Interested Article - Алчевский, Иван Алексеевич
- 2020-12-31
- 1
Ива́н Алексе́евич Алче́вский (за границей выступал под именем Jean Altchevsky ; Alčevskij ; Altschewsky ; 15 [27] декабря 1876 , Харьков — 26 апреля [ 9 мая ] 1917 , Баку ) — оперный певец (лирико-драматический тенор).
Биография
Учился пению под руководством старшего брата Григория . В период учёбы в гимназии участвовал в концертах и музыкально-драматических вечерах. В 1901 году окончил естественный факультет Харьковского университета .
С 1901 года, дебютировав (при содействии Ю. Абазы ) в партии Индийского гостя , пел в Мариинском театре , выступив в 1901—1905 годах более чем в 20 партиях . В этот период совершенствовал своё вокальное и сценическое мастерство у О. О. Палечека и А. В. Панаевой-Карцовой , в летние месяцы — у Ж. Решке и Ф. Литвин в Париже .
В 1905—1907 годах выступал за рубежом в операх Ш. Гуно (« Ромео и Джульетта », « Фауст »), Дж. Мейербера (« Гугеноты », « Динора »), Р. Вагнера (« Лоэнгрин »), К. В. Глюка (« Армида », « Альцеста »), П. И. Чайковского (« Евгений Онегин »), Ж. Массне («Наваррка») :
- 1905—1906 — в « Ла Монне » ( Брюссель ), вместе с Ф. Литвин;
- 1906 — в « Ковент-Гардене » ( Лондон );
- 1906 — в «Манхэттен-опера» ( Нью-Йорк ); в концертах под управлением В. И. Сафонова исполнял также произведения русских композиторов;
- 1907 — в Бостоне .
В 1907—1908 годы — солист Оперы С. Зимина ( Москва ). С марта 1908 года выступал в Большом театре и частных антрепризах, в мае пел в « Борисе Годунове » М. П. Мусоргского в « Гранд-Опера » ( Париж , по приглашению С. П. Дягилева ) . В 1908—1910 и 1912—1914 — солист «Гранд-Опера» (в 1910 в « Самсоне и Далиле » произвёл глубокое впечатление на К. Сен-Санса , присутствовавшего на спектакле) .
В 1909 организовал и по 1912 года возглавлял в Москве кружок «Кобзарь», в котором исполнялись произведения украинских композиторов; выступал здесь с докладом о современной украинской музыке. Совместно с и организовал в Харькове украинские концерты .
Гастролировал в Монте-Карло (1909), Алжире (1912), Марселе (1914). В 1914 году участвовал в «Русских сезонах» С. П. Дягилева в Париже и в Лондоне, где в «Борисе Годунове» и « Псковитянке » пел в ансамбле с Ф. И. Шаляпиным .
В 1910—1912 и 1915—1917 годы — солист Большого и Мариинского театров. В 1914 году выступал в Одессе и Харькове, в сезоне 1914/15 — на сцене петербургского Народного дома .
В 1917 выступал в Харькове, затем в Тифлисе и Баку . Скончался от менингита 10 мая 1917 года .
Похоронен в Харькове .
Семья
Отец — Алексей Кириллович Алчевский (1835—1901), предприниматель, меценат, создатель первого в России акционерного ипотечного банка и финансово-промышленной группы.
Мать — Христина Даниловна Алчевская (урождённая Журавлёва; 1841—1920), педагог, просветитель.
Братья:
- Дмитрий (1866—1920) — предприниматель,
- Григорий (1866—1920) — композитор,
- Николай (1872—1942) — театральный критик.
Сёстры:
- Анна (1868—1931) — жена академика А. Н. Бекетова ,
- Христина (1882—1931) — поэтесса, переводчик и педагог.
Творчество
Обладал абсолютным слухом и замечательной музыкальной памятью. Его голос мягкого тембра имел обширный диапазон (в нижнем регистре был близок к баритоновому звучанию, что позволило певцу осенью 1914 исполнить баритоновую партию Демона , а в верхнем, свободно достигавшем ре 2 — ми-бемоль 2 , отличался гибкостью и свободой), благодаря чему И. А. Алчевский преодолевал тесситурные трудности, а также исполнял сложные пассажи с лёгкостью колоратурного сопрано. Его исполнению были присущи богатство тембровых красок и тонкая музыкальная фразировка .
Партнёрами И. А. Алчевского на сцене были Л. Н. Балановская , А. Ю. Больска , А. Бончи , А. И. Добровольская , М. И. Долина , Н. С. Ермоленко-Южина , Н. И. Забела-Врубель , В. И. Касторский , А. Г. Козаковская , В. И. Куза , М. А. Михайлова , Ю. Н. Носилова , В. Р. Петров , Г. С. Пирогов , К. Т. Серебряков , Е. В. Слатина , А. В. Смирнов , К. А. Тугаринова , Н. А. Фриде , Ф. И. Шаляпин , М. И. Закревская , М. А. Де-Рибас , П. И. Цесевич , Э. Карузо , Л.Тетраццини , М.Баттистини . Выступал также с вокальным квартетом под управлением М. М. Чупрынникова . С 1916 готовил камерные программы с М. А. Бихтером . Пел под управлением А. П. Асланова , Ф. М. Блуменфельда , А. И. Зилоти , Ф. Казадезюса , Э. А. Крушевского , Э. А. Купера , С. А. Кусевицкого , Э. Ф. Направника , А. Никиша , В. И. Сука , Н. Фёдорова, П. П. Шенка .
И. А. Алчевский осуществил в Одессе постановку «Пиковой дамы» П. Чайковского (1916) , выступал в качестве симфонического дирижёра, пианиста (иногда в концертах аккомпанировал сам себе). Был почитателем творчества А. Н. Скрябина и С. С. Прокофьева .
Обширный репертуар И. А. Алчевского включал 55 героических, драматических, лирических и хара́ктерных оперных партий (в том числе 19 — в операх русских композиторов), а также сольные партии в симфонических произведениях (« Колокола » С. В. Рахманинова , « Осуждение Фауста » Г. Берлиоза ), романсы ( М. И. Глинки , А. П. Бородина , Н. А. Римского-Корсакова , С. В. Рахманинова, Н. В. Лысенко , Я. С. Степового , Г. А. Алчевского , А. Б. Гольденвейзера , С. С. Прокофьева , М. Ф. Гнесина , Дж. Энеску , К. Дебюсси , М. Равеля , К. Сен-Санса ), русские и украинские народные песни .
Избранные оперные партии
- Богдан Собинин (« Жизнь за царя » М. И. Глинки )
- Баян (« Руслан и Людмила » М. И. Глинки)
- Андрей (« Запорожец за Дунаем » С. С. Гулак-Артемовского )
- Дон Жуан (« Каменный гость » А. С. Даргомыжского ) — первый исполнитель в Мариинском театре (1917, ред. и инструментовка Н. А. Римского-Корсакова, дирижёр Н. А. Малько )
- Князь Синодал (« Демон » А. Г. Рубинштейна )
- Фераморс ( одноимённая опера А. Г. Рубинштейна)
- Руальд (« Рогнеда » А. Н. Серова )
- Князь Василий Шуйский (« Борис Годунов » М. П. Мусоргского ) — первый исполнитель в Париже (1908, «Гранд-Опера», ред. и инструментовка Н. А. Римского-Корсакова)
- Ленский (« Евгений Онегин » П. И. Чайковского ) — первый исполнитель в «Ковент-Гардене» (1906, на итальянском языке, в ансамбле с М. Баттистини)
- Герман ( Пиковая дама П. И. Чайковского)
- Карл VII (« Сарацин » Ц. А. Кюи )
- Звездочёт (« Золотой петушок » Н. А. Римского-Корсакова ) — первый исполнитель в «Ковент-Гардене» (1914, на итальянском языке) и в Париже (1914, дирижёр Пьер Монтё ) ; в опере-балете « Золотой петушок »
- Садко ( одноимённая опера Н. А. Римского-Корсакова)
- Тразея Пет (« Сервилия » Н. А. Римского-Корсакова)
- Михайло Туча (« Псковитянка » Н. А. Римского-Корсакова)
- Петро (« » Н. В. Лысенко )
- Жан-Мари («Последнее свидание» П. П. Шенка ) — первый исполнитель (1904)
- Адмет (« Альцеста » К. В. Глюка )
- Ринальдо (« Армида » К. В. Глюка)
- Макс (« Вольный стрелок » К. М. Вебера )
- Элеазар (« Жидовка » Ж. Ф. Галеви )
- Рауль де Нанжи (« Гугеноты » Дж. Мейербера )
- Иоанн Лейденский (« Пророк » Дж. Мейербера)
- Корентин (« Динора » Дж. Мейербера)
- Рамон («Наваррка» Ж. Массне )
- Хозе (« Кармен » Ж. Бизе )
- Самсон (« Самсон и Далила » К. Сен-Санса )
- Фауст (« » А. Бойто )
- Радамес (« Аида » Дж. Верди )
- Герцог (« Риголетто » Дж. Верди)
- Альфред (« Травиата » Дж. Верди)
- Джеральд (« Лакме » Л. Делиба ) — первый исполнитель в Мариинском театре (1903)
- Зигфрид (« Гибель богов » Р. Вагнера ) — первый исполнитель в Большом театре (1911)
- Тангейзер ( одноимённая опера Р. Вагнера)
- Лоэнгрин ( одноимённая опера Р. Вагнера)
- Канио (« Паяцы » Р. Леонкавалло )
- Кобзарь («Кобзарь»/«Le Cobzar» ) — первый исполнитель (16.2.1909, Монте-Карло ; дирижёр )
- Лазаро («Шемо»/«Scemo» ) — первый исполнитель (май 1914, « Гранд-Опера », дирижёр Андре Мессаже )
Дискография
Записал 8 арий на грампластинки в Петербурге («Граммофон / G & T», 1903; «Зонофон», 1903; «Амур»; HMV) . Одна из них (ария Лоэнгрина «В далёкой стране» из 3-го акта одноимённой оперы Р. Вагнера) воспроизведена на CD «Russian Singers — Vol. 1» (No. 50011) серии Kleines Historisches Sänger-Lexikon, выпущенной обществом Hamburger Archiv für Gesangskunst .
Отзывы
Дон Жуан Даргомыжского был у Алчевского исключительным художественным созданием. Темперамент артиста делал все исполнение весьма красочным и увлекательным. В Дон Жуане Алчевский показывал с самой лучшей стороны свой талант музыкального декламатора, свою способность глубоко вникать в стиль исполняемого.
— Э. Старк (цит. по: )
В музыке
И. А. Алчевскому посвящены два романса М. Ф. Гнесина («В последний час», «Когда огонь любви», 1917), песня Дж. Энеску .
Примечания
- ↑ Алчевский Иван Алексеевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- В от 4 марта 2016 на Wayback Machine источниках указывается дата смерти 27 апреля ( 10 мая ) 1917 .
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ . Наш Баку. Дата обращения: 8 июля 2015.
- Pavlo Oleksiĭovych Ivanovsʹkyĭ, Kyrylo IEvhenovych Myloslavsʹkyĭ. . — Moskva: "Sov. kompozitor", 1972. 9 июля 2021 года.
- ↑ Лисенко I. (укр.) // Вечерняя Одесса. — 2013. — № 78—79 (9800—9801) . 9 июля 2015 года.
- , с. 83.
- И. А. Алчевский участвовал в юбилейном — 800-м — представлении оперы на сцене Мариинского театра 21 октября 1916, дирижировал Н. А. Малько .
- И. А. Алчевский готовил эту партию под руководством В. Э. Мейерхольда .
- Партия Кобзаря была написана специально для И. А. Алчевского.
- (нем.) . Hamburger Archiv für Gesangskunst. Дата обращения: 8 июля 2015. 4 марта 2016 года.
- (англ.) . Hamburger Archiv für Gesangskunst. Дата обращения: 8 июля 2015. 9 июля 2015 года.
Литература
- Голубин, Г. // Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач . — Институт общегуманитарных исследований, 2014. — ISBN 978-5-88230-296-1 .
Ссылки
- Алчевский Иван Алексеевич // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
- Алчевский Иван Алексеевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Цодоков Е. . Belcanto.ru. Дата обращения: 8 июля 2015. 8 июля 2015 года.
- Коротина А. А. // Южно-Российский музыкальный альманах. — 2016. — № 2 . — С. 81—86 .
- Ивановский П. Иван Алчевский: [1876-1917] / П. Ивановский, К. Милославский; Предисл. засл. деят. иск. РСФСР и УзССР О. Чишко.— М.: Сов. композитор, 1972.— 126 с.
- Іван Алчевський: Спогади. Матеріали. Листування / Вступ. ст., упоряд. І прим. І. Лисенка, К. Милославського.— К.: Муз. Укр., 1980. — 294 с (на украинском языке) от 9 июля 2021 на Wayback Machine
- 2020-12-31
- 1