
. На фестивале выступило 15 рок-групп из Перми и городов Пермского края.
25 мая
2002 года
однодневный фестиваль «Безграничный рок» состоялся в городе
Чернушка
на территории ипподрома «Азинский». На фестивале выступило 25 групп из Перми и других городов страны, в том числе
Кенгуру
,
Нечто
,
Lumen
,
Кафе
.
В
2003 году
фестивалю удалось вернуться в Кунгур, но он проводился не на Ледяной горе, а под горой (на площади перед гостиницей), чтобы максимально не причинить вред природе
. Фестиваль снова обрел имя «Rock-Line» и длился два дня. Генеральным спонсором фестиваля стало ОАО «
Уралсвязьинформ
». Кроме того, накануне фестиваля, 4 июля, состоялся отборочный тур «Пермская двадцатка» для групп из Перми и Пермского края.
14 августа
2004 года
Олег Новосёлов скоропостижно скончался. 9 декабря 2004 года пермской городской комиссией по переименованию улиц, площадей, скверов и др. городских объектов было вынесено решение о присвоении имени Олега Новосёлова скверу в
Дзержинском районе
г. Перми по улице Коммунистическая (ныне Петропавловская) перед областным Дворцом молодёжи. 25 января 2005 года главой г. Перми было подписано соответствующее Постановление № 137
. Чтобы собрать средства на благоустройство сквера, были составлены, выпущены на CD и реализованы два музыкальных сборника — «рокерский» и «бардовский». Песни для этих сборников бесплатно предоставили многие известные музыканты
. Ежегодно проводятся так называемые «Скверные субботники», во время которых пермские музыканты и журналисты наводят в сквере чистоту
.
С
2005 года
продюсером фестиваля «Rock-Line» является вдова Олега Новосёлова — Елена Гурьевна Зорина-Новосёлова. В декабре
2012 года
Елена Новосёлова как многолетний продюсер фестиваля «Rock-Line» стала лауреатом Премии Пермского края в сфере культуры и искусства. Эта премия присуждается за наиболее талантливые, отличающиеся новизной и оригинальностью произведения и проекты, получившие общественное признание и являющиеся значительным вкладом в культурное наследие края и страны в целом
.
В
2005 году
в рамках «движения Rock-Line» состоялся фестиваль «МегаРокинг», который прошёл в пермском
парке им. Горького
27 мая. Хэдлайнером фестиваля была группа
СерьГа
.
С
2006 года
по
2016 год
фестиваль проводился в
Перми
под своим изначальным названием «Rock-Line» в последние выходные июня/первые выходные июля на территории бывшего аэродрома
Бахаревка
. Исключением стал лишь
2007 год
, когда фестиваль прошел в закрытом помещении (в пермском Дворце молодёжи). Он носил название «Rock-Line-Extremum» и на нём выступали группы, исполняющие
тяжелую музыку
.
Учредители фестиваля
2006 года
: Комитет по молодёжной политике Пермского края, Управа города Кунгура и Общественное объединение «Авторский Дом». С
2008 года
учредители фестиваля — Министерство культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края и Общественная организация «Авторский Дом».
В
2009 году
учреждена специальная фестивальная премия «Латунный Винт», которая вручается ежегодно нескольким номинантам за вклад в фестивальное рок-движение
. Премией отмечаются организаторы рок-фестивалей, продюсеры, музыканты, журналисты, радиостанции, музыкальные издательства и представители бизнеса, участвующие в продвижении перспективных творческих проектов
. При этом «Латунный Винт» № 001 был символически (посмертно) присуждён Олегу Новосёлову
.
В
2006 году
впервые — в честь десятилетия «Rock-Linе» — в один из фестивальных дней одновременно прошли два концерта на разных площадках: в Перми и в Кунгуре
. Этот эксперимент получил своё развитие в дальнейшем. В
2011 году
в рамках проекта «Пермский край — территория культуры» одновременно с основным фестивалем прошёл мини-фестиваль «Rock-Linе над Вильвой» в посёлке
Всеволодо-Вильва
. В
2012 году
одновременно с основным фестивалем в рамках того же проекта прошёл мини-фестиваль «Rock-Linе в городе-призраке» в
Верхней Губахе
, а в
2013 году
— мини-фестиваль «Rock-Line в городе-авангарде» в
Березниках
. В
2014 году
дополнительный мини-фестиваль снова проводился в Березниках, а также в рамках «Rock-Linе» прошли концерты транзитного фестиваля
«МузЭнергоТур»
.
В
2012 году
«Rock-Linе» впервые в своей истории проходил в течение трёх дней и официально (в пресс-релизе) заявил о налаженном сотрудничестве с фестивалями-партнёрами: «
Беломор-Буги
» (
Архангельск
), «Посредники Революции» (
Санкт-Петербург
), «EuroRock» (
Германия
), «
»
. В
2013 году
«Rock-Linе» также длился три дня, а к списку фестивалей-партнёров добавился «Калининград In Rock»
.
В
2013 году
на фестивале уже второй раз проводилась экологическая акция по раздельному сбору мусора «Пластик и металл сдаются», организованная общественной организацией «Добрый Дом»
. При этом на «Rock-Linе-2013» была неожиданно запрещена продажа пива, а также в большом количестве присутствовала полиция (в том числе курсанты института
МВД
и спецназ), что вызвало недоумение организаторов и посетителей фестиваля
.
Также в 2013 году фестиваль «Rock-Line» стал дипломантом Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» в номинации «Молодёжные события»
.
В июне
2017 года
«Rock-Line» вошел в топ-10 самых популярных open-air фестивалей России по версии аналитического агентства ТурСтат, заняв третье место.
При этом фестиваль сменил своё привычное место проведения и переехал на аэродром города
Лысьва
. Это случилось в связи с тем, что пермский аэродром Бахаревка был отдан под жилищную застройку.
. Кроме двухдневного фестиваля, было запланировано ландшафтно-музыкальное шоу «Линия камня. Коды реки Чусовая», которое должно было состояться в историческом селе
Кын
на берегу реки
Чусовая
, однако в итоге оно было отменено из-за неблагоприятных погодных условий.
В
2018
и
2019
годах фестиваль не проводился из-за недостатка финансирования, отсутствия подходящей площадки и психологической усталости продюсера фестиваля Елены Новосёловой. Возрождение фестиваля было запланировано на 2021 год, но не состоялось
.
Количество зрителей:
около 30 тысяч в первый день и около 9 тысяч во второй день
Лауреаты премии «Латунный Винт»:
Владимир Батурин (музыкант, лидер группы Империя Снегов —
Улан-Удэ
), Екатерина Борисова (музыкальный журналист —
Санкт-Петербург
),
Сергей Галанин
(музыкант, лидер группы
СерьГа
—
Москва
), Евгений Сегал (музыкант, директор компании «Magic Music Bag» —
Омск
)
Количество зрителей:
около 36 тысяч в Перми и около 4 тысяч в Березниках
Лауреаты премии «Латунный Винт»:
Николай Мейнерт
(журналист, критик, руководитель проекта «Рок-культ» —
Таллинн
,
Эстония
), Андрей Феоктистов (продюсер фестиваля «Калининград In Rock» —
Калининград
), Виталий Пуртов (генеральный директор радиостанции «
Наше Радио
-Пермь»)
Лауреаты премии «Латунный Винт»:
Николай Грахов (руководитель группы радиокомпаний, основатель радио «Альфа», создатель и экс-президент
Свердловского рок-клуба
—
Екатеринбург
), Алексей Мурашов (главный организатор фестиваля «Revolution», музыкант группы «
Скворцы Степанова
» —
Санкт-Петербург
),
Евгений Хавтан
(музыкант, основатель группы
«Браво»
—
Москва
), Елена Зорина-Новосёлова (продюсер фестиваля «Rock-Line» —
Пермь
) — специальная премия от оргкомитета фестиваля «Rock-Line».
Лауреаты премии «Латунный Винт»:
Ирина Валентиновна Ивенских (заместитель председателя правительства
Пермского края
по вопросам образования, культуры, спорта и туризма —
Пермь
), коллектив АНО «Крылья Лысьвы» (
Лысьва
)
Сергей Галанин
о фестивале «Rock-Line 1996» (1) и о фестивале «МегаРокинг 2005» (2):
(1) Я помню то выступление отлично — было ощущение такого единения с природой! Сцена на крыше гостиницы, а все отыхающие и слушающие — напротив гостиницы на склоне горы… Крыша гостиницы и склон горы — супер! Конечно, сейчас времена уже другие, но эта вот необычность очень запомнилась. Все, что связано с тем местом, было очень необычно, на следующий день мы были в знаменитой Ледяной пещере — тоже чудо природы! В общем, спасибо Олегу за то, что нас туда пригласили, и вроде мы там даже неплохо поиграли, но, к сожалению, больше мы не встречались и не знали о судьбе друг друга. Тем не менее, в памяти моей живет много разных концертов, а тот концерт в Кунгуре так и остался у меня на отдельной полочке головного мозга, с хорошими ощущениями — как-то все «по-гринписовски», по-настоящему, без всяких неприятных эксцессов, как это зачастую бывает на больших рок-фестивалях. Очень здорово было! И если этот фестиваль кто-то поддержит в будущем, поддержит Лену, то мы бы с удовольствием туда приехали выступить еще раз, потому что жаль, что таких интересных и запоминающихся событий, в общем-то, немного — я бы даже сказал, крайне мало! Поэтому я всегда буду рад приехать и поддержать «Рок-Лайн» — мне кажется, это дело стоит того…
(2) Фестиваль был отлично организован, с нашей стороны нет к нему никаких претензий. А то, что в нем участвуют группы из городов с населением в 100.000 человек и даже меньше, говорит о том, что «наши люди» есть везде! Печально только, что нашей стране катастрофически не хватает подобного рода фестивалей. Понятно, что на «
Нашествие
», «
Крылья
» или «
Максидром
» не пробиться, — значит, должны быть какие-то региональные фестивали. Их не так много, поэтому энтузиазм, который мы увидели в Перми, заставляет даже прослезиться по-хорошему и подумать, что не все так плохо еще… Вообще мне кажется, что нам, москвичам, питерцам надо не замыкаться в своем мире, а найти какой-то компромисс и хотя бы раз в год, в два года тоже поддерживать это дело
.
Нам нравится, когда такая ситуация — много всякой молодёжи, групп, которые мы не знаем, которые можно послушать, они приносят нам свои диски, их потом можно послушать в машине или дома. (…) Подобный фестиваль — это возможность для группы, которая выступает на маленьких площадках в большом городе, заявить о себе громко, чтобы услышало большое количество людей, включая людей, которые имеют отношение к музыкальной индустрии, даже если это какая-то небольшая музыкальная компания, человек услышит и какое-то продвижение произойдет, может кто-то пластинку предложит выпустить. А посредством диска, выпущенного после фестиваля, у групп будет возможность проникнуть в другие территории
.
Фестивали, подобные «Rock-line», — это такая штука, ради которой и существует рок-коллектив. Безусловно, мы играем в клубах, в концертных залах, на корпоративах. Но «open-air» для музыкантов — самое приятное времяпрепровождение. Приятно, что нас любят в России. Тем более, отношения между нашими странами непростые… Музыка для того и предназначена, чтобы строить мосты между людьми, городами и странами
.
Все, кому посчастливилось быть на этом концерте — и музыканты, и слушатели, и журналисты — в один голос говорят, что ничего подобного никогда не видели и не ощущали. Сцена, под которой почти 72 метра ярко-синей воды… И зрители стоящие амфитеатром на скалистом берегу…
Этот концерт я буду вспоминать всю жизнь.
Огромное спасибо за это чудо Лене Новосёловой — человеку, который делает невозможное возможным — за то, что придумала, сделала и пригласила. Это было невероятно!
Я считаю, что то количество людей, что пришло сегодня на фестиваль, наглядно доказывает, что рок-н-ролл в нашей стране жив. Клубная музыка никогда не вытеснит концерты такого формата. В нашей стране попросту негде играть. Клубов для живой музыки нет, как в вашем городе, так и в других похожих городах. А «Рок-лайн» — это шанс молодым группам выступить на большой сцене
.
Считаю, что Rock-line — хороший фестиваль, и пермяки молодцы, делают его вопреки ситуации. Я знаю, что это нелегко, так как мы делаем сейчас фестиваль в Москве (Фестиваль музыки и стиля «Back to the 60’s», — прим. редакции). Как это трудно сделать — собрать людей, договориться со всеми, чтобы это произошло. И дай Бог им удачи! Это очень сложно, и они молодцы. (…) Мы специально приехали на фестиваль за день, заранее — просто было интересно посмотреть. И меня очень удивило — здесь совсем нет пьяных! Мне понравилась аудитория — хорошие молодые люди. Я даже рекомендовал сегодня в салоне, где проходила пресс-конференция, старшему поколению: «Приходите на фестиваль — здесь много хорошей молодёжи. Просто прекрасной!»
.
Единственный музыкант, который участвовал во всех фестивалях «Rock-Line», начиная с самого первого — Владимир Батурин, лидер группы Империя Снегов (Улан-Удэ), который имеет репутацию шамана
и носит неофициальный титул «министра рок-культуры Бурятии»
.
В
2009 году
на второй день фестиваля случился кратковременный ураган с дождем и градом. В результате оказалась снесенной половина сцены (оборваны растяжки и декорации), были повалены биотуалеты. Полностью отключился звук. Однако через час после окончания урагана фестиваль возобновился. Жертв не было
.
В
2012 году
одновременно с «Rock-Line» в Перми проходил фестиваль
«Сотворение мира»
. В связи с этим продюсеры фестивалей — Елена Зорина-Новосёлова и
Александр Чепарухин
— договорились об обмене артистами: на «Сотворении мира» выступали группы The Fires on Tongue и Thalamus, изначально приглашенные на «Rock-Line», а на «Rock-Line» выступали
Скворцы Степанова
и LeoGun, изначально приглашенные на «Сотворение мира»
.