Гарн, Эдвин Джейкоб
- 1 year ago
- 0
- 0
Джейкоб Рэй Моулд ( англ. Jacob Wrey Mould ; 8 августа 1825 , Чизлхерст , Кент — 14 июня 1886 , Нью-Йорк ) — британский и американский архитектор . Наибольшую известность приобрёл благодаря вкладу в создание Центрального парка в Нью-Йорке . Один из основателей Американского института архитекторов (1857) .
Родился 8 августа 1825 года в городе Чизлхерсте , графстве Кент . После окончания в 1842 году Королевского колледжа Лондона стал учеником архитектора Оуэна Джонса ; вместе с ним два года изучал мавританское искусство в испанской Альгамбре . Совместно с Джонсом спроектировал турецкий кабинет в Букингемском дворце и принял участие в полихромном оформлении Хрустального дворца , построенного для Всемирной выставки 1851 года . Иллюстрировал две наиболее значимые работы своего учителя: «Grammar of Ornament» и «Alhambra» . Работая с другим известным архитектором — Льюисом Вальями (Lewis Vulliamy), спроектировал парадную лестницу в лондонском особняке .
В 1853 году Моулд принял приглашение конгрессмена переехать в Нью-Йорк , где он должен был построить Унитарную Церковь Всех Святых ( англ. All Souls Unitarian Church ) . Это здание в византийском стиле , выделявшееся своей полихромной красно-белой кирпичной облицовкой, было закончено в 1855 году и располагалось на углу Четвёртой авеню и 20-й улицы . Во время выполнения заказа Моулд познакомился с Калвертом Воксом , одним из двух (наряду с Фредериком Олмстедом ) победителей конкурса на создание дизайна будущего Центрального парка . Ещё на стадии написания конкурсной работы Моулд создал для неё несколько изображений, а после назначения Олмстеда и Вокса главными архитекторами стройки был назначен помощником последнего .
Работая в паре с Воксом, Моулд участвовал в проектировке и строительстве большинства архитектурных сооружений Центрального парка того времени, в том числе террасы Бетесда , замка Бельведер и павильона молочных продуктов (The Dairy), а также почти всех мостов . Особого внимания заслуживают резные композиции Моулда на каменных колоннах и ограждениях террасы, каждая из которых является самостоятельным произведением искусства. На балюстраде боковых лестниц этого сооружения художник создал горельефные изображения животных и растений в определённые времена года. Каждый столбик террасы также украшен резной композицией с каким-либо аллегорическим изображением: например, кричащего петуха, совы, ведьмы на метле, открытой Библии, копны пшеницы или сосновой шишки . Другое значимое творение Моулда — оформление аркадного зала террасы, соединяющего верхний и нижний уровни. Мастер украсил потолок помещения изразцами с причудливым узором, изготовленными британской компанией . Стены зала разделили на неглубокие ниши и украсили мозаичным орнаментом в виде арабесок .
Два объекта Центрального парка Моулд спроектировал самостоятельно: овчарню и оркестровую эстраду. Кирпичное полукруглое строение общей площадью 23 тыс. кв. футов (около 2150 кв. м.) для содержания пасущихся на соседнем лугу овец , а также пастуха и его семьи, было построено в 1870 году. Несмотря на своё утилитарное предназначение, оно представляет собой образец классической викторианской архитектуры : крутая стальная крыша, башенки и позолоченные металлические конструкции свидетельствуют о преобладании в ней неоготического стиля. Характерный вид сооружению придают стены из прессованного красного кирпича с вкраплением голубого песчаника и полированного гранита . Овцы содержались в Центральном парке в декоративных целях с 1864 по 1934 год , а после их транспортировки в Проспект-парк и частичной перестройки (некоторые башенки демонтировали) здание было преобразовано в ресторан .
В 1862 году Моулд создал чертёж музыкального павильона в виде шестигранной пагоды на плавучей платформе, на которой, по мнению Олмстеда, должен был разместиться музыкальный коллектив. В конечном счёте этот павильон или, скорее, эстрада в неомавританском стиле , на которой изначально исполнял музыкальные произведения оркестр Додворта (Dodworth’s orchestra), была установлена в северной части недалеко от террасы. Созданная преимущественно из чугуна , она отобразила характерное для Моулда буйство красок: золотисто-жёлтые, красные и коричневые кольца в основании сочетались с крышей цвета индиго и золотистым куполом . Эстрада долгое время пользовалась популярностью, однако в 1923 году в связи с ветхим состоянием её заменили на более современную акустическую раковину, ныне известную как Naumburg Bandshell (Раковина Наумбурга ) . В настоящее время отчасти восстановленное творение Моулда установлено на западном берегу , на мысе Hernshead . Часть проектов Моулда так и осталась реализованной лишь на бумаге: парковая оранжерея (на месте, где предлагалось её поставить, ныне находится пруд Conservatory Water), здание зоопарка , конюшня и ремонтная мастерская .
В 1873 году Вокс и Моулд представили проект нового здания для недавно образованного Американского музея естественной истории . Монументальное сооружение, своими размерами в три раза превосходящее размеры Британского музея , должно было полностью занять Манхэттенскую площадь (Manhattan square) возле западной границы Центрального парка. Строение длиной 850 футов (260 м) и шириной 650 футов (200 м) предлагалось создать с четырьмя замкнутыми двориками, образованными в результате постройки внутренних галерей в форме равностороннего ( греческого ) креста; центр постройки должна была украсить ступенчатая башня наподобие купола Капитолия . Архитекторам удалось возвести лишь одну из двенадцати секций здания, фасадами обращённую во внутренние дворики. Законченная в 1877 году, она сохранилась до нашего времени, однако не видна со стороны улиц из-за других, более поздних построек. Это неоготическое пятиэтажное здание с типичной для Моулда красно-белой кирпичной облицовкой. Окна четвёртого этажа и окна мансарды имеют форму флорентийских арок и окаймлены белым кирпичом. Современники сочли дизайн Вокса и Моулда устаревшим и напоминающим фабричную постройку, в связи с чем заказ на дальнейшее строительство был отдан другим авторам .
Аналогичная история произошла с возведением здания для Музея искусств Метрополитен , которое также было поручено Воксу и Моулду. Проект сооружения имел схожую с музеем естественной истории структуру, но вместо центральной башни предлагалось возвести купола над залами правильной восьмиугольной формы на пересечении секций. В 1870 году архитекторы подготовили детальный план галерей, в котором особое внимание уделялось арочным проёмам во флорентийском стиле и рельефным изображениям херувимов , а также крыше из стекла и металла. Главный вход в музей располагался со стороны парка. В 1872 году, когда план строительства музея был уже окончательно подготовлен, совет директоров принял решение о его существенном изменении: вместо длинных картинных галерей предлагалось начать со строительства просторного холла с высокими потолками для скульптур и крупногабаритных экспонатов, который не значился в первоначальном варианте. Наспех подготовленный новый проект имел существенные упрощения, а также включали временные элементы вроде балконов и деревянных лестниц, которые предлагалось перестроить в ходе следующей фазы строительства. Как и в случае музея естественной истории, руководство сочло работу Вокса и Моулда не отвечающей модным течениям, и отказалось от дальнейшего сотрудничества . В настоящее время следы работы Вокса и Моулда сохранились лишь в зале коллекции Роберта Лемана, и зале европейской скульптуры и декоративного искусства .
Ещё на стадии строительства здания музея Метрополитен весной 1874 года Моулд был уволен с поста главного архитектора Департамента парков Нью-Йорка, который он занимал предыдущие четыре года. Понимая, что новый совет директоров более не нуждается в его услугах, мастер принял предложение железнодорожного магната Генри Мейгса (Henry Meiggs) отправиться Лиму , где требовалось построить парк Parca de Recerva . Моулд проработал в столице Перу с 1875 по 1879 год и вернулся обратно в Нью-Йорк лишь после неожиданной смерти своего работодателя и начала Второй тихоокеанской войны . В 1883 году власти Нью-Йорка предложили архитектору позицию в парке в Гарлеме , где он и проработал вплоть до своей смерти в 1886 году . Последней известной работой мастера стало надгробие президента США Улисса Гранта в Риверсайд-парке , которое затем было заменено на мавзолей . Последним пристанищем архитектора стало кладбище Грин-Вуд в Нью-Йорке .
Джейкоб Моулд никогда не был женат, но имел незарегистрированные брачные отношения с Мэри Элизабет Дэли (Mary Elizabeth Daly), которые продолжались на всём протяжении нью-йоркского периода вплоть до самой смерти архитектора. В консервативном обществе Нью-Йорка XIX века, в котором преобладали викторианские моральные принципы , такое поведение считалось крайне предосудительным и многие американцы отказывались от неформальных отношений с архитектором. Он также нередко занимал деньги у своих товарищей и не спешил их возвращать, что также выходило за рамки приличия того времени. Современники описывали Джейкоба как эксцентричную, но глубоко талантливую личность, ведущую богемный образ жизни . Помимо своей профессии, Джейкоб был заядлым игроком на рояле и органе . До своего переезда в Америку он также переводил на английский язык либретто опер Глюка , Моцарта , Бетховена , Россини , Шпора и Верди .