Про Витю, про Машу и морскую пехоту
- 1 year ago
- 0
- 0
«Про людей и про войну» — российский цикл короткометражных новелл, снятых студией Artel Films, экранизирующий ряд эпизодов советской и постсоветской истории, связанных преимущественно с Великой Отечественной войной.
По словам продюсера проекта Анны Чижовой, он был изначально ориентирован на видеоплатформу YouTube как одну из самых популярных платформ среди молодой аудитории.
Проект участвовал в фестивалях в Лондоне, Сингапуре, Буэнос-Айресе, Рио-де-Жанейро, Риме; на российских кинофестивалях он выиграл более 30 призов.
Сюжеты сезона основаны на воспоминаниях ветеранов войны.
Снайперская дуэль. Две девушки-снайпера пытаются обнаружить снайпера-немца, но тот ранит одну из них. Она притворяется мёртвой — но, кажется, они поняли, где прячется враг. Приняв решение, девушка шевелится, и немец достреливает её, но этим выдаёт себя — и вторая убивает его.
25 июля 1941 года. Молодой лейтенант, доставивший приказ 148-му стрелковому полку занять оборону вдоль реки и удерживать позиции, выясняет, что от всего полка осталась только горстка бойцов под командованием старшины. Когда лейтенант осознаёт, что среди выживших он оказался старшим по званию, он принимает командование на себя. Отправляя девушку-санинструктора с докладом в штаб, лейтенант приказывает ей доставить туда ящик с документами погибших. По дороге та открывает ящик и находит в нём в том числе и документы самого лейтенанта, который прекрасно осознавал, какая судьба ожидает его в скором будущем.
Сюжет взят из стихотворения Е. Евтушенко «Сватовство». Согласно старому сибирскому обычаю, во время сватовства невеста должна обмыть ноги жениху и выпить эту воду. Однако жених, которому через несколько дней предстоит отправиться на фронт, посреди церемонии меняется с невестой местами и выпивает воду с её ног.
Немцы штурмуют небольшой приморский городок, его жители пытаются эвакуироваться. Санитарка ведёт за собой молодого солдата, временно потерявшего зрение. Она погибает от близкого разрыва; солдат на ощупь находит девушку, подающую признаки жизни, и из последних сил доносит её до точки эвакуации.
Лето 1945 года, Ленинград. Маленькая девочка каждое утро ходит на вокзал встречать поезда с возвращающимися с войны солдатами в надежде встретить с войны папу. В её отсутствие взрослые говорят о том, что её отец погиб на фронте. Но девочка знает об этом — и, увидев на вокзале бойца, которого никто не встречает — все его родные погибли — предлагает тому стать её папой.
Группа советских разведчиков, засланная в немецкий тыл, сумела захватить важного немецкого офицера. По пути назад они замечают группу карателей, отправленных в деревню, чтобы совершить суд над пособниками партизан, которые оказываются совсем юными девочками. Один из разведчиков, до войны бывший артистом цирка, трюками и фокусами отвлекает на себя внимание немцев, а остальные разведчики ликвидируют их.
Одинокий немецкий танк оказывается на тыловых позициях советского подразделения. Одинокий солдат, занимающийся приготовлением обеда для своего подразделения, проявляя смекалку, обездвиживает танк и в одиночку берёт в плен его экипаж. Сюжет основан на подвиге И. П. Середы .
Сезон построен на основе писемах зрителей с историями их родственников, прошедших войну.
Агитбригада выступает в госпитале, чтобы поднять дух раненых бойцов. Артист-кукольник заходит в палату тяжелораненых, где лежит незнакомая девушка, и решает дать специальное представление только для неё.
В фильме параллельно проходят сюжетные линии 1943 и 1988 годов. Во взятом советскими войсками Сталинграде молодой лейтенант-армянин спасает пленного немецкого солдата, а в 1988 году после Спитакского землетрясения доброволец-хирург из Германии спасает внука армянского старика. Выясняется, что старик — это бывший молодой лейтенант, а немецкий доктор — сын спасённого им немецкого солдата. В основу сюжета легла история лейтенанта Вагана Хачатряна и доктора Миллера, записанная Львом Кирищяном
Первые дни войны. Двое советских бойцов, чудом спасшиеся из Бреста, без еды и боеприпасов пробираются к своим. Пытаясь раздобыть провиант, на маленьком белорусском хуторе они замечают одинокую девушку: в то время, как остальные жители ушли, она осталась с больной бабушкой. Бойцы силятся распознать — «своя» ли она. Однако когда два немца приезжают на хутор с однозначными намерениями, бойцы сначала избавляются от одного — а потом девушка вилами закалывает второго. Забрав мотоцикл и оружие убитых, солдаты уезжают с хутора, увозя с собой трупы.
Немецкий кинохроникёр готовится снять пропагадистский ролик. Немцы привозят несколько советских военнопленных разных национальностей, выдают им лопаты и приказывают выкопать яму, после чего евреям приказано оставаться в яме, а остальным — закопать евреев живьём. Пленные отказываются и бросают лопаты. Раздосаздованный офицер приказывает им поменяться местами, и теперь уже евреи под угрозой смерти должны живьём закопать остальных — но отказываются и они. В финале раздосадованные немцы расстреливают всех пленных. Сюжет основан на заметке, опубликованной вскоре после начала Великой Отечественной войны в газете «Правда».
Молодой человек владеет фотомастерской в одном из прибалтийских городов и обслуживает немцев — в том числе печатая фотоснимки со сделанных ими плёнок. Местные жители считают его коллаборантом. Однако когда в город вступают советские войска и фотографа посещают спецслужбисты, выясняется, что фотограф втайне сохранял копии всех сделанных немцами снимков — которые нередко запечатлевали их зверства по отношению к мирному населению. В дальнейшем эти копии послужили доказательствами в Нюрнбергском процессе .
Молодой солдат возвращается с войны. Он заезжает по адресу, надеясь встретить девушку, с которой переписывался всю войну и к которой у него возникли тёплые чувства, однако дверь ему открывает взрослая женщина с ребёнком. Она на секунду отвлекается, и разочарованный солдат уходит. Однако письма писала не она — вернувшаяся домой девушка, соквартирница женщины, узнаёт, что к ней приходил молодой солдат, и спешит на вокзал, где «влюблённые по переписке» благополучно встречаются в первый раз.
1944 год. Советские войска, преследуя отступающих немцев, вступают в деревушку и не находят в ней людей — лишь единственного пьяного немецкого солдата, проспавшего отступление своего отряда. Он предъявляет немецкий документ, согласно которому со вчерашнего дня он в отпуске, и поэтому сейчас он — гражданский. Командующий отрядом лейтенант приказывает «отправить немца в отпуск», игнорируя увещевания молодого бойца-новичка. В конце фильма становится понятной судьба жителей деревни и причина решения лейтенанта. В основе сюжета — воспоминания А. И. Шумилина.
Сбитый советский лётчик в бессознательном состоянии приземляется на парашюте возле деревни. Заметившая парашютиста группа немцев стремиится захватить его в плен. Хромой старик, сын которого, красноармеец, был убит на войне, принимает решение отвлечь их внимание на себя: он переодевается в снятый с лётчика комбинезон, убивает двух немцев из его пистолета и выплывает на середину озера, вынуждая немцев застрелить его. Не имея возможности добраться до утонувшего трупа и считая, что убили лётчика, немцы прекращают поиски и покидают деревню.
Грузовик с военными музыкантами, спасающимися от немцев, попадает в устроенную немецкой разведгруппой засаду, в живых остаётся только баянист, который ещё и напрудил себе в штаны. Немцы оставляют «русского дурака» в живых, чтобы понасмехаться над ним. Однако боец берёт себя в руки и, пользуясь тем, что большинство разведчиков уехало, а оставшиеся ведут себя беспечно, не воспринимая «недочеловека» всерьёз, расправляется с ними. В основе сюжета — воспоминания бойца инженерной роты 235-й стрелковой дивизии Е. Ю . Гаринцева.
Севастополь окружён немецкими войсками. Советские подводные лодки привозят в осаждённый город боеприпасы и авиационное горючее — в своих балластных цистернах, а обратно на Большую Землю эвакуируют раненых. Одна такая лодка задержалась в порту и вынуждена лечь на дно, чтобы переждать светлое время суток, на протяжении которого лодке будет угрожать немецкая авиация. Ситуацию осложняют пары протёкшего бензина. Экипаж постепенно впадает в беспамятство, и дежурить по лодке остаётся единственный старшина, от которого теперь зависят жизни всех людей на её борту. Сюжет основан на истории подвига cтаршины Н. К. Пустовойтенко .
В 1944 году штурмовик « Ил-2 », подбитый в ходе освобождения Эстонии, совершает вынужденную посадку вблизи линии фронта. Бортстрелок, латыш, ранен и не может идти. Он убеждает пилота бросить его и уходить, надеясь огнём бортового пулемёта отвлечь и задержать немцев, разыскивающих сбитый самолёт. Однако пилот, увидев в отданных ему бумагах, что у бортстрелка останутся жена и дети, вместо этого отвлекает немцев на себя и погибает, тогда как бортстрелка спасают подоспевшие советские солдаты.
1985 год. Постаревший бортстрелок посещает школу, где рассказывает ученикам о войне. В школьном музее он видит свою семейную фотографию, которую он в своё время отдал лётчику, и узнаёт о его судьбе и месте захоронения. Бывший бортстрелок закрепляет на надгробии доселе неизвестного героя табличку с его именем.
Первая четверть XXI века. Помощник мэра принимает звонок от своей начальницы, требующей придумать инфоповод, который мог бы отвлечь её избирателей от множества бытовых проблем в городе. Тот замечает памятный знак на могиле погибшего лётчика и организует его снос под телекамеры. Экскаваторщик вспоминает, что «здесь воевал его дед, освобождал Прибалтику от нацистов», но тем не менее выполняет полученное указание и сносит памятник.
Великая Отечественная война. Дивизия выдедена на отдых; сапёры срубили баньку и готовятся насладиться помывкой — однако разведчики намереваются «пролезть вне очереди». Словесная перепалка переходит в потасовку, которая прерывается немецким пикировщиком, первой бомбой уничтожающим только что построеннную баню. Самолёт идёт на второй заход, но разозлившиеся солдаты сбивают его из противотанкового ружья . Помирившиеся без слов сапёры и разведчики вместе приступают к восстановлению бани.
Юный мальчуган исполняет в партизанском отряде функции связного, но мечтает стать бойцом, чтобы отомстить за своих родителей, убитых гитлеровцами. Командир отряда размышляет, как бы получить сведения о расквартированном в селе немецком отряде, и в шутку заявляет, что примет парня в отряд, если тот возьмёт «языка» — не меньше чем генерала. Придя в село, мальчик начинает наблюдать за немецким штабом. К штабу на мотоцикле подвозят немецкого офицера, и когда тот остаётся один, мальчик оглушает его ударом палки, отбирает у него оружие, связывает и конвоирует в отряд, по пути щедро награждая его тумаками и от души высказывая ему всё, что он думает об убийцах своих родителей. Однако когда он доставляет пленного в отряд, выясняется, что это переодетый в немецкую форму командир отряда, который планировал проникнуть в штаб, чтобы получить требуемые разведданные. Командир сдерживает своё слово, и принимаемый в отряд мальчик зачитывает перед строем клятву партизана.
Начало Великой отечественной войны. Юноша идёт в военкомат, чтобы пойти в армию добровольцем, несмотря на имеющуюся у него заводскую бронь . Пытающегося отговорить его отца он останавливает словами «это ты меня так воспитал». Когда юноша разговаривает с военкомом, к нему присоединяется отец, который тоже принял решение пойти добровольцем.
Подразделение, в котором служат отец и сын, идущее на фронт, попадает под обстрел немецких самолётов. Сын, пытающийся сбить самолёт из своего пулемёта, погибает. Отец горько переживает потерю сына.
Подразделение отступает. К командиру прибегает боец, докладывающий, что наступающие немцы в панике покинули оставленный советскими воинами населённый пункт. Командир удивлён и высылает разведгруппу для выяснения обстоятельств. В городке они обнаруживают расстрелянную немецкую колонну и единственного мёртвого пулемётчика — того самого солдата, который таким образом отомстил немцам за смерть сына.
В основе сюжета лежит эпизод из рассказа Г. Боброва, записанный им по воспоминаниям своего отца-фронтовика. Аналогичный случай описан в романе В. Корнилова.
По сообщению пресс-службы Института развития интернета, цикл получил 15 иностранных наград, включая приз Берлинского фестиваля сериалов в номинации «Короткометражные фильмы» Берлинского фестиваля сериалов. В 2022 году сериал получил главный приз на фестивале «London Web Fest» . В 2023 году он победил на Берлинском фестивале телесериалов в номинации короткометражных фильмов. Сериал также получил награды бразильского фестиваля Rio Web Fest, филиппинского Dreamanila, аргентинского BUEIFF Series, сингапурского World Film Carnival, китайского Shanghai International Short Week, сербского Serbian International Monthly Film Carnival, итальянских Fabrino Film Fest и Rome Prisma Film Awards. На фестивале Minnesota Web Festival сериал одержал победу в номинациях «Лучший драматический сериал», «Лучший актерский состав» и «Лучшая оригинальная музыка к сериалу».