Терраса на проспекте 25-го Октября
- 1 year ago
- 0
- 0
Бетесда ( англ. Bethesda ) — двухъярусная терраса и фонтан в Центральном парке Нью-Йорка, одни из центральных и наиболее известных объектов этой зоны отдыха. Названы в честь одноимённой иерусалимской купальни, упомянутой в Евангелии от Иоанна . Терраса построена в 1859—1865 годах архитекторами Калвертом Воксом и Джейкобом Моулдом , при этом Вокс считал её своим лучшим творением . В 1873 году фонтан нижнего яруса украсила скульптурная композиция «Angel of the Waters» работы Эммы Стеббинс .
Архитекторы Фредерик Олмстед и Калверт Вокс в плане обустройства Центрального парка обозначили террасу как промежуточный элемент между северным концом и , на котором предполагалось оборудовать каток . По мнению авторов, ступенчатая структура усилит эффект живописного пейзажа между открывающимся видом в конце аллеи и скалистым возвышением на другом берегу озера . Строительство террасы продолжалось с 1859 по 1865 годы, когда на только что образованном водоёме уже собирались любители фигурного катания .
Бо́льшую часть проектной работы выполнил Калверт Вокс. Он разделил объект на три части: помимо верхнего и нижнего ярусов, терраса также должна была включать в себя зал или туннель в виде архитектурной аркады . Верхний ярус террасы представлял собой смотровую площадку с видом на озеро и замок Бельведер , с двумя парадными лестницами по сторонам. По нему также проходила дорога для лошадей и повозок, перпендикулярная променаду . Богато украшенный туннель, в который можно было спуститься по широкой лестнице в конце аллеи, выполнял функцию подземного перехода под проезжей частью и выходил напрямую к фонтану . Архитектор настоял на использовании достаточно дорогого на тот момент материала — привезённого из канадского Нью-Брансуика песчаника , который, по его мнению, хорошо сочетался с изобилием зелени в парке. В частности, из этого камня были изготовлены балюстрада , колонны и арки . По проекту помощника Вокса Джейкоба Моулда , потолок туннеля украсили цветными изразцами , изготовленными британской компанией . По его же решению все столбики и ограждения террасы были дополнены панно — резными композициями на тему различных проявлений природы . Так, на балясинах перил лестничных маршей можно увидеть животных и растения, символизирующие времена года . На горельефах столбиков возле лестницы в туннель изображены образы, характерные для дня или ночи: в первом случае солнце и кричащий петух, во втором — сова, летучая мышь, светильник Джека и ведьма на метле .
На нижней террасе Вокс спроектировал фонтан, состоящий из трёхуровневой каменной чаши в бассейне. Диаметр бассейна составлял около 29 м . За образец были взяты два аналогичных сооружения, построенные на парижской Площади Согласия в 1840 году по проекту Жака Гитторфа . В 1862 году Вокс и Моулд предложили поставить по периметру нижнего яруса 26 памятников прославленным американцам, однако эта затея не нашла поддержки у Совета уполномоченных парка, признавших её слишком расточительной . Вместо этого попечители вне конкурса предложили создать скульптурную композицию для фонтана Эмме Стеббинс , родной сестре президента Совета Генри Стеббинса (Henry Stebbins) . Сам руководитель попечительской организации, по совместительству занимавший пост главы Нью-Йоркской фондовой биржи , сумел собрать частные пожертвования на строительство фонтана, благодаря чему бюджет проекта вырос с 8 до более чем 63 тыс. долларов .
Отлитая в 1870 году в Мюнхене композиция в стиле неоклассицизма получила название «Angel of the Waters», а сам фонтан и окружающая его терраса «Бетесда» в честь библейского сюжета . Центральную часть композиции занимает фигура ангела в виде мускулистой женщины с расправленными крыльями, который подобно ангелу из Евангелия от Иоанна «возмущает» и делает целебной воду находящейся перед ним купальни. Фонтан снабжался пресной водой из построенного в 1842 году акведука , и Стеббинс считала эту чистую и целебную воду подарком для жителей города, сравнивая его с библейской историей. Под верхней чашей, на которой стоит ангел, можно увидеть образы четырёх херувимов , олицетворяющих символы пуританской этики: сдержанность, чистоту, здоровье и мир .
Официальное открытие композиции состоялось в 1873 году. Современные издания акцентируют внимание на негативные отзывы критиков того времени. Помимо обвинений в кумовстве , многие считали изображение ангела грубым, уродливым и отталкивающим. В качестве примера приводится одно сравнение центральной фигуры «с танцующей польку служанкой» .
В 60-е годы XX века, когда руководство Центрального парка взяло курс на либерализацию правил поведения, терраса стала популярным местом тусовок афроамериканцев и пуэрториканцев из близлежащего Гарлема , а также хиппи и других неформальных молодёжных объединений. Возле фонтана играли на гитарах , слушали громкую латиноамериканскую музыку , метали диски , курили марихуану и открыто демонстрировали свои сексуальные предпочтения . C наступлением бюджетного кризиса в 70-е контроль над парком ещё более ослаб, и объекты парка подверглись частым актам вандализма . В частности, балюстрада и стены террасы покрылись граффити и резными надписями, в неработающем фонтане плавали пивные банки и прочий мусор, из аркадного зала исчезли позолоченные элементы декора .
Ситуация изменилась к лучшему в начале 80-х годов, когда Департамент парков Нью-Йорка заключил контракт с частной некоммерческой организацией на проведение реставрационных работ. По этой причине в 1984—1985 годах терраса и фонтан были частично закрыты для посетителей . Детали экстерьера поднимали на строительных кранах и транспортировали в мастерские. Утраченные элементы изготавливали вновь по сохранившимся фотографиям, стараясь в точности воспроизвести первоначальный вид. Песчаник импортировали из того же самого карьера, что и оригинал для сохранения характерного серо-голубого оттенка. В 1983 году были сняты пострадавшие от протечек изразцы потолка аркадного туннеля, созданы новые бетонные перекрытия . Реставрация керамики стала возможной только в 2004 году, когда были выделены соответствующие средства. Открытие аркады в первоначальном виде состоялось в марте 2007 года .