Доисторическая Корея
- 1 year ago
- 0
- 0
Доисторическая или первобытная медицина — совокупность знаний, представлений и навыков, касающихся природы и методов лечения болезней, которыми владели первобытные люди.
Главным и наиболее информативным типом источников для историка являются письменные источники. Однако письменность появляется лишь с переходом от первобытности к цивилизации; следовательно, при изучении доисторического периода исследователям приходится опираться на две группы источников: данные археологии и данные антропологии .
Останки первобытных людей, как скелетированные, так и естественным образом мумифицированные (см. например, болотные люди ), могут дать информацию о том, какими болезнями страдали первобытные люди, что послужило причиной их смерти, а также какую медицинскую помощь они получали при жизни.
Первые ритуализированные захоронения обнаруживаются у неандертальцев , живших около 350—35 тысяч лет назад. Неандертальцы были генетически очень близки к человеку современного вида и могли иметь смешанное репродуктивное потомство. Ранее считалось, что неандерталец является прямым предком современного человека, однако сейчас антропологи придерживаются мнения, что неандерталец — тупиковая ветвь рода Homo . Несколько тысячелетий неандертальцы и люди современного вида существовали параллельно, контактируя друг с другом и, очевидно, вступая в смешанные браки (поскольку у большинства ныне живущих людей, кроме негроидов, есть гены неандертальцев), затем, около 35 тысяч лет назад, неандертальцы вымерли по неизвестным причинам.
Согласно исследованиям строения черепа неандертальцев, у них были развиты зоны, отвечающие за реакцию, однако меньше, чем у человека современного вида, развито абстрактное мышление. Тем не менее, неандертальцы обладали достаточно развитым сознанием и социальными отношениями, чтобы создавать сложные ритуализированные погребения. Типичное неандертальское погребение выглядело следующем образом: в земле вырывали яму овальной формы глубиной от 40 до 60 см. Тело покойного укладывалось в определенную позу — чаще всего, лежа на боку, с коленями, подтянутыми к голове и сложенными руками, то есть в позе сна или позе эмбриона. В могилу помещались предметы, которыми неандерталец пользовался при жизни, например, каменные орудия, а также еда (в некоторых захоронениях были обнаружены обгоревшие кости животных); могилы украшались охрой и цветами.
Одними из первых свидетельств наличия медицины у первобытных людей являются находки в пещере Шанидар в Ираке. В 1960-е пещере были обнаружены девять скелетов неандертальцев, причем многие обнаруженные скелеты несут следы тяжелых патологий — следы болезней и травм. Люди с такими недугами не могли бы выжить самостоятельно, что свидетельствует о развитой взаимопомощи в коллективе неандертальцев. Тела были захоронены на ложе из веток и украшены букетиками и связками из целебных растений, среди которых: тысячелистник , золототысячник , крестовник , алтей , водяные лилии , эфедра и мальвовые . Все эти растения и сегодня произрастают на территории Ирака.
Наиболее примечательный из обнаруженных скелетов — т.н. «старец из Шанидара» — мужчина-неандерталец возрастом от 40 до 50 лет, большую часть жизни проживший инвалидом: его правая рука была ампутирована по плечо еще в ранней юности, он был слепым на левый глаз, о чем свидетельствуют повреждения латеральной стенки левой глазничной впадины, кроме того, «старец» страдал от артрита и мог бы прожить такую долгую жизнь только благодаря заботе соплеменников. Зубы «старца» были стерты до десен в результате постоянного жевания — предполагается, что его занятием в племени было жевание кожи в целях ее обработки.
Еще одно известное захоронение — мужчина из пещеры Буфья-Бонневаль во французской коммуне Ла-Шапель-о-Сен , примерно того же возраста (около 45 лет), страдавший от артрита и перелома бедра, свидетельствующих о том, что тот был лежачим больным.
Одним из методов изучения первобытности является наблюдение за народами, находящимися на стадии первобытно-общинного строя — аборигенами Африки, Океании, Австралии, Южной Америки, а также Сибири и Крайнего Севера России . Они широко используют лекарственные свойства растений и минералов, умеют останавливать кровотечение при помощи подручных средств (паутина, зола, жир), высасывать яд при укусе ядовитой змеи, прижигать раны, накладывать повязки и компрессы, производить кровопускание. Скорее всего, всеми этими навыками обладал и первобытный человек, хотя в научной среде существует дискуссия о правомерности распространения данных, полученных при наблюдении за современными аборигенами, на существенно более ранние эпохи.
Также следует учитывать, что в настоящее время даже в самых отдаленных и изолированных регионах ощущается влияние цивилизации. Международные медицинские организации, такие как Врачи без границ , Красный крест и другие осуществляют свою деятельность по всему земному шару, содействуя снижению смертности в развивающихся странах. В 1967 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла решение об интенсификации искоренения натуральной оспы с помощью массовой вакцинации человечества, в результате чего была полностью побеждена болезнь, уносившая жизни десятков миллионов человек ежегодно. . Силами международных организаций и волонтеров осуществляются вакцинация населения развивающихся стран и организация карантинов при вспышках особо опасных инфекционных заболеваний , благодаря чему улучшается ситуация даже в самых неблагоприятных по уровню здравоохранения регионах.
Находки жилищ, посуды, одежды, орудий труда и др. дают нам представление о том, в каких условиях жили первобытные люди и как условия их существования влияли на их здоровье и продолжительность жизни.
Последний крупный ледниковый период — Вюрмское оледенение — длился приблизительно с 110 до 10 тыс лет до н.э. Таким образом, культуры неандертальцев и людей современного вида эпохи палеолита возникали и развивались в условиях глобального похолодания. Последний ледниковый максимум, когда общий объём льда в ледниках был наибольшим, относится ко времени около 26—20 тысяч лет назад. Север Евразии был покрыт ледником, а нынешняя пустыня Сахара и долина Нила были болотами.
На стенах пещер в Южной Испании и Франции вместе с рисунками первобытного человека находят отпечатки ладоней, нанесенных при помощи различных минеральных красителей, например охры. На некоторых отпечатках видно отсутствие верхних фаланг пальцев рук — вероятно, следствие обморожения (хотя не исключено и ритуальное самоповреждение).
В палеолите человек жил присваивающим хозяйством — охотой и собирательством, вследствие чего вел преимущественно кочевой образ жизни. Пещеры, вопреки распространенному мнению, использовались как временные убежища, а не постоянное жилище, одновременно люди строили шалаши и хижины из веток, шкур и крупных костей. Доступные первобытному человеку жилища не могли защитить от холода и сырости, что негативно сказывалось на здоровье.
Темпы воспроизводства населения в эпоху палеолита, вероятно, были близки к темпам воспроизводства современных охотников и собирателей — в среднем каждая здоровая женщина рожает раз в три года.
Плохие условия существования доисторического человека вызывали множество более или менее тяжелых болезней и приводили к преждевременной смерти. Основные болезни первобытного человека — , , инфекционные заболевания, травмы, раны и переломы, полученные на охоте или в сражении. Особо частыми были болезни костей, главным образом, артрит конечностей.
Первобытный человек весьма часто страдал от зубной боли и всевозможных болезней, поражающих зубы. Вследствие питания грубой и плохо приготовленной пищей зубы истирались и деформировались. Такое состояние зубов замечается не только в Европе, но и в Америке на черепах, принадлежащих различным периодам, как старокаменному , так новокаменному и бронзовому . Даже у 12-летних уже происходило разрушение жевательной поверхности зубов. Часто встречалась костоеда , более характерная для обитателей севера, чем юга. Зубы, покрытые винным камнем , с остатками пищи, очевидно, не содержались в чистоте. В связи с болезнями зубов наблюдаются страдания челюстей: часто встречаются воспаление надкостницы и разрастание челюсти; зубные ячейки обезображены. По состоянию зубов мы можем до некоторой степени составить представление о том, как часто первобытные люди страдали зубной болью. Также следует отметить, что на состояние зубов женщин негативное влияние оказывали частые беременности — так как формирующийся плод нуждается в кальции , зачастую организм матери страдает от недостатка витаминов и минералов, особенно если ее питание и без того скудно, что приводит к истощению организма и постепенному разрушению зубов.
По всей видимости, единственным лечением, которое первобытные люди могли получить, являлась примитивная процедура удаления зуба . Для облегчения боли использовались растения с обезболивающим эффектом, в том числе наркотические.
Мировоззрение первобытных людей характеризуется словом « анимизм » или « фетишизм »: все люди и предметы имеют душу; она уходит во время сна или после смерти, но продолжает пребывать постоянно около живых; она вселяется в здорового и вызывает болезнь и, чтобы её изгнать, следует пустить в ход всякие хитрости. Испокон веков болезнь считалась следствием воздействия злого духа или демона — чтобы вылечить болезнь, следует изгнать духа. Для этого применялись различные магические ритуалы, заклинания, молитвы и заговоры.
Не имея фундаментальных представлений о причине возникновения большинства болезней, первобытный человек все же обладал некоторыми практическими навыками, обеспечивающими его выживание. Древние охотники часто получали травмы во время добычи пищи, раны от клыков и когтей диких животных, вывихи и переломы от падений; нередки и следы боевых ран, нанесенных каменным или металлическим оружием. Если в рану попадала инфекция, смерть от заражения крови или столбняка была неизбежна. Ученые обнаружили на некоторых скелетах следы правильно залеченных переломов, свидетельствующие о том, что первобытные люди хорошо умели вправлять переломы и накладывать шины , вероятно, из глины.
В 2022 году была опубликована работа о сделанной около 31 000 лет назад ампутации ноги у человека, останки которого были найдены на Борнео . Пациент выжил и прожил ещё 6-9 лет .
Техника трепанации черепа появилась как минимум 7 000 лет назад. Если в каменном веке после этой операции умирало больше половины пациентов, то в бронзовом — уже меньше 20% .
Первый трепанированный череп ископаемого человека был найден в Латинской Америке — в районе города Куско на территории Перу в 1865 году. На сегодняшний день обнаружено множество ископаемых черепов со следами трепанаций из всех регионов земного шара. Отверстия встречаются разной формы и размера, чаще круглые, но бывают и прямоугольные или треугольные; встречаются черепа с несколькими отверстиями. Чаще всего делалось единственное небольшое отверстие круглой формы — именно в таком случае у подвергнутого операции человека были наибольшие шансы на выживание.
Полное заживление трепанационного отверстия характеризуется наличием замыкающей пластинки, прикрывающей губчатое вещество. После удачно проведенной трепанации не было обнаружено следов растрескивания, периостита , остеомиелита . Продолжительность жизни оперированных людей в случае удачного течения операции составляла не менее 2–3 лет, но могла достигать и 10–15 лет (что очень существенно с учетом невысокой средней продолжительности жизни людей в каменном веке). Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на территории Перу показал, что процент выживаемости после такого рода операций достигал 70%.
Чаще всего трепанации производились на взрослых мужчинах. Высказывались различные предположения о причинах этих операций, по наиболее вероятной версии, трепанация черепа производилась как часть ритуального лечения — через отверстие шаман изгонял злого духа, вызвавшего болезнь. Обратная теория рассматривает первобытные трепанации как ритуальное самоповреждение с целью открытия так называемого «третьего глаза» — галлюцинаций и спутанности сознания, принимаемых за ясновидение .
Во многих первобытных обществах конца XIX и начала XX века сохранился обычай отрубать фалангу пальца или же весь палец по смерти родственника, вождя, а то и просто члена рода. В горных районах Новой Гвинеи этот ритуал жив и сегодня. Строго говоря, это не столько выражение скорби, сколько попытка умилостивить дух родственника, который по смерти может причинить неприятности живым. И в наши дни, по свидетельству датского путешественника А. Фальк-Рённе , в горных районах Новой Гвинеи «всякий раз, когда у женщины случается горе, она отрубает фалангу одного из пальцев. Из-за этого обычая многие женщины к старости лишаются пальцев и становятся инвалидами».