Дмитриев, Владимир Владимирович (физик)
- 1 year ago
- 0
- 0
Владимир Юрьевич Дмитриев ( 18 января 1940 , Москва — 7 июля 2013 , там же) — киновед-архивист, лауреат Государственной премии РФ (2006), первый заместитель генерального директора Госфильмофонда, создатель, вдохновитель и художественный руководитель фестиваля архивного кино «Белые Столбы». Заслуженный работник культуры Российской Федерации ( 1998 ).
Родился 18 января 1940 года в Москве в семье театроведа Юрия Арсеньевича Дмитриева . В годы войны семья жила в эвакуации в Свердловске . Там в 1944 году маленький Володя посмотрел свой первый фильм — « Багдадский вор » . Кроме того, отец часто водил его в театр .
В 1957 году поступил на киноведческий факультет ВГИКа , который окончил в 1962 году. После учёбы принят на работу в Госфильмофонд СССР . С 1966 года работал начальником отдела научной обработки иностранного фильмофонда. В 1974 году вступил в КПСС .
В 1996 году назначен заместителем, а затем первым заместителем генерального директора Госфильмофонда России. Во многом благодаря ему Госфильмофонд стал одним из крупнейших киноархивов мира, коллекция которого насчитывает сегодня 65 000 названий . О принципах своей работы писал :
Опыт подсказывает, что нет ничего более опасного, чем руководствоваться при сборе коллекции вкусовыми пристрастиями, политической целесообразностью, коммерческим успехом и даже высокими художественными критериями. В мировом масштабе такой подход к делу привел к печальному результату: молодое искусство кино умудрилось за время своего существования утратить до 80 процентов всех немых лент и до 50-ти — картин производства до 1950 года. Чтобы избежать этого в будущем, хотя, к глубочайшему сожалению, и сейчас невозможно обойтись без потерь, и существуют синематеки, Госфильмофонд в том числе, которые взяли на себя миссию спасения и сохранения, прежде всего, национальных кинобогатств, тем более, что, кроме них, заняться этим некому.
С 1964 года печатался по вопросам киноискусства (« Советский экран », « Искусство кино », «Киноведческие записки», «Сеанс», «Независимая газета», «Культура», «Кинопроцесс» и др.). Совместно с Валентином Михалковичем написал книги «Александр Форд» (1968), которая не вышла по цензурным соображениям, и «Анатомия мифа: Брижитт Бардо» (1975). В 1977 году за статью «Сентиментальное путешествие», послесловие к сценарию фильма « Бумажная луна », был удостоен приза Союза кинематографистов СССР. В течение нескольких десятилетий в кинотеатре Госфильмофонда «Иллюзион» читал лекции о зарубежном киноискусстве (цикл «Мастера экрана» и др.). Наум Клейман сказал о нём :
Он мало писал, будто намеренно ограничивал себя в этом, хотя обладал несомненным даром оратора, талантом замечательно осмыслять сказанное, думать во время речи. Неслучайно, его соавтор по знаменитой книге о Бардо Валентин Михалкович говорил: «Мы месим тесто, а Дмитриев поставляет нам муку». Он был концептуальным мыслителем, и это его качество, я думаю, нам ещё только предстоит оценить.
Снимался в фильмах « Скорбное бесчувствие » (1983) и «Долой коммерцию на любовном фронте, или Услуги по взаимности» (1988). Соавтор сценариев документальных фильмов «Земля обетованная. Возвращение» (2000), «Цветы времен оккупации» (2003), «Большие каникулы 30-х», «Сороковые» (2004) и др.
Умер 7 июля 2013 года в Москве. Похоронен на Востряковском кладбище.