Чижикова, Людмила Николаевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Леони́да Никола́евна Балано́вская (в замужестве — Экскузович ; 26 октября [ 7 ноября ] 1883 , Шпола , Киевская губерния — 28 августа 1960 , Москва ) — русская и советская оперная певица (сопрано), вокальный педагог.
Родилась в семье бухгалтера; детство провела в Елисаветграде . Обучалась музыке у матери-пианистки . Окончила Петербургскую консерваторию (класс ) . Дебютировала в Петербурге в партии Джоконды ( одноимённая опера А. Понкьелли , 1905, антреприза А. А. Церетели ). В 1906—1907 годы пела в Мариинском театре (дебют — Валентина в « Гугенотах » Дж. Мейербера ) . В 1907—1908 годы выступала в Киеве (антреприза С. В. Брыкина ). В 1908—1919 и 1925—1926 годах — солистка Большого театра . Гастролировала во Франции (1911—1912, 1914), Англии и Австрии (1914) .
В 1910—1917 годах участвовала в деятельности музыкально-драматического товарищества «Кобзарь» ( Москва ), где исполняла романсы Н. В. Лысенко и Я. С. Степового , украинские народные песни. В 1911 году сыграла Хозяйку в пьесе «Назар Стодоля» Т. Г. Шевченко .
Пела в опере в Севастополе (1919—1922), в Ростове-на-Дону (1922), в Сибирской опере ( Омск , 1923—1924), в Харьковской опере (1926—1933) . Гастролировала с концертами в Казани (1924), Самаре , по Сибири и Дальнему Востоку, в Китае (1925—1926) .
Одновременно с 1921 года преподавала: в Севастопольском музыкальном училище (1921—1922), Минском музыкальном техникуме (1924), Харьковском музыкально-драматическом институте (1927—1933). В 1933—1935 годах заведовала вокальной кафедрой Бакинской консерватории , в 1935—1955 годы преподавала в Московской консерватории (с 1941 — профессор) . Также преподавала в музыкальном училище при Московской консерватории (с 1935), была педагогом хора в Большом театре (1944—1948) . В числе её учениц — А. Г. Соленкова , Н. Добролюбова.
Жена театрального деятеля Ивана Васильевича Экскузовича .
Обладала голосом обширного диапазона, что позволяло легко преодолевать тесситурные трудности .
Партнёрами Л. Н. Балановской на сцене были И. А. Алчевский , П. З. Андреев , К. Е. Антарова , Г. А. Бакланов , , А. П. Боначич , Г. А. Боссе , , А. И. Добровольская , И. В. Ершов , Л. М. Клементьев , А. М. Лабинский , В. А. Лосский , С. И. Мигай , А. В. Нежданова , Л.Образцов , В. Р. Петров , Г. С. Пирогов , Л. Ф. Савранский , Л. В. Собинов , В. С. Тютюнник , П. П. Фигуров , Ф. И. Шаляпин .
Пела под управлением У. И. Авранека , Э. А. Купера , С. А. Кусевицкого , Э. Ф. Направника , А. Никиша , Й. Позена, В. И. Сафонова , В. И. Сука .
Её репертуар включал около 40 оперных партий (сопрановых и меццо-сопрановых), а также вокальные партии в симфонических произведениях ( Маргарита в « Осуждении Фауста » Г. Берлиоза ), произведения М. П. Мусоргского и Р.Вагнера .
В 1913 году на 6 грампластинок (Москва, « Пате ») в исполнении Л. Н. Балановской были записаны арии из опер Н. А. Римского-Корсакова , Дж. Верди , А.Понкьелли и Р.Вагнера , из которых сохранилась одна — «Смерть Изольды» (из 3-го действия оперы « Тристан и Изольда ») . Запись воспроизведена в последующих изданиях: