Жена, облечённая в солнце
- 1 year ago
- 0
- 0
«Второ́е со́лнце» — дебютный полнометражный художественный фильм драматурга и режиссёра Рината Ташимова , этносказка, включающая несколько новелл из жизни современной сибирской татарской деревни. Картина снята на киностудии «29 февраля» при финансовой поддержке Министерства Культуры РФ . Премьера состоялась на XXIX Выборгском кинофестивале « Окно в Европу » 28 августа 2021 года .
Сказки и были из жизни двух поколений татарской деревни в сибирской глухомани, где реальная жизнь переплетается с неискоренимым язычеством.
Недавно потерявшие мужей Латифа и Месавара пытаются разобраться как жить в одиночестве.
Дебютный проект Рината Ташимова , бывшего на тот момент актёром Коляда-театра и режиссёром нескольких спектаклей в Центре современной драматургии , был запущен в 2018 году и имел рабочее название «Латифа́» . Сценарий был основан на его собственных историях и воспоминаниях детства, нашедших отражение в его пьесах: «Шайтан-озеро», «Пещерные мамы» и «Катифа» .
Алексей Федорченко (российский кинорежиссёр, продюсер кинокомпании «29 февраля») курировал написание сценария, направлял так сказать и подстраховывал. Создавали из разных сюжетов моих пьес, в фильме многие линии не узнать, что это какая-то конкретная моя пьеса, очень по-другому всё. — Р. Ташимов , «Пульс Live» март 2020
К исполнению основных ролей режиссёром были привлечены актёры Коляда-театра . Долго шёл поиск на возрастные роли четырёх старух, пробовались актрисы из разных мест, но в результате были утверждены Тамара Зимина , Марина Гапченко, Любовь Ворожцова и Любовь Теплова, сотрудничавшие с Ташимовым в спектаклях и театральных читках прежде .
Зимина — вообще моя муза, я в каждой из своих пьес обязательно пишу для неё роль. Собственно, и в фильме ей досталась роль, которую я написал в пьесе для неё изначально. — Р. Ташимов , «Вечерний Омск» 22 августа 2019
Остальные роли исполнили артисты разных екатеринбуржских театров. Съёмки проходили с конца июня по начало августа 2019 года в деревнях Свердловской области и главным образом в деревне Катышка в 70 километрах от Екатеринбурга .
К маю 2020 года фильм был почти готов , но из-за начавшейся пандемии его выход был пролонгирован .
Вадим Рутковский увидел в ленте Ташимова густую фолк-роковую легенду, замешанную на мистике :
Не все главы этой мифологической летописи равноценны, с рожами Итунина — в смысле, некоторой театральной утрированностью — иногда перебор, но вообще отраднейший дебют: придумывает пёстрый новый мир с нуля, пляшет под кочевыми звёздами, не стесняется ни ржать, ни рыдать.
Фолк-ураган Ташимова без крепких выражений был бы невозможен — и он заменяет запрещённый да и попросту банальный мат на своё, уникальное ругательство: «Иди нá холм».— Вадим Рутковский, «CoolConnections» 30 августа 2021
У Гульназ Давлетшиной причудливые события картины вызвали ощущение нереальности, помешав оценить её достоинства:
Переплетая местные обычаи и национальный колорит, режиссёр создаёт абсолютно абсурдное кино. История, разделённая на несколько глав, в ходе которых жизни жителей маленькой деревушки тесно переплетаются, но ничего важного так и не происходит, остаётся где-то на полуслове.
— Гульназ Давлетшина, «Киноафиша» 30 августа 2021
Фильм был оценён Егором Москвитиным как добрая провинциальная сказка :
«Второе солнце» гораздо ближе не к кличам и плачам про жизнь в русской глубинке, а к раннему Кустурице, умевшему отчаянно отмечать жизнь при любом бюджете на праздник. И к романам и рассказам Милорада Павича, которые доказывают: обыденное, если описывать его необычными словами, станет необычным.
— Егор Москвитин, «Афиша Daily» 2 сентября 2021
Ольга Галицкая отметила отменный актёрский ансамбль картины:
…режиссер поразил сказками и былью из жизни татарской деревни в сибирской глухомани. Его «Второе солнце» сияет лучами талантливой буйной фантазии, подлинной самобытностью и необыкновенными актёрами легендарного уже «Коляда-Театра».
— Ольга Галицкая, « Независимая газета » 3 сентября 2021
Фестивальной критикой в
Выборге
было подмечено, что созданный на екатеринбуржской студии
Алексея Федорченко
фильм получился
«абсолютно в стиле Федорченко»
, хотя о буквальном копировании речи не идёт. Ташимовым снят причудливый, в сказочной манере, но вполне самобытный фильм
.
Увидевший картину на фестивале
Arctic Open
Юсуп Разыков
признался, что был изумлён некоторыми придумками этого необычного фильма-фейерверка:
«Вызывает восхищение кадр, когда наполовину затонувшая изба плывёт по реке. Это довольно сложно реализовать и так вплести невзначай, не преподнося как собственный подвиг. Это признак высокого дарования»
.