Аббондати, Джордано
- 1 year ago
- 0
- 0
Умберто Менотти Мария Джордано ( итал. Umberto Menotti Maria Giordano ; 28 августа 1867 , Фоджа ― 12 ноября 1948 , Милан ) ― итальянский оперный композитор , один из заметных представителей веризма .
Джордано родился в семье химика, музыкой начал заниматься против желания родителей. В 1882 поступил в Неаполитанскую консерваторию , где учился у Паоло Серрао и Джузеппе Мартуччи . Ещё будучи студентом, он сочинил одноактную оперу «Марина» и представил её на конкурс, организованный издателем в 1889 году. Из 73 участвовавших в конкурсе композиторов Джордано занял шестое место (победил Пьетро Масканьи с оперой « Сельская честь »), однако Сондзоньо заинтересовался его музыкой и заказал ему полномасштабную оперу «Малавита» («Преступная жизнь») на сюжет драмы из жизни бедных обитателей неаполитанских предместий. Написанная в 1892 году, опера имела успех в Австрии и Германии , однако в Италии публика и критики приняли её весьма прохладно, не изменив своего отношения даже пять лет спустя, когда композитор существенно её переработал (поставлена в Милане под названием «Обет»). Тем временем от Сондзоньо поступил заказ на новую оперу «Реджина Диас», которая должна была быть сочинена к столетию Саверио Меркаданте . Сюжет не вдохновил Джордано, опера была снята с репертуара уже после второго представления, и разочарованный Сондзоньо отказался от дальнейшего сотрудничества с композитором.
В 1894 году Джордано переселяется в Милан, где знакомится с Джузеппе Верди и время от времени консультируется у него по поводу своих сочинений. В это время он начинает работу над оперой « Андре Шенье », либретто которой ему предоставил композитор Альберто Франкетти . В её основе ― судьба знаменитого французского поэта , казнённого в годы якобинской диктатуры. 28 марта 1896 эта опера была впервые поставлена в театре « Ла Скала » и принесла автору шумный успех. О Джордано начали говорить как об одном из крупнейших молодых итальянских оперных композиторов. Следующая его опера ― « Федора », на сюжет Викторьена Сарду ― также была встречена публикой с восторгом, а на её премьере 17 ноября 1898 года в миланском «Театро лирико» одну из партий исполнял молодой и малоизвестный тогда тенор Энрико Карузо . «Федора» оставалась в репертуаре итальянских театров в течение многих сезонов и иногда исполняется и в наше время.
Последующие работы Джордано менее известны широкой публике. Опера « Сибирь » получила одобрительные отзывы от французских критиков, однако две следующие оперы ― «Марчелла» и «Мадам Сан-Жен» ― уже не имели такой популярности, как ранние сочинения (несмотря на то, что, в частности, премьерой « Мадам Сан-Жен » дирижировал Артуро Тосканини , а одну из главных партий пела ). Относительно успешными его произведениями позднего периода считаются оперы «Ужин с шутками» и «Король», шедшие на сценах итальянских театров в 1930-е годы. После 1929 Джордано сочинял мало, в основном песни и романсы.
Джордано ― представитель позднеромантической традиции в итальянской опере, сочетающий в своих сочинениях яркую эмоциональность с лёгкостью и изящностью изложения. Для большей красочности он вводит в оперы элементы фольклора или танцевальной музыки, фрагменты революционных песен («Андре Шенье»). Некоторое несовершенство музыкальной драматургии Джордано компенсируется мастерским вокальным письмом. Отдельные арии из его опер вошли в репертуар крупнейших итальянских и мировых певцов. В Италии также известны его поздние песни, которые исполняли и записывали, в частности, Клаудия Муцио и Беньямино Джильи .