Interested Article - Белостоцкий, Ефим Исаевич

Ефи́м Иса́евич Белосто́цкий ( 16 (28) июня 1893 года , г. Елисаветград 2 октября 1961 года , г. Киев ) — советский скульптор.

Биография

Родился 16 (28) июня 1893 года в городе Елисаветграде . В 1913 1918 годах учился в художественной школе, в 1919 1922 годах — в Одесском художественном училище у К. Костанди и Б. Эдуардса . С 1933 года работал скульптором. Член ВКП(б) с 1943 года .

Умер в Киеве 2 октября 1961 года . Похоронен в Киеве, на Байковом кладбище .

Творчество

Ефим Белостоцкий относится к поколению художников, стоявших у истоков формирования и осуществления программы идеологического искусства в СССР. Восприняв с искренностью идеи революции, художник воплощает их в своем творчестве, демонстрируя пример правдивого следования идеалам эпохи. Его наследию принадлежат десятки произведений в самых разнообразных жанрах скульптуры, воплотивших как идеи конструктивизма в раннем периоде творчества, так и принципы социалистического реализма, доминирующего в его искусстве в дальнейшем. Становление творческого пути молодого скульптора пришлось на 1920-е годы. В то время в осуществлении знаменитого ленинского плана монументальной пропаганды о снятии памятников «царей и их слуг» и разработке монументов нового типа принимала участие воодушевленная непоколебимыми идеями активная творческая интеллигенция. К таковым относился и Ефим Белостоцкий. Одна из его первых известных работ, выполненных в рамках заказа данного плана на Украине — памятник В. Ленину (1925) в Киеве на хуторе Грушки . Этот яркий проект, выполненный в духе времени, в стиле конструктивизма, отвечал и замыслу произведения, и требованиям заказа. Тема ленинианы и сталинианы в творчестве скульптора получила официальное признание в советском социуме. Широко известную его скульптурную композицию «Светочи коммунизма» 1960 года в Петрозаводске , ставшую одним из ярчайших идеологических символов государства, можно сравнить по аналогии с известной работой русского советского скульптора Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Лаконичная, выверенная форма этого произведения впоследствии не раз заимствована современными дизайнерскими средствами. На основе скульптуры в 1976 году была издана почтовая марка.

Основные работы Белостоцкий создал в соавторстве со скульпторами Г. Пивоваровым и Э. Фридманом . Создал обелиск участникам Трипольского похода в Триполье Обуховского района Киевской области Украины (1934—1936), состоявший из пяти бронзовых горельефов на тему подвига героев, памятник стратонавтам (1938, установлен в Донецке в 1953 году) , памятник Серго Орджоникидзе для завода «Ленинская кузница» (1937), монументально-декоративная статуя «Клим Ворошилов» (1938), скульптурные композиции «Стахановцы промышленности» и «Стахановцы сельского хозяйства» для павильона УССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве и для интерьера павильона монументальный барельеф «Ленин и Сталин» (демонтирован в конце 1950-х годов) и горельеф «Старое и новое сельское хозяйство» (1939), скульптурную композицию «Ленин и Сталин в Горках» (1935), которая впоследствии была размножена и установлена во многих населённых пунктах Советского Союза , памятники Амангельды Иманова для города Кустаная (1943), К. А. Гурову (1954) в Донецке, Г. И. Котовскому в Умани (1957), Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу в Петрозаводске (в соавторстве с Э. Фридманом и П. Ф. Остапенко , 1960).

Отдельную страницу в творчестве Белостоцкого занимает скульптурный портрет. Достоверности и глубокого психологизма образа добивается художник в этом жанре. В своих моделях, будь то герой, ученый, писатель или артист, он раскрывает, прежде всего, красоту и неповторимость внутреннего мира человека, его души. Владея материалом — гипсом, бетоном, гранитом, мрамором — скульптор демонстрирует точное знание рисунка пластики, составляющего основу художественного образа в скульптуре. Белостоцкий является автором скульптурных портретов М. Заньковецкой (1936), П. Тычины (1937), « Партизанка Коваленко» (1945), « Богдан Хмельницкий » (1954), « Михаил Фрунзе » (1955), « Антон Макаренко » (1957), надгробий М. Заньковецкой (1937) и Н. Лысенко (1939) на Байковом кладбище в Киеве. Он привнёс в советскую украинскую школу монументальной скульптуры традиции классического мирового искусства, и вошел в историю культуры Украины как один из талантливейших мастеров первой половины XX столетия.

Семья

Сын — Белостоцкий Анатолий Ефимович (1921—1993), народный художник УССР .

Дочь - Белостоцкая Рашэль Ефимовна, архитектор.

Награды

Изображения

Примечания

  1. . // Донецк: история, события, факты . Дата обращения: 2 июня 2012. 21 января 2013 года.
  2. . // Монументальная пропаганда в СССР . Дата обращения: 4 мая 2012. 27 сентября 2013 года.
  3. . // Культура и Искусство в Татарстане . Дата обращения: 4 мая 2012. 7 июня 2012 года.
  4. . // Симферополь вчера и сегодня . Дата обращения: 4 мая 2012. 13 февраля 2013 года.

Литература

  • Лисенко Л., Протас М. Мистецтво другої половини 1930-х — першої половини 1950-х років. Скульптура // Історія українського мистецтва. У 5-ти томах. / Гол. ред. Г. Скрипник, наук. ред. Т. Кара-Васильєва. — К.: ІМФЕ ім. М. Т. Рильського, 2007. — . — С. 353—358. — ISBN 966-02-4107-0 . (укр.)
  • Митці України: Енциклопедичний довідник / за ред. А. В. Кудрицького . — К. : «Українська енциклопедія» ім. М. П. Бажана, 1992. — С. 71 — ISBN 5-88500-042-5 . (укр.)
  • (укр.) / упоряд.: А. В. Кудрицький , М. Г. Лабінський ; за ред. А. В. Кудрицького. — К. : «Українська енциклопедія» ім. М. П. Бажана, 1997. — С. 65. — ISBN 5-88500-071-9 .
Источник —

Same as Белостоцкий, Ефим Исаевич