Interested Article - Ваутерс, Рик

Хендрик Эмиль (Рик) Ваутерс , также Вутерс ( нидерл. Hendrik Emil Wouters или Rik Wouters ; 21 августа 1882 , Мехелен , Антверпен 11 июля 1916 , Амстердам ) — художник и скульптор . Для его живописи характерны остроэкспрессивные приёмы в духе фовизма , для скульптуры — живописная импульсивность лепки форм.

Биография

Хендрик Эмиль Ваутерс родился 21 августа 1882 года в городе Мехелен в бельгийской провинции Антверпен . Его отец, Эмиль Ваутерс, был скульптором-орнаменталистом , что не могло не повлиять на выбор мальчиком профессии. Мать — Мелания Дамс — домохозяйка , умерла, когда Рику было шесть лет.

Бросив школу в двенадцать лет, он начал работать над деревянными скульптурами и украшениями мебели в мастерской своего отца и увлекся этим ремеслом. Именно здесь он познакомился и начал работать с другим скульптором, родившимся в Мехелене, Эрнестом Вейнантсом, который останется его другом на всю жизнь. В 1912 году Ваутерс нарисовал портрет своего товарища (« Портрет Эрнеста Вейнантса »). У него также появился интерес к живописи, и он увлечённо занимался рисованием в свободное время .

В 1897 году, в возрасте пятнадцати лет, Рик Ваутерс покинул мастерскую своего отца, чтобы сделать карьеру художника и скульптора . В том же году он поступил в Академию Мехелена, где проучился четыре года , а затем поступил в Брюссельскую Королевскую Академию изящных искусств , где его наставником стал Пьер Шарль Ван-дер-Стаппен .

Ограниченный программой учебного заведения, Ваутерс не мог создавать какие-либо оригинальные произведения, ему приходилось работать в рамках иконологической методики изучения искусства . Позже он совершенно отошёл от неё. Ваутерс добился высоких результатов в Королевской Академии, заняв первое место по скульптуре и второе по исторической композиции . Независимо от своих академических успехов, Ваутерс сжигал свои работы в конце каждого года обучения, и поэтому его самые ранние завершенные сохранившиеся скульптуры датируются 1907 годом, а самые ранние картины — 1908-м .

Элен Дюринкс (жена)

В 1956 году Эдит Хоффман предположила, что в этих ранних работах, хотя Ваутерс и был опытным в обоих ремеслах, он оставался « зависимым от тех мастеров, которыми он восхищался больше всего », и что только в 1909 году в скульптуре и в 1910 году в живописи он стал творить « совершенно индивидуально » .

В 1902 году во время своей учёбы в Брюсселе художник познакомился с Элен Филомен Лионардин Дюринкс, родившейся в Схарбеке 18 октября 1886 года. Элен, известная как Нель, стала женой и музой Ваутерса; они заключили брачный союз в Амстердаме три года спустя — 15 апреля 1905 года .

«Нимфа» Рика Ваутерса (незаконченная скульптура, 1904—1905 гг.) считается его «прорывным» произведением, поскольку она отражает его желание избежать ограничений Академии, а также ограничений его собственного таланта, хотя она так и не была закончена .

После завершения учёбы художник с женой переехали в дом в Ватермаль-Буафоре , однако там Ваутерс не мог заработать столько, чтобы содержать семью, и поэтому он вернулся в Мехелен . Снова помогая своему отцу, Ваутерс не создавал ничего, что он сам считал бы достойным. Он и его жена намеревались остаться с отцом лишь на короткий период, поэтому он некоторое время работал на производителя фарфора , чтобы заработать достаточно денег для переезда в сельскую местность ради выздоровления жены, недавно заболевшей туберкулезом . В 1907 году супруги переехали в Буафор, где Ваутерс наконец получил возможность свободно работать. Первоначально он в основном делал эскизы и разрабатывал офорты , затем перешёл к живописным экспериментам, нанося на картон мастихином светлые чистые краски. Объём он строил цветовыми контрастами, тени писал более темными красными, синими или зелеными тонами, редко следуя подготовительному рисунку. Предпочитая писать натюрморты и интерьеры, Ваутерс создавал « яркую атмосферу » за счет использования контраста и крупных мазков . Это можно увидеть в таких работах, как « Портрет женщины в сером » (1905) и « Портрет мальчика » (1905).

« Де стрийкстер »

Позднее скульптура стала занимать его больше, и в 1908 году он создал двенадцать бронзовых статуй .

Совершенно свободный от академических ограничений, Ваутерс в 1907 году получил второе место на конкурсе Годешарля за свою работу «Мечта» (Rêverie, 1907) . Это дало ему возможность получить государственное пособие в размере 500 франков, благодаря которому он платил аренду в течение следующих двух лет. Несмотря на это, Рик и Элен Ваутерсы испытывали финансовые трудности и экономили на еде, чтобы можно было купить дорогие краски .

В течение следующих четырёх лет Ваутерс развивал свой стиль, используя « очень востребованные игры света и пространства », чем привлёк внимание Жоржа Жиру, который в 1912 году предложил художнику контракт со своей галереей . Это дало Ваутерса возможность приобретать материалы, необходимые для работы, он стал писать гораздо чаще. В 1912 году он создал около шестидесяти картин, заработав деньги на поездку в Париж для знакомства с импрессионистами . Рик Ваутерс был первым бельгийским художником, заключившим такой контракт по которому прибыль делилась поровну между владельцем галереи и автором .

Скульптура работы Рика Ваутерса в Кёльна

Посетив Париж, Ваутерс увидел работы Сезанна , Моне , Ренуара и Матисса , которых он стал ещё больше ценить. Именно во время этой поездки он начал отдавать предпочтение « цвету и свету » живописи, а не любимой им прежде скульптуре. Его палитра стала более чёткой и яркой, он начал использовать светлую ткань, чтобы лучше передать цветовой тон . Кроме того Ваутерс начал разбавлять масляную краску скипидаром . Краску он наносил тонким и редким слоем на холст. Дальнейшие эксперименты с акварелью и использование чистого холста начали создавать эффект, который ряд критиков описывает как « казалось бы незавершенное произведение », которое используется, чтобы « предложить наблюдателю закончить мазки за него ». Это можно увидеть в таких произведениях, как « У окна Бойтфорт » (1913). Хотя не всем нравилась эта « незаконченная эстетика », коллеги-художники ценили его стиль .

В 1912—1913 годах Ваутерс создал свои лучшие произведения. В этот период он почти постоянно писал и рисовал, создав в 1912 году 50 полотен. « Безумное насилие », « Домашние заботы » и « Де стрийкстер » — одни из самых известных его картин, созданных в этот период . В 1913 году художник был отмечен .

Рик Ваутерс
«Автопортрет с чёрной повязкой на глазу»

Образ его жены Элен занимал центральное место в большинстве его работ, но Ваутерс иногда рисовал и других людей, а также пейзажи и натюрморты. Все они были нарисованы в одном красочном и ярком стиле. Кроме того он создал несколько автопортретов. Первоначально они были созданы в его обычной манере, однако, когда его здоровье ухудшилось, он начал использовать более мрачную палитру, отражающую состояние его здоровья. Всю свою жизнь художник переживал за больную жену, а в итоге сам умер довольно молодым, Элен же пережила его более чем на полвека (умерла в 1971) и после его смерти вторично вышла замуж за врача .

Вернувшись из Франции в Бельгию, Ваутерс занял 10 тысяч франков, чтобы купить участок земли, на котором построил дом по собственному архитектурному проекту. Супруги переехали в новый дом весной 1914 года , но вскоре их идиллия была разрушена; в том же году Бельгию охватила Первая мировая война . Ваутерс был мобилизован на фронт, где дела бельгийской армии развивались крайне неблагоприятно. Он, в числе тысяч соотечественников, был схвачен и отправлен в лагеря для военнопленных в Амерсфорте и Зейсте. Немцы выполнили его просьбу и предоставили художнику материалы для рисования. В это время у Ваутерса начала развиваться опухоль глаза и его здоровье резко ухудшилось. В 1915 году он был освобожден из лагеря по состоянию здоровья и вскоре воссоединился со своей женой. В эти годы они жили в квартире в Амстердаме .

Ваутерс был вынужден постоянно носить повязку на глазу и даже свои автопортреты рисовал уже с ней, а за три месяца до смерти полностью потерял глаз .

Рик Ваутерс умер 11 июля 1916 года в Амстердаме . Его картины хранятся в десятках галерей с мировым именем.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. — 2009.
  3. (нидерл.)
  4. Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  5. Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  6. Feekes, Jacobine . «Rik Wouters». Kunstbus. Retrieved 18 March 2020.
  7. «Sold Lots: Rik Wouters». Christie’s Gallery. Retrieved 20 March 2020.
  8. . Virtual Museum of Belgian Fine Art. Museum of Belgian Fine Art.
  9. Bertrand, Olivier . «Rik Wouters (Mechelen, 1882 — Amsterdam, 1916)».
  10. Delen A. J. J. Rik Wouters, Anvers, 1948.
  11. Nel Duerinckx Wouters, La Vie de Rik Wouters à travers son œuvre, Bruxelles, Éditions Lumière, 1944, 126 p.
  12. Hoffmann, Edith (1956). «Rik Wouters at the Biennale». The Burlington Magazine. 642 (642): 334—332.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Ваутерс, Рик