Брызгунова, Елена Андреевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Еле́на Иоаса́фовна Дружи́нина (девичья фамилия Чистякова; 29 марта ( 11 апреля ) 1916 — 12 декабря 2000 ) — советский и российский историк , специалист по истории дипломатии России XVIII века, истории Северного Причерноморья ( Новороссии ). Доктор исторических наук (1970), член-корреспондент АН СССР (1981) по Отделению истории. С 1946 года — сотрудник Института истории АН СССР .
Под влиянием музыки, постоянно звучавшей дома, Елена в детстве мечтала быть балериной. В 1926/27 учебном году по утрам ходила в школу, а вечером — на хореографические курсы ГАБТ . 3 мая 1927 вместе с другими ученицами младших классов училища выступила на сцене Большого театра в показательном спектакле.
В школе история не преподавалась. Некоторые элементы исторических знаний школьники получали на уроках литературы, которую преподавала талантливая учительница Е. К. Северная. Её рассказы впервые вызвали у Елены интерес к Некрасову , Чернышевскому , Добролюбову и к разночинной интеллигенции вообще. Под одним школьным сочинением Елены Екатерина Кузьминична написала: «Видна мысль и самостоятельность». В 1931 году окончила школу-семилетку (в 15-летнем возрасте), но до 18 лет ни в вузы, ни в техникумы не принимали.
В 1931 г. в Москве открылся Институт новых языков (позднее МГПИИЯ имени Мориса Тореза ). В нём было экскурсионно-переводческое отделение, которое должно было срочно подготовить переводчиков для международного акционерного общества «Интурист». На возраст не обращали внимания: если поступающий знал хотя бы немного какой-нибудь иностранный язык, его охотно принимали и не обязательно на первый курс, можно было поступить и на другие. У Елены была некоторая подготовка по немецкому языку. Во-первых, этот язык преподавали в школе, во-вторых, её отец настоял, чтобы она и брат Николай занимались иностранными языками частным образом с преподавателями. По окончании школы-семилетки в 1931 г. Дружинина поступила на экскурсионно-переводческого отделение Московского института новых языков, изучала немецкий язык . На 1-м курсе Елена попросила перевести её на 3-й курс, После необходимой проверки знаний она была принята. В январе 1934 г. окончила институт досрочно (за 2,5 года).
Среди преподавателей немецких групп особенную любовь и уважение снискал швейцарский революционер Фриц Платтен . Сначала он читал лекции по политической экономии на немецком языке, а по окончании этого курса согласился вести устную практику немецкого языка. Это была выдающаяся личность, оставившая глубокий след в умах и сердцах учеников. С его именем связано, в частности, воспитание подлинными, страстными интернационалистами.
После окончания института работала гидом-переводчиком в Интуристе .
Осенью 1936 г. поступила на исторический факультет Московского университета . Елена решила специализироваться по отечественной истории, понимая этот предмет как историю не только русского, но и других народов нашей страны. Не случайно основной курс лекций, на который собирались все студенты первого приёма, назывался «История народов СССР». Читала его профессор М. В. Нечкина , она же проводила семинары по данной проблематике. Когда Елена заканчивала университет и сдавала государственные экзамены, началась Великая Отечественная война.
В августе 1941 г. Елена добровольно вступила в ряды действующей армии и в качестве военной переводчицы- особистки участвовала в борьбе за освобождение Ленинграда. Её работа сводилась к опросу военнопленных, переводу множества бумаг (дневники, письма, газеты и прочие материалы), обнаруженных в покинутых немцами блиндажах. Эти документы говорили о настроениях противника на фронте и в тылу. На основании некоторых переводов с немецкого ею были написаны заметки и статьи, которые печатались во фронтовой газете «В бой за Родину». Если переводческой работы было мало, Елена работала в военной цензуре. Находясь на Волховском фронте в г. Будогощи, из письма от брата узнала о смерти отца (23 августа 1942 г. в Москве, в возрасте 72 лет).
Народный комиссариат государственной безопасности счёл целесообразным перевести Елену на работу в Центральный аппарат НКГБ (ставший вскоре МГБ). В связи с этим летом 1943 г. Елена вернулась в Москву. К этому времени она имела звание старшего лейтенанта административной службы. Ей поручили работать на немецком, английском, французском и турецком языках.
Состояла на военной службе до поступления в аспирантуру в 1944 г. О своей работе военным переводчиком Дружинина оставила воспоминания .
После возвращения в Москву из эвакуации Института истории Академии наук СССР Елена стала в свободные часы посещать его заседания, а затем подала заявление в аспирантуру, приложив свои печатные и рукописные работы, а также рекомендации М. В. Нечкиной, М. О. Косвена , С. А. Токарева и других профессоров. К этому времени она выбрала тему диссертации: «Кючук-Кайнарджийский мир 1774 г.». Мир этот, названный по месту его подписания (деревня Малая Кайнарджа в Болгарии), можно было понять и оценить только после изучения политического и экономического состояния России, Турции и международной обстановки.
После успешной сдачи Дружининой экзаменов в аспирантуру академик М. В. Нечкина написала большое письмо заместителю министра государственной безопасности генерал-майору Свинелупову о том, что Чистякова — сложившийся исследователь, а потому целесообразно освободить её от работы в МГБ для продолжения исторического образования. В мае 1944 года начальство МГБ пошло навстречу: разрешило оставить военную службу и вернуться к своей основной профессии. В Институте истории Елену зачислили в сектор истории XIX — начала XX века, который иногда называли также сектором капитализма. Этим сектором заведовал её будущий супруг Н. М. Дружинин . В 1946 году, ещё до окончания аспирантуры, Елена получила приглашение занять штатную должность младшего научного сотрудника сектора военной истории (им заведовал гвардии генерал-лейтенант А. В. Сухомлин ). В её обязанности входило работать учёным секретарем сектора и составителем трёхтомного документального сборника «А. В. Суворов». Документы, подлежавшие подбору и комментариям, хранились преимущественно в Центральном государственном военно-историческом архиве , который стал с тех пор одним из основных мест её работы. А. В. Сухомлин старался комплектовать свой сектор участниками Великой Отечественной войны,
В 1950—1980-х годах Е. И. Дружинина проявила себя как выдающийся историк русской дипломатической деятельности на Балканах и Северном Причерноморье второй половины XVIII в. Классической стала её монография « Кючук-Кайнарджийский мир 1774 года (его подготовка и заключение)» (М., 1955), где впервые в русской и советской историографии рассмотрено многоаспектное значение данного договора.
Основным объектом исследований учёного являлись: история заселения и хозяйственного освоения Северного Причерноморья ( Новороссии , Южной Украины ) во второй половине XVIII — середине XIX веков. Елена Иоасафовна опубликовала по данной теме три фундаментальные монографии и большое количество научных статей.
Впервые в историографии на огромной источниковой базе (в первую очередь, неопубликованные материалы архивных собраний РГВИА , РГАДА , РГИА и др.), подробно были рассмотрены геополитические, демографические, социально-экономические и культурные аспекты процесса заселения и освоения Новороссии в дореформенный период . Работы Е. И. Дружининой по истории Новороссии стали классическими для изучения данной темы и остаются непревзойденными до сих пор в российской и в украинской историографии.